читать далее
Прочёл книгу воспоминаний "миссис Хадсон советского кино" Рины Зелёной и меня очень заинтересовал её рассказ о фильме "Подкидыш". Во-первых, удивил сам факт, что эта замечательная актриса, совместно с известным детским литератором Агнией Барто, стала соавтором сценария фильма. А во-вторых, крайне любопытными оказались подробности съёмок "Подкидыша". Вот что пишет Рина Зелёная:
"Когда мы писали сценарий, было твёрдо решено, что роли взрослых должны исполнять самые замечательные актёры. Например, я предложила Ростислава Плятта и Фаину Раневскую, моих любимых актёров, хотя они ещё ни разу до тех пор не снимались в кино. Оставалось найти четырёхлетнюю героиню. И вот тут-то неожиданно начались мучения. Или родители были тогда несознательные и не отдавали своих детей сниматься в кино, или дети были в то время другие (они ведь ещё не смотрели по телевизору «Спокойной ночи, малыши!» и «Кинопанораму»). Во всяком случае, отыскать нужную девочку не удавалось никак. Найдём как будто подходящую — она разговаривать совсем не умеет. Другая, кажется, всем хороша, но настоящая бука, рукой закрывается. Как быть? Где же взять такую актрису, которая бы подходила по всем статьям? Ассистенты долго ли, коротко ли — ура! — вдруг нашли. Лучше не придумаешь! Все ликуют. Наконец-то наш очаровательный «подкидыш» Наташка (Вероника Лебедева) стоит в кабинете директора картины, окружённая взрослыми, и непринуждённо со всеми беседует, как маленькая фея. Съёмочная группа в восторге от её болтовни, от кудрей и улыбки. Всем, всем хороша, ни одного недостатка! И только потом, во время съёмок, выяснилось, кого мы нашли. Внешность этого ангела ничего общего не имела с её характером. Все другие дети, приглашённые в картину, ребятишки из детского сада, брат Наташки по сценарию Юрка - все весело и охотно снимались, слушались режиссёра, выполняя все его указания. Но этот чертёнок Наташка приводила всех в отчаяние!
Хорошо помню эти ужасные дни. Совершенная катастрофа. Весь съёмочный коллектив: оператор, осветители, актёры в гриме, костюмах, дети из детского сада с воспитателями — ждут за часом час. Чистые пруды перекрыты милицией. А Наташка ни за что не желает сниматься. Мама, которая воспитала это сокровище, тоже пытается уговорить свою дочку. Но та просто не обращает на маменьку никакого внимания. Тогда на помощь режиссёру бросаются приехавшие на съёмку авторы. Они-то уж твёрдо уверены, что прекрасно знают детей и сумеют уговорить одного несносного ребёнка. Куда там! Наташка топает ногами и начинает реветь. И вот в минуту полного отчаяния, когда оператор стал уговаривать эту злодейку хоть на минутку подойти к аппарату, вдруг она потребовала, чтоб тогда он подарил ей велосипед. Тот, конечно, пообещал подарить ей велосипед и вообще всё, что она захочет. Тогда Наташка строго предупредила его: "Значит, как только я подойду к твоему аппарату, сразу давай велосипед! И я поеду домой!" Актриса подошла к аппарату и важно заявила: "Ну, снимай скорей! А то мы с мамой сейчас уедем!" Но тут подошла режиссёр фильма Татьяна Николаевна Лукашевич и спокойно ей сказала: "Сейчас мы будем тебя снимать, но только имей в виду, что велосипеда тебе подарить никак нельзя." Наташка завопила: "Это не твой велосипед! Это дяди Кости велосипед!" "Нет, - говорит Татьяна Николаевна - этот велосипед принадлежит киностудии, и его никому нельзя подарить." Оператор в ужасе! Всё пропало! Девочка вопит на весь бульвар. Но вдруг происходит неожиданное: она внезапно успокаивается, подходит к оператору и говорит: "Ну, раз это не твой велосипед, давай я и так буду сниматься." Это было настоящее укрощение строптивой. Очевидно, серьёзная простота, с которой обратилась к ней Татьяна Николаевна, была для неё столь непривычной, что с тех пор всё пошло прекрасно. Наташка снималась, в каждой сцене делала всё, что просила режиссёр."
Ну, как можно было не посмотреть фильм поле такого рассказа!? Ну, как можно было после такого рассказа не посмотреть на эту Наташку!? Посмотрел, и остался очень доволен! Эта добрая трогательная комедия, считаю, никого не оставит равнодушным - она для взрослых о детях... или, может быть, для детей о взрослых...
Маленькая Наташка (Вероника Лебедева) потерялась в Москве. На вопросы: "Девочка, где ты живёшь?" Наташка отвечала лишь: "Шестая квартира. Звонить два раза", поэтому её возвращение по такому "подробному" адресу затянулось. Будучи очень общительной, в течении этого тёплого летнего дня Наташка знакомится с множеством самых разных людей: это и дети из детского сада, и одинокий холостяк (Ростислав Плятт), и бездетная пара Ляля (Фаина Раневская) / Муля (Петр Репнин), и футболисты команды "Спартак". На пути Наташки происходит масса интересных и забавных ситуаций, а девочку, между тем, активно ищут по всему городу...
Фильм содержит множество замечательных актёрских ролей. Неподражаем Ростислав Плятт, забавна Рина Зелёная (она играет на редкость болтливую домработницу), убедительна Ольга Жизнева (по фильму мама Наташки)... ну, и конечно, великолепна Фаина Георгиевна Раневская, масштаб таланта которой, проявляющийся здесь в полной мере, не оценит разве что лишь слепой! Кстати, знаменитая кинофраза Раневской "Муля, не нервируй меня!" - именно отсюда, из этого фильма
Итак, замысел трёх женщин - А.Барто / Р.Зелёной / Т.Лукашевич, - и воплощение этого замысла, на мой взгляд, удались сполна. Всячески рекомендую посмотреть всем этот яркий, добрый и весёлый фильм.
P.S. "Когда в павильоне снимали сцену с Пляттом, все сбегались смотреть. Нельзя даже было сказать, кто из них играет лучше. Однажды на съёмке Наташка должна была полотенцем вытирать мокрую голову Плятта. Помреж лил воду ему на голову, летели брызги... "Плятт, зачем ты плюваешься!?" - кричала Наташка. "Во-первых, не "плюваешься", а плюёшься - поправлял он, захлёбываясь, - а во-вторых, скорей вытирай мне голову!" На четвёртом дубле он начал уже дрожать от холода (павильон не отапливался). "Даа, - вспоминает он с удовольствием - тогда я чуть не схватил воспаление лёгких на 8-м дубле!" По существу, Плятту от Наташки доставалось больше других. Но он всё терпел с присущими ему профессионализмом и добротой." (Рина Зелёная)