Быстрый и мертвый (С.Рэйми, 1995)читать далее
В дикий городок на Диком Западе - дикий даже для Дикого Запада, - приезжает молодая женщина по имени Эллен. Или так: героиня Шарон Стоун, хрупкая и стройная, в полной ковбойской экипировке, но при этом с неизменным макияжем на лице (где она там в пустыне умудряется макияж себе делать!?), с ганфайтерской аммуницией (пояс, кольт в кабуре, все дела), но при этом с худенькими тонкими ручонками (это как же такими-то револьвер держать - разве что, только двумя руками!?), верхом на лошади въезжает в этот мерзкий городок, который и мужчины-то нормальные объедут стороной. Попутно, в маленьком эпизодическом прологе, нам успевают продемонстрировать благородство женщины: недалеко от городка в героиню Шарон выстрелил один отморозок, но она, притворившись мёртвой, обезоружила его, но... не убила. Итак, смелая, ловкая, красивая и благородная героиня - все достоинства налицо.
Вопрос: а чего она, "Шарон Стоун", здесь забыла? По ходу фильма становится ясно - ею движет месть, которую Эллен вынашивала не менее 20-ти лет, и вот, вроде бы, момент сатисфакции назрел. Постепенно зрителю раскрываются душераздирающие подробности разыгравшейся много лет назад сцены, - вызывающие, кстати сказать, дежавю с очень схожими моментами из фильмов С.Леоне, - и зритель недвусмысленно кивает головой: да, ТАКОЕ злодейство достойно мести, кары и жестокой смерти. В общем, Эллен приехала убить главного злодея с соответствующим именем Ирод.
Ирод - своего рода цапок для данного городка, он держит население в страхе и берёт со всех и каждого аж 50 процентов за "право на жизнь". Роль Ирода с блеском исполняет Джин Хэкмен, его работа, на мой взгляд - настоящее украшение фильма.
Ну, а дальше в городе начинается турнир. Нет, не родео и не такой, как в старом вестерне "Винчестер-73", а дуэльный турнир стрелков. Участники разбиваются на пары и стреляют друг в друга с боем часов, когда стрелка на циферблате достигнет 12-ти. Оставшийся на ногах выходит в следующий раунд, где стреляется с другим победителем - и т.д. до финала. Пуле-летальный исход в каждой паре, естественно, неизбежен. Жестоко? Бесспорно! Мне столь кровавый дуэльный сюжет во многом напомнил картину "Тринадцать" (Г.Баблуани, 2005). Что же заставляет людей так рисковать жизнью? Две вещи: 1) жажда наживы (за победу в турнире обещан баснословный приз - 123 тысячи долларов); 2) самонадеянность (каждый думает, что он самый быстрый и самый меткий стрелок). Впрочем, есть и третье - именно то, из-за чего сюда приехала Эллен, - она записывается в турнир, чтобы свести счёты с Иродом.
Ещё один персонаж картины из числа главных - Корт, в роли которого широко известный на сегодняшний день Курт Рассел. Корт ранее был членом банды Ирода, но однажды решил "завязать", ушёл в проповедники, и вот теперь по приказу "цапка" Корта разыскали и привезли в этот мерзкий городок, где посадили на цепь. Корт всегда был самым быстрым в стрельбе, и только лишь его в данном отношении Ирод признавал себе равным. Загвоздка в том, что став служителем Богу, Корт принципиально отказался от насилия, и все действия Ирода направлены на то, чтобы его поединок с бывшим супер-стрелком всё же состоялся.
