Весёлый и динамичный вестерн, классика жанра от Джона Форда. Почти всё течение картины, за исключением начала (когда пассажиры дилижанса только собираются со своими чемоданами) и конца (когда те же пассажиры прибывают в город и решают свои "мелкие" вопросы) проходит в дороге, в пути, полном опасности. Начало меня, честно говоря, не слишком зацепило - игра актёров показалась слишком пафосной. Однако, ст
оило дилижансу разогнаться, всё сразу встало на свои места - и сюжет двинулся, и актёры преобразились. Понравилось то, что здесь нет ярковыраженных главных ролей - в дилижансе все персонажи более-менее равнозначны. Итак, вот они все: молоденькая красивая Люси Мэлори (Луиза Платт), ищущая своего мужа-офицера; изгнанный из города доктор-пьяница Бун (Томас Митчелл); бывшая проститутка Даллас (Клер Тревор), изгнанная так же, как и Бун, из города; картёжник-профессионал Хэтфилд (Джон Кэррадайн); торговец спиртным Пикок (Дональд Мик); в последний момент в экипаж успевает ввалиться грузный банкир Гейтвуд (Бертон Черчилль), демагог и трус; снаружи дилижансом управляют двое - кучер Бак (Энди Дивайн), неунывающий болтун, страшно боящийся индейцев, и шериф ("маршал") Кёрли (Джордж Бэнкрофт), представитель закона с винчестером. Всё это дело в начале пути сопровождает дюжина кавалеристов, но вскоре, получив другой приказ, они отчаливают, и дилижанс движется по опасным местам без охраны. Через какое-то время по выезду из города экипаж дилижанса пополняется ещё одним пассажиром: местный ковбой-разбойник (а кто в то время в тех краях не был, хотя бы чуть-чуть, разбойником!?) Ринго Кид (самый востребованный фордовский актёр Джон Уэйн) - он потерял лошадь, а "маршал" Кёрли, не будь дурак, его арестовывает. (Причём, они с Ринго - друзья с детства. ) Вот в таком составе дилижанс движется по живописной Долине монументов, где горы-скалы, словно, острова в океане пустыни.
Одно из главных достоинств картины - выразительность образов персонажей. Самый наглядный, пожалуй, пример - это доктор Бун. За эту роль Томас Митчелл получил свой заслуженный "Оскар". Говорить про Буна "доктор" в начале фильма можно лишь с большой иронией. Практически всю картину Бун не выпускает из рук рюмку, а то и пьёт просто из горла. Узнав, что маленький неприметный Пикок является торговцем спиртным, и везёт с собой образцы виски, Бун (ну, конечно!) становится лучшим другом Пикока, выхлёбывая за время поездки все его лучшие сорта.

Этот же Пикок, имени которого никто не может запомнить - самый комичный персонаж. Он очень миролюбивый, обращается ко всем "брат мой" ("сестра моя"), и его автоматически все называют "преподобный", на что Пикок всегда отвечает: "Нет-нет, я не священник!"

Банкир Гейтвуд - самый трусливый пассажир, нытик, полоскающий мозги всем попутчикам. Люси Мэлори - несгибаемая девушка, упорно идущая к своей цели. Даллас оказывается очень доброй и отзывчивой натурой. Хэтфилд и Ринго показывают себя, как настоящие рыцари и джентельмены, заботящиеся за дамами. Соответственно, в пути образуются две "пары": Люси + Хэтфилд и Даллас + Ринго.
Дилижанс останавливается на одном из постоялых дворов. (За изгородью возвышаются ядрёные 3-метровые кактусы.

