читать далее
Об этом фильме я узнал из многочисленных, донельзя восторженных ("10 из 10", "гениально" и т.п.) отзывов, а также из темы "Неизвестные шедевры кино". Было нетрудно поддаться на экстра-положительные высказывания о картине М.Соави, и я внёс название "О смерти, о любви" в свой список приоритетных фильмов "для обязательного просмотра" под №1.
Впечатления после просмотра оказались таковы: давно не доводилось испытывать столь сильного разочаровывания! Уже после первых 10-15-ти минут мне стало понятно, "куда я попал", а ощущение тошноты - в самом буквальном натуралистичном смысле слова - стойко поддерживалось до конца "сеанса". Да, это был именно сеанс - сеанс эпатажа и шоковой терапии. Впрочем, любая "терапия" подразумевает некий целительный эффект - здесь же всё безнадёжно и беспросветно. В том смысле, что "врач сказал: в морг!", и ТОЛЬКО в морг, никакого оптимизма не ждите.
Хочу специально подчеркнуть, что в мои задачи не входит кого-то обидеть, или с кем-то поспорить - я выражаю своё личное впечатление, а восприятие этого фильма, на мой взгляд, как никакого другого, полностью зависит от ВКУСА зрителя. Один вкус - понравится, другой вкус - вызовет отвращение, третий - ещё что-нибудь... Но, в любом случае, констатирую: нездорового здесь - выше крыши. Начиная с чернейшего чувства юмора, сконцентрированного абсурда, смешения стилей (натуральная солянка), бросающейся в глаза легковесности - и заканчивая явновыраженными элементами некрофилии. Заметьте, я употребляю слово "некрофилия" в его научном значении, включающем в себя, например, такие понятия, как "влечение к похоронной атрибутике и обрядам", или "стремление видеть или обонять разлагающуюся плоть" (сцена в склепе). А половой акт на могиле - разве не из того же ряда!? Всё перечисленное, в той, или иной своей мере, а также прочая кладбищенская эстетика - всё это в фильме Соави ЕСТЬ. Мне, конечно, возразят: но ведь всё это заключено в юмористические рамки, мол, пародия, и всё такое. "Хорошая" пародия - представляю себе, как активно использовалась для съёмок в течении месяца (или больше?) территория некоего полузаброшенного кладбища (ведь не всё в кадре бутафория!?)!
Немного о сюжете. Молодой парень Франческо с специально подобранной фамилией Делламорте (Руперт Эверетт) - смотритель, сторож и попечитель (всё в одном лице) местного кладбища. На этом кладбище весьма оригинальные покойники - они почему-то непременно норовят вылезти из могилы в течении 7-ми дней после похорон. Вылезут, и ходят, пошатываясь, норовя укусить. (Глупее просто не придумать.) Чтобы навсегда "упокоить" этих зомби, Франческо приходится сносить им черепушки всем, что под руку попадётся - когда лопатой, когда могильным крестом, но чаще всего выстрелом из своего пистолета. У Франческо есть напарник - бессловестный даун, больше напоминающий животное, чем человека, с не менее противным именем Гнаги (Ф.Хаджи-Лазаро). Итак, Франческо отстреливает зомби, а Гнаги, в основном, эту безголовую мертвечину закапывает обратно. Сумасшедший дом. "А медикаментов груды - мы в унитаз, кто не дурак. Вот это жизнь! И вдруг Бермуды... вот те раз, нельзя же так!" (В.Высоцкий). В жизнь Франческо в один "прекрасный" день врывается молодая вдова, героиня Анны Фальчи - она хоронит своего престарелого мужа (разница в возрасте между супругами, кстати, составляла лет этак 40, не меньше), Франческо влюбляется в девушку с первого взгляда, и вот уже, познакомившись с вдовой, кладбищенский сторож совокупляется с ней прямо на могиле её горячо любимого мужа... В общем, не сюжет, а полный идиотизм. В дальнейшем маразм ещё больше крепчает - в фильме появляются летающе-разговаривающая вонючая оторванная голова, мотолюбитель, похороненный вместе со своим мотоциклом, и соответственно, восстающий из могилы верхом на ревущем железном друге, и т.д. Бррр!