Примерно такова главная канва сюжета. Надо признать, что сценарий у Саймона Мура получился на славу - вроде бы, ничего сверхъестественного, но именно то, что нужно для хорошего вестерна. А вот о реализации можно спорить. С одной стороны, постановка Сэма Рэйми очень зрелищна, очень качественна, но с другой стороны, моменты неправдоподобия и перебора в ней всё же присутствуют. Например, про образ, созданный Шарон Стоун, я уже немного сказал. Женщина она, безусловно, внешне яркая и сексуальная, но несколько отстаёт чисто в актёрском плане. Постельная сцена между Эллен и Кортом в конечном итоге из фильма была вырезана, и считаю это правильным шагом, поскольку таковая сцена, хотя и не много, но уводила от вестерна к мелодраме. А вот свою обнажённую грудь Шарон всё-таки с успехом продемонстрировала ("не вынесла душа поэта"), на что я могу сказать - да, красиво, да, эротично, но так ли уж это требовало развитие сюжета?! Также отрицательно я выскажусь по поводу появления в фильме Леонардо Ди Каприо - опять-таки, лобби Шарон: ну, слишком уж незрело, не гармонично, наигранно выглядит здесь этот щуплый мальчик. Я хоть и не Станиславский, но скажу: не верю! Не верю и в такие пулевые отверстия в теле, сквозь которые видно солнце с другой стороны. Не верю в меткие выстрелы Корта одновременно с двух рук себе за спину. Не самые приятные чувства я испытываю от смакования чистоты и девственного блеска кольтов, явно арендованных для съёмок из музеев. А постоянное и непрекращающееся верчение револьверов вокруг пальцев - что это, как не штапм!? (Не покрутил манерно пистолетом - так, значит, и не стрелок вовсе?!) С другой стороны, всё перечисленное не может, по большому счёту, испортить общее впечатление от картины. Да и работу оператора я оцениваю очень высоко.
Зрелищный фильм, и это его главный плюс. Хотя работу Сэма Рэйми трудно сравнивать с вестернами прошлых лет, но смотрится она забавно. Кстати, в эпизодической роли гробовщика здесь снимается состарившийся Вуди Строуд - актёр, поучаствовавший во многих классических вестернах, - и это немного символично.
8.5/10Поезд на Юму (Д.Мэнголд, 2007)читать далее
Танцую от печки - от названия: мне не понятно, как оригинальному названию картины 3:10 to Yuma можно было дать такой перевод, как "Поезд на Юму", ибо где в английской фразе "поезд"?! Вероятно, НАШИ прокатчики т.о. решили абстрагироваться от фильма 57-го года, но ведь сами создатели римейка-2007 этого не сделали! В любом случае, странно видеть русскоязычное название и его английский "эквивалент" в виде "Поезд на Юму" (3:10 to Yuma), так как очевидно, что одно другому не соответствует.
Далее, полностью поддерживаю мысль, что фильм Д.Мэнголда (какая интересная фамилия - практически "золотой человек"!) получился весьма качественным, сильным, зрелищным. Но при этом изумляют массовые высказывания о том, что картина якобы мега-шедевральная, что она заслуживает оценки никак не меньше 10/10, что это лучший вестерн, образец жанра, и т.д. Насчёт высшего балла: 10/10 - это потолок, это совершенство, а ведь даже самые рьяные поклонники фильма сами не отрицают наличие в нём слабых мест... противоречие, не находите!? Про "лучший вестерн" - так и хочется спросить: а сколько вестернов вы видели в своей жизни - пять, десять, пятнадцать? Мне кажется, что необходимо посмотреть, как минимум, 40-50-60 вестернов (то есть, несколько десятков) для того, чтобы делать столь серьёзные выводы, как "лучший вестерн". Смотря, с чем сравнивать - как ни крути, всегда всё относительно.
И последнее, самое важное: зачем убеждённо-пессимистически утверждать, что "в этом жанре невозможно создать что-то новое"!? Подобные обобщения лично у меня вызывают недоумение. Рано, господа, вы похоронили вестерн, ой рано! Вестерн, как жанр, себя ещё проявит, и не раз - поживём-посмотрим, жизнь покажет.