) Встречные солдаты сообщают Люси страшную новость: её муж офицер накануне был тяжело ранен. Люси и без того плохо себя чувствует, после же такой новости она падает в обморок. Более того, у Люси случаются... преждевременные роды! Да-да, ни персонажи, ни зрители до этого момента не подозревают, что девушка беременна. Принимать роды приходится Буну - для этого его в срочном порядке "отрезвляют". И Бун справляется на-отлично! Даллас ни на минуту не отходит от Люси, ухаживая за ней. Видя такую отзывчивость приглянувшейся ему женщины, Ринго ещё больше влюбляется в Даллас, и делает ей предложение уехать вместе к нему на ранчо. Даллас помогает "Малышу" Ринго бежать. Но Ринго тут же возвращается, ибо индейцы неподалёку уже запалили "боевые костры". Вот с этой отметки - 1:04 - фильм приобретает новый толчок и новую скорость. Дилижанс вынужден снова двинуться в путь, несмотря на слабость Люси. Теперь уже мы видим самую настоящую погоню. Кучер Бак, настёгивая лошадь, кричит фразу, которая в течении фильма прозвучала, наверное, пол-сотни раз: "Давай, Дорог
уша! Быстрей, Дорог
уша!!"
Самая масштабная сцена фильма, вошедшая в историю мирового кино - погоня и нападение племени индейцев на дилижанс. Всё очень натурально, а в съёмках этой сцены участвовало реальное племя индейцев навахо. Любителям перестрелок здесь будет на что посмотреть!

Мужчины-пассажиры отстреливались очень хорошо. Однако, у них через какое-то время кончились все патроны. Меня сильно впечатлила такая сцена: Хэтфилд, влюблённый в Люси, видит, что у него в револьвере остался всего один патрон, и он решает застрелить девушку, дабы индейцы не сняли с неё скальп, попади она в плен... вытягивает руку, целясь Люси в затылок, ложит палец на спуск (в кадре только рука с револьвером и затылок)... и вдруг после звука закадрового выстрела рука роняет револьвер - мы понимаем, что это убит Хэтфилд!
В Лордсбурге, куда потрёпанный дилижанс всё же добирается, народ, узнав, что приехал сам "Малыш" Ринго, разбегается в разные стороны - сейчас что-то будет! У Ринго должок сразу к троим, и видя этих бандитов, среди которых выделяется их главарь Люк Пламмер (Том Тайлер), возникает вопрос: хоть Ринго и неплох, но не погорячился ли он, идя один против этих троих?! Тем более, когда у тебя в винчестере осталось всего-то ровно 3 патрона... Вообще, конечно, кульминационная финальная перестрелка - соль любого вестерна, куда же без таковой! Но, на удивление, Д.Форд почти не показывает нам самой перестрелки - лишь 3 стремительных выстрела Ринго, попали ли они, или не попали, непонятно. А тем более мы в шоке, когда в салун, откуда он недавно вышел на "бой", возвращается Люк Пламмер! Но это эффектная режиссёрская находка - посмотрите сами!
Крылатые фразы из фильма:
1) "Джентльмены не курят в присутствии дам!" "Вчера мне довелось вытаскивать пулю из одного несчастного, которого застрелил джентльмен… Пуля была в спине!"
2) "Моя жена, она убежала!" "Найдёшь другую!" "Жену-то я найду, но она взяла моё ружьё и лошадь! Где я такую найду!? Я её так люблю, я бил её кнутом, а она никогда не не уставала!" "Жена!?" "Да нет, лошадь! Новую жену найти легко - но не такую лошадь! Моя красавица!"
3) "Билли! Немедленно свяжись с нашим главным офисом в Чикаго и телеграфируй следующее: "Сегодня на главной улице Лондсбурга был убит Малыш Ринго... Случайными жертвами перестрелки стали..." Оставь место, потом впишем!" "Я не слышал никакой стрельбы!" "Ничего, ещё услышишь!"
Некоторые факты:
1) Как ни удивительно, "Дилижанс" - один из немногих вестернов, которому удалось попасть в советский кинопрокат. Правда, в СССР фильм шёл под названием "Путешествие будет опасным".
2) "Дилижанс" очень нравился И.Бергману. Довольно странно, на мой взгляд, ибо между динамичной фордовской картиной и статичной манерой Бергмана не нахожу, вообще, ничего общего.
3) Прыжки человека с одной запряженной в дилижанс лошади на другую (в сцене погони) являются уникальными для своего времени.