Уайатт Эрп: Возвращение в Томбстоун (П.Лэндрес, Ф.МакДональд, 1994)читать далее
Уайатт Эрп - популярная в вестерн-мифологии фигура, один из главных "героев" Дикого Запада, и про него (или же вокруг него) снято довольно много фильмов. Интересно вспомнить, сколько и какие: "Моя дорогая Клементина" (1946), "Перестрелка в О.К. Коррале" (1957), "Осень шайенов" (1964), "Доктор Кто" (1966), "Час оружия" (1967), "Док" (1971), "Томбстоун" (1993), "Уайатт Эрп" (1994), "Дедвуд" (телесериал, 2006)… Роль Уайатта Эрпа в разное время исполняли такие звёздные актёры, как Генри Фонда, Берт Ланкастер, Джеймс Стюарт, Кевин Костнер, Курт Рассел и др. Не все эти фильмы мне удалось увидеть самому, но из всех киноверсий жизни Эрпа, с которыми я знаком, фильм "Уайатт Эрп: Возвращение в Томбстоун" 1994-го года (не путать с картиной "Уайатт Эрп" (реж. Л. Кэздан) того же года выпуска) - на мой взгляд, самый слабый.
Крайне любопытная ситуация с дуэтом режиссёров Лэндрес/МакДональд: Полу Лэндресу на момент съёмок был 81 год (!), а его напарнику Фрэнку МакДональду инфо (в т. ч. и здесь на сайте - убедитесь сами) дату смерти относит… к 1980-му году! То есть, простите, как он мог снимать фильм в 94-м, если умер в 80-м?! Предположим, про 1980-й - это ошибка (хотя вряд ли, ибо он родился в 1899-м), тогда по тем же инфо получается, что "У. Э. Возвращение…" стал для каждого из них последним фильмом в карьере. Увы, двум опытным мастерам блеснуть напоследок не удалось, что, отчасти, и понятно - босс должен быть один, у семи нянек дитя известно какое. Сюда же добавлю ещё один шизо-факт: два фильма с практически одинаковыми названиями вышли фактически одновременно: "Уайатт Эрп" Кэздана - 24 июня 1994 г., "У.Э. Возвращение…" - неделю спустя: 1 июля 1994 г. Подобная ситуация - либо стремление запутать зрителя, либо (что вернее) нескрываемая конъюнктура.
Итак, Уайатт Эрп, этот романтизированный (непонятно зачем) полубандит/полушериф - какой он на этот раз? Да такой же, как и всегда, особенность лишь в том, что здесь солидный седой старик Эрп приезжает в Тумбстоун, и одну за другой рассказывает истории о своей лихой молодости. Таким образом, фильм разбит на куски, описывающие эти истории Эрпа - эпизод с подарочным пистолетом, случай с ограблением дилижанса, знаменитая перестрелка в О. К. Коррале, и т. д. Роль Эрпа исполняет небезызвестный Хью О’Брайен, что, на мой взгляд, является крайне неудачным выбором режиссёров. Почему? Во-первых, глядя на франтоватый вид и лоснящуюся физиономию О’Брайена, любой зритель вслед за Станиславским вправе сказать своё "не верю!". Во-вторых, никто ещё не отменял целесообразности сходства (в разумных пределах) исторического лица и актёра, переносящего его образ на экран. (Например, вы можете себе представить А. Семчева в роли В. Путина? Я - нет.) Посмотрите на фото Уайатта Эрпа: настороженный взгляд исподлобья, холодные колючие глаза, большие усищи - абсолютно ничего общего с внешностью Хью О’Брайена, полная противоположность!
Но что раздражает больше всего - это то, что данный Эрп-версия № 10 ходит по самому бандитскому городу Дикого Запада Томбстоуну, словно по подиуму, аккуратненько с иголочки одетым и, самое главное, никогда и ни при каких обстоятельствах не пуская в ход свой револьвер (надо полагать, болтающийся у него на боку исключительно ради декорации). В одном из конфликтов он даже говорит своему визави: "Я не буду в тебя стрелять. Если хочешь, стреляй мне в спину." Умри всё живое. Занавес.
Перестрелка в Окей-Коррале (в исторической действительности - обыкновенная бандитская разборка двух семейных кланов) снята отвратительно: вовсю используя замедленную съёмку по методу Сэма Пекинпа, отцы-режиссёры выдали какой-то сюр, где пули летят очень долго, и вообще, непонятно куда.
Вы знаете, одно дело смотреть этот фильм, совсем не владея вопросами истории Дикого Запада, и совсем другое дело смотреть "Возвращение", будучи в курсе, кто такой этот Уайатт Эрп и кем он был на самом деле. А в реальности Эрп был бандитом и грабителем, лишь в отдельные моменты своей жизни становясь (при возможности) "законником". Тех, кто не верит, отсылаю к основанной на документах книге Ю. Стукалина "Дикий Запад и его герои".