Итак, "Поезд на Юму"... Фабула этой картины заключается в противостоянии двух личностей - главаря банды Бена Уэйда (в его роли Рассел Кроу) и простого земледельца Дэна Эванса (Кристиан Бэйл). Надо сразу же отметить, что оба эти персонажа отнюдь нетипичны для своего круга. Взять бандита Уэйда: где вы ещё видели, чтобы головорез перед очередным своим злодейством сосредоточенно и увлечённо делал зарисовки с натуры!? Или, как тот же злодей цитировал слово в слово страницу из Библии, подходящую своей моралью данному конкретному моменту. Или, что вообще, обладал таким даром красноречия, что мог убедить кого угодно в чём угодно, и ни одна женщина была не в силах устоять перед силой его слов... Фермер Эванс - ветеран Гражданской войны, поучаствовавший всего лишь в одном бою и умудрившийся в этом единственном бою - да ещё и при отступлении, да ещё и от выстрела своего же однополчанина - получить столь серьёзное ранение в ногу, что часть ноги пришлось ампутировать, а Дэн остался инвалидом. Нет, особенность фермера даже не в неудачливости, а в закомплексованности (видимо, первое как раз и рождалось вторым): всё-таки взрослый опытный мужчина, а в нём целый букет комплексов перед женой и перед двумя сыновьями - как-то это странно.
Банда Уэйда совершает налёт на дилижанс с огромными деньгами. Эванс, ставший очевидцем нападения, рассказывает блюстителям закона о том, куда поехал Уэйд. Последнего и берут при помощи фермера, отвлёкшего на себя внимание Уэйда. Наконец, дабы расплатиться с долгами, Эванс решается на отчаяный шаг - конвоирование главаря банды до ж/д станции за плату в 200 долларов. Идея эта, если задуматься, совершенно идиотская и сумасбродная - он не мог не понимать, что банда Уэйда попытается отбить своего главаря, а ведь Эванс уже видел, что представляет из себя эта банда. Видел, и тем не менее, решил рискнуть собственной жизнью, а соответственно, и будущим жены с двумя детьми (если он погибнет, то кто позаботится о них!?) за 200 долларов! Впрочем, я говорю не о сумме - не важно, сколько за это могли дать - 200 долларов, или тысячу, - я говорю о том, что идея конвоировать Уэйда априори выглядит обреченной.
И вот группа конвоиров, включая Эванса, сопровождает аса бандитского мира Уэйда на станцию, и глядя на всё это, у меня создаётся полное ощущение, что заключённый в наручники Уэйд может в любой момент, когда захочет, расправиться со всеми своими вооружёнными конвоирами - он сильнее, опытнее, хитрее и морально устойчивее, чем все они вместе взятые. А ведь где-то рядом ещё и банда Уэйда...
Картина уже где-то с середины принимает характер психологического противостояния. На экране сплошные парадоксы: злодей Бен Уэйд, оказывается, не такое уж и исчадие ада - он может быть добрым, и что звучит ещё фантастичнее, великодушным (!); закомплексованный фермер Дэн Эванс, оказывается, может идти до конца и напролом, умеет держать слово и не забывать о том, что в каждой ситуации он - пример для своих сыновей. А ещё, оказывается, Уэйд и Эванс - такие, казалось бы, разные и даже полярные по своей сути люди - могут проникаться взаимосимпатией друг к другу, и даже... Впрочем, стоп - дальше без меня.
Лишь несколько мыслей напоследок. 1) Любителям перестрелок пищи для глаз хватит сполна - с этим делом, по-моему, здесь даже перебор. А перебор рождает неправдоподобность. 2) Идея сюжета - успеть к прибытию поезда в строго определённое время - недвусмысленно отсылает к эпохальному вестерну "Ровно в полдень". Тем более, что фильм Ф.Циннемана был снят в 1952-м, а "В 3:10 на Юму" - пятью годами позже. 3) Чертовски интересен и выразителен в своём злодейском облике 1-го зама главаря банды Бен Фостер - по омерзительности образа, созданного Фостером на экране, ему сопоставим, если брать именно вестерн-жанр, разве что лишь Клаус Кински (в "На несколько долларов больше" и особенно в "Великом молчании"). 4) Самый последний кадр фильма - лошадь, бегущая на зов своего хозяина, - на мой взгляд, крайне неудачная идея, перечёркивающая многие последовательные мысли автора по ходу двухчасового повествования.
8.5/10