...
Меня всегда забавляла склонность некоторых людей выделять чёткую зависимость между качеством исполняемой музыки и стилем. Вот, то есть, когда трэш – это хорошо, а когда, например, грув или хардкор – ужасно, продажно и вообще членство. Точной статистикой не обладаю, но мне кажется, что больше, чем фанаты Sepultura, этой заразой болеют только поклонники Slayer. Пример североамериканцев в данной ситуации красноречив: после выхода забавного Diabolus in Musica и отличного God Hates Us All поклонники было подумали, что всю группу разом настигла деменция, и более-менее успокоиться смогли лишь после выхода реабилитирующего Christ Illusion. Многим было уже достаточно, что альбом 2006-го года содержит в себе небольшие дозы хардкора, а в основе своей положительная реакция зиждилась на простом постулате “Трэш, ёпта! Ломбардо!”. Тот факт, что тамошний трэш, в большинстве своём, сыгран, словно на швабре, а удачные треки звучат удачно именно благодаря тем самым дозам хардкора, во внимание не принимался. А уж по какой надуманной причине Ломбардо заслуживал место в группе больше, чем Бостаф, для меня вообще загадка. А теперь представьте, какого было бразильцам, у которых и фронтмен почернел, и музыка куда сильнее ушла от каноничного трэша.
Не стоит, конечно, подгонять всех под одну гребёнку. На счастье, подобного рода фанатья – меньшинство, и это либо дядьки в маразме, либо совсем молодняк без своего мнения. Тоже в маразме. Но орут они всегда громче всех, создавая ошибочное впечатление о своём количественном превосходстве. И они же, точно так же, как то было с Christ Illusion, в своём фирменном стиле, сделали рекламу Dante XXI, который действительно можно рассматривать как пробуждение после достаточно стрёмного сна. Не рискнул бы назвать этот альбом возвращением к корням, каким его видят многие, но его звучание однозначно куда более подточено под классические формы, хотя он и выглядит, как иссушенный Roorback. Материал здесь - это не архаизм, звучащий, словно из конца 80-х. Это всё тот же грув, но источенный до трэшевого состояния и сбросивший с себя жировой панцирь, обнажив шустрый ритмический рисунок, который, в свою очередь, продемонстрировал мнимую картину техничности. Стоило чуть изменить приоритеты, сделать ставку на скорость, избавиться от ню-металлических и хардкоровых элементов (теперь это только призрак на “Buried Words”) – и мы получили работу, которая звучит на удивление свежо. Как ни странно это прозвучит, но в этом заслуга не сабжа, а Roots, Against, Nation и Roorback. Своим схожим в целом звучанием (с поправками в отношении этники и вокала) они уже настолько набили оскомину, что незамысловатый, в принципе, альбом выглядит чуть ли не откровением. Наконец-то появились своеобразные хиты, и это не калифы на час, вроде “Mind War”. Ураганная “Convicted in Life” безо всякой сторонней помощи даёт жару всему альбому и потенциально была способна стать флагманом поздней Sepultura. Но мозговскрывающий клип буквально её обессмертил, отправив “Convicted in Life” не только на вечное пребывание в сет-листах, но и гарантировал место в “Пантеоне Бессмертных”, наряду с “Troops of Doom”, “Innerself”, “Beneath the Remains”, “Arise” и “Refuse/Resist”.
Безмерно уважаю Деррека, как личность, даже несмотря на то, что не разделяю некоторые аспекты его мировоззрения, но как к вокалисту мне так и не удалось к нему привыкнуть. Ну очень уж своеобразная манера пения выглядит действительно уместно там, где идёт нарочитое охардкоривание музыки на грани чуть ли не с хип-хопом в вокальных партиях (“Who Must Die?” спета блестяще), но там, где группа старается держаться своего курса, возникающий диссонанс накладывает свой отпечаток на восприятие. Если группа при поиске вокалиста ставила своей целью максимально далеко отойти от манеры Макса – то им это удалось на все 146%. Плюс к этому, они получили отличного фронтмена, который своим поведением на сцене затыкает за пояс Кавалеру-старшего, нынешние кондиции которого сложно описать как-то иначе, чем термином “Кабан Прямоходящий”. Но Dante стал местом, где я в кои-то веки не отвлекаюсь на работу Грина, проникаясь в равной мере всеми аспектами диска. Нет, вру, отвлекаюсь на удачные попытки показать гибкость вокала в “City of Dis”и “Crown and Miter”.
Очень велик соблазн тут и остановиться, поставить альбому “9” и идти по своим делам. Но, увы, и он не безупречен. И ладно бы главная проблема была в том, что в моём воображении совершенно не сходятся кусочки пазла “Концепция - Музыка”. Всё-таки, мой примитивный разум не может вписать средневековую поэму Данте в жёсткий и угловатый каркас трэш-грува группы, как ни старайся. В этом плане антиутопия Бёрджесса выглядит более приспособляемой под остервенелую мясорубку A-Lex. Но концепция – это не то, что способно фатально сказаться на материале. В музыке главное – музыка. Проблемы начинаются тогда, когда музыканты, ловившие эйфорию в скоростных темах, начинают походить на слепых котят, когда темп резко падает. Из всех песен, где скорость держится на уровне ниже среднего, только про “Ostia” можно сказать, что она украшает альбом (а её в свою очередь украшают струнные и пианино), а вот “Fighting On”, “Nuclear Seven” и “Repeating the Horror” есть, по сути, инородные тела, которые фактического вреда не наносят, но серьёзно портят впечатление. Главная подстава в том, что две последние находятся во второй половине альбома, что, с учётом того, что оттеняют их в основном всяческие бессмысленные “интро”, серьёзно сбивает дыхание альбома перед самым финишем. Одинокая “Crown and Miter” в поле не воин. Но это удивлять не должно: после ухода Макса вменяемые слоу-треки писались с частотой прихода Христа на нашу грешную землю. Всё-таки, это не стезя Киссера.
Dante XXI является альбомом, появление которого, в принципе, можно подставить в логическую цепочку. Но всё равно есть впечатление, что он вышел, скорее, вопреки. Roorback был уже сносным, но всё равно в плане качества был ближе к своим двум предшественникам. И было куда больше шансов, что бразильцы выпустят альбом-копию Roorback, на котором безболезненная стагнация будет преподноситься под оболочкой мнимого развития. В этом отношении они смогли удивить, но откровения здесь не произошло. Оно меня ждало много позже – когда мне довелось услышать A-Lex.