Самый главный вопрос: о чём этот фильм? Название его, вроде бы, само даёт красноречивый ответ: о смерти и о любви. Но у меня большие сомнения, что фильм именно об этом. 1) О смерти. Неужели можно говорить о смерти - одной из самых вдохновляющих тем в искусстве - столь несерьёзно и поверхностно?! Я бы даже сказал, издевательски. Как, вообще, можно сводить серьёзнейшую тему к пошлой визуальной и словесной бутафории?! Допускаю, что довести тему смерти до окончательного абсурда, если специально задаться целью это сделать, в принципе, можно. Пример - "Неприятности с Гарри" А.Хичкока. Но у нас здесь, вроде бы, исходя из названия и многочисленным отзывам-интерпретациям смерть позиционируется, как понятие серьёзное. На деле же, ничего такого даже и близко нет. 2) О любви. Господа, есть ли в фильме, вообще, любовь?! Лично у меня большие сомнения на сей счёт. Не буду голословным, и приведу факты из сюжета: а) героиня Анны Фальчи утверждает, что истово любит своего мужа даже после его смерти - на деле же, отдаётся малознакомому мужику тут же, на могиле возлюбленного; б) секретарша нового мэра приезжает на кладбище к сторожу, которого она видела до этого лишь однажды, и отдаётся ему; в) "студентка" (3-я ипостась Фальчи) говорит, что любит Франческо, но после секса с ним требует денег... Где же во всём этом любовь?! Мне всегда казалось, что любовь - глубокое чувство, а в этом фильме показывается "любовь" столь легкомысленно-легковесная, возникающая ни на чём и из ниоткуда (в первом случае героиню возбудил склеп, наполненный черепами, кишками и гниющей плотью), что это явновыраженная ПАРОДИЯ на любовь.
Итак, фильм "О смерти, о любви" рассказывает не о смерти и не о любви, а пародирует, высмеивает эти чувства - к сожалению, это так. Кто не согласен с моим выводом, пусть приведёт хотя бы один пример, что это не так. Таких примеров, увы, в фильме нет. Фильм Соави, в моём понимании - это фильм-кич. Добавлю - нездоровый кич. Факторы нездоровья я уже перечислял, добавлю к ним ещё один: в сцене, когда Франческо пытается поцеловать "вдову", она говорит: "Нет, вот так!", набрасывая на голову и шею парня красную вуаль, натягивая её, и целуя Франческо через материю - в этой сцене проявляется духовное родство Соави с Ардженто, и одновременно обнажаются присущие стилю "джелло" скрытые элементы садизма.
Напоследок, осталось выяснить - в самом деле ли картина содержит в себе некий "философский контекст" и имееет ли она какие-либо основания на звание "высокохудожественного произведения современного искусства" (цитирую одного рецензента)? Пусть каждый ответит на этот вопрос сам себе, мой же ответ: нет, ни в малейшей степени. Я просто-напросто считаю, что фильм ни того, ни другого не показал, созидательного начала в себе он не несёт. И последнее. Почему всё-таки произошёл такой прокол - фильм, столь нахваливаемый, на деле оказался практически пустышкой!? Ответ прост, сам собой в очередной раз вырисовывается вывод: никогда не поддавайтесь мнению и вкусу большинства, всегда думайте своей головой!
читать далее
Смотрел этот фильм в кинотеатре на большом экране. Скажу честно - он меня не впечатлил.
Вначале идёт сцена, где двое детей, мальчик и девочка, сидят на берегу реки, на мостках. Мостки вдруг (отчего-то почему-то) надломились, девочка проваливается вниз, зацепившись за край, а мальчик, вместо того, чтобы помочь ей выбраться, зачем-то кричит: "Я сейчас взрослых позову!", и убегает. Бежит через лес (это когда же он до взрослых доберётся - за это время 10 раз утонуть можно), выбегает на дорогу, и... его сбивает машина! То есть, за минуту нас, зрителей, встречают сразу двумя смертями, причём, обе выглядят неубедительно и как-то ненатурально. Как серпом по яйцам (русская народная поговорка).
И тут же действие фильма переносится лет на 25 вперёд, в наши дни. Тот мальчик всё-таки оказывается жив - он перенёс клиническую смерть и теперь, уже взрослый, является главным героем картины по имени Натан (Ромен Дюри). Натан адвокат, он разведён с женой (какая нелепость в свете последующих событий, говорящих об его огромной к ней любви), успешно ведёт свои дела, но здесь вырисовывается ещё один персонаж - странноватый тип Кей (знаменитый Джон Малкович). Этот Кей - какой-то там учёный, связанный с медициной, но зачем-то он всячески назойливо ищет контакта с Натаном. И однажды ему удаётся уговорить главного героя зайти с ним в метро, где Кей указывает на человека, предсказывая, что этот человек через минуту погибнет. Так и получается, человек погибает, а данный случай никак не может выйти из головы Натана - как этому Кею удалось!?
Печальный фильм на тему "нам не дано предугадать свою смерть". Вокруг Натана в течении фильма происходит очень много летальных исходов - даже я бы сказал, чересчур. Как и в ситуции из самого начала фильма, лично мне это кажется неестественным. Более того, несмотря на всю свою трогательность и неизбежную сентиментальность, мне картина, в целом, видится слишком мрачной, безысходной. (Прямо, хоть сейчас ложись в гроб и помирай.) Сама её атмосфера, настроение и музыка. Игра актёров также откровением не стала - в меру сильно сыграл разве что Джон Малкович, но тот, видимо, просто не умеет играть ниже определённого уровня.
Поэтому, ввиду всего вышеизложенного, картина, что называется, не зацепила. Да, видел слёзы у двух женщин, выходящих из зала кинотеатра, но с другой стороны, видел и как несколько человек ушли посреди сеанса, не досмотрев фильм до конца. Всё относительно. Да, и конечно, momento mori.