Кстати, знаете, почему образ Эрпа пользуется такой "популярностью" у киношников? Дело в том, что в конце 20-х годов престарелый Уайатт Эрп, каким-то чудом сумевший избежать своей пули на Диком Западе, активно консультировал голливудские киностудии на предмет того, каким должен быть вестерн. Вот дедушка и наконсультировал, как и про кого, в первую очередь, надо снимать!
5/10Мертвец (Д.Джармуш, 1995)читать далее
Культовый фильм культового режиссёра с культовым актёром в главной роли. (Соответственно: "Мертвец" Д. Джармуша с Д. Деппом.) Обязателен для просмотра всем, кто хочет получить от кино помимо красивой картинки что-нибудь ещё и для ума, и для души. Кстати сказать, шедевр.
Вообще, свои разрозненные и противоречивые мысли об этом фильме мне трудно сложить в одну чёткую и осмысленную картину. О "Мертвеце" настолько сложно что-либо писать, что трудно вспомнить какую-нибудь другую картину, столь же непростую в плане рассказа о ней. Честно говоря, я и сейчас не до конца понял все замыслы автора и то, что же хотел сказать некоторыми моментами своей картины Джим Джармуш. Таков "Мертвец" - его нужно домысливать и всячески осмысливать.
Молодой бухгалтер по имени Уильям Блейк (Д. Депп) приезжает по приглашению на работу в мрачный и грязный городок, затерявшийся где-то на Диком Западе. Работодатель Дикинсон (Р. Митчум) оказывается человеком, мягко говоря, недобросовестным, и Уильям остаётся в чужом городе под открытым небом. К счастью, а может быть, и наоборот, он знакомится с девушкой Тэл (М. Авитал), у которой проводит ночь. Неожиданно к Тэл вламывается её бывший "бойфренд" Чарли (Г. Бирн) и разыгрывается сцена, где Чарли с Уильямом одновременно стреляют друг в друга. Чарли падает замертво, получая пулю в горло, а Уильям…
Вот на этом месте остановимся отдельно. Что же на самом деле произошло с главным героем - он ранен (!?), он смертельно ранен (!?), или, может быть… мёртв!? При первом просмотре фильма у меня даже не появилось никаких сомнений, что "просто" ранен, а вопрос индейца Никто (Г. Фармер), заданный Уильяму при их встрече - "Это ты убил бледнолицего, который УБИЛ тебя?" - я посчитал всего лишь бредом обкуренного идейца. Но как, вроде бы, вытекает из контекста фильма, Уильям УЖЕ мёртв. Да и не выжил бы ни один человек, у которого пуля застряла в сердце, а некий индеец поковырялся бы грязным ножом в такой ране, пытаясь эту пулю вытащить. Отсюда возникает следующий вопрос: если главный герой мёртв (да и само название фильма намекает на это), то каким образом мертвец совершает все дальнейшие действия!? Ведь мертвецы, как известно, лежат бездыханными, как правило, в могилах, и уж точно не имеют обыкновения ходить повсюду и постреливать. Так значит, Уильям НЕ мёртв!?
Можно сделать следующее: поделить концепцию фильма на две линии, где первой будет та, в которой Уильям всё-таки жив, и, исходя из этого, осмыслить для себя все последующие события с точки зрения живого главного героя; вторая же линия - та, где Уильям мёртв, и соответственно, можно давать оценку событиям уже с этой, противопопложной точки зрения. То есть, некий интерактив - зритель сам выбирает путь интерпретации происходящего на экране.
Здесь хочется остановиться и сказать всем, кто так же, как и я, пытается подвести под всю эту историю фундамент логики: господа, а ведь "Мастер и Маргарита" Булгакова тоже не особенно правдоподобное произведение, что не мешает ему быть шедевром, не так ли!? Хочется, очень хочется объяснить всё материально-умозрительно, но будем исходить из того, что есть.
А есть у нас с вами в наличии шикарнейший фильм, произведение искусства. Все последующие метания Уильяма Блейка (в продолжении к уже описанному выше), его уход от преследования "охотников за головами", поиски пищи (кстати, а ведь мертвецам-то еда не нужна - только живым!), его общение с забавным Никто и познавание через этого индейца другого взгляда на мир с последующим индейским обрядом посвящения (в мёртвые!?) - всё это глубоко метафорично, практически за каждым кадром спрятаны смысл и определённая мысль. А саундтрек фильма, Музыка (да, именно так, с большой буквы), его сопровождающая - неотъемлемая часть единого целого; без этого звукового ряда, создаваемого психоделической гитарой, невозможно представить законченной картины.
Чем, вообще, мерится сила фильма? Может быть, тем, насколько глубокий след оставил этот фильм в душе!? Несмотря на отдельные противоречивые моменты и прочие несущественные недостатки, вынужден откровенно признать: "Мертвец" оставил в душе неизгладимый след.
9.5/10