Почему именно ЯГА? Ответ находим в значениях букв у славян: Я(мне) Г(движение, дорогу) А(путь указывающая), то есть мне дорогу указывающая.
Это бред в духе "этрусски - "это русские", и прочей ахинеи имени Фоменко и Задорнова.
По некоторым источникам Яга происходит от старинного русского слова "ягать" - кричать.
По-литовски (а этот язык самый архаичный из ныне здравствующих индо-европейских)
Jėga - это "
сила", например.
Образ Яги уходит корнями в пещерные времена. Эта мерзкая старуха, хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охраняла границы «иного царства» — царства мертвых. В сказках Баба-яга живет на краю леса («Избушка, встань ко мне передом, к лесу задом»), а лес у древних ассоциировался со смертью. Баба-яга не только охраняла границу между мирами живых и мертвых, но и была проводником душ умерших на тот свет, поэтому одна нога у нее костяная — та, которая стояла в мире мертвых.
В сказках сохранились отзвуки древних легенд. Так, Баба-яга помогает герою попасть в тридевятое царство — загробный мир — при помощи определенных ритуалов. Она топит баню для героя. Затем кормит-поит его. Все это соответствовало обрядам, совершаемым над покойником: омовение усопшего, «покойницкое» угощение. Еда мертвых не подходила для живых, поэтому, требуя еды, герой тем самым показывал, что он не боится этой пищи, что он «настоящий» усопший. Герой временно умирает для мира живых, чтобы попасть на тот свет, в тридевятое царство.
В славянской мифологии традиционное место обитания сказочной Бабы-яги — это своего рода таможня, пункт перехода из мира живых в царство мертвых. Поворачиваясь к герою передом, к лесу задом, а потом наоборот, избушка открывала вход то в мир живых, то в мир мертвых.
Мифологический и сказочный образ необычной избушки взят из реальности. В древности умерших хоронили в тесных домиках — домовинах (по-украински гроб до сих пор называется «домовина»). В сказках подчеркивается теснота избушки-гроба: «Лежит Баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос».
Гробы-домовины ставили на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями — казалось, что такая «избушка» и правда стоит на куриных ногах. Домовины ставились отверстием, обращенным в противоположную от поселения сторону, к лесу, поэтому герой просит избушку на курьих ножках повернуться к нему передом, к лесу задом.
Тут, в принципе, здраво, единственное что: в какой древности и кто хоронил в домиках? Известны так называемые "воздушные" погребения, когда - да, труп могли оставлять на некоем настиле в лесу, например, или даже в подобии домика, но эти вещи не сохраняются веками, а известны в основном из недавних наблюдений за дикими племенами, о применении же такого типа погребений тем или иным племенем в далёком прошлом можно, скорее, догадываться. То есть, если вы нашли в лесу кости со следами охры, то вероятно, что когда то тут кого то оставили гнить где то выше поверхности земли, но в домике или так на землю кинули (что тоже практикуется и по ныне) - тут понять будет тяжко. Дерево не сохраняется, практически.