Учитель пения (Н.Бирман, 1972)читать далее
Руководителю школьного детского хора Ефрему Николаевичу (Андрей Попов) дети подарили щенка. Не без сопротивления, но семья Ефрема Николаевича - супруга Клавдия Петровна (Людмила Иванова), сын Дима (Константин Кошкин) и дочь Тамара (Ирина Алфёрова) - маленькую собаку в доме приняла. Тинг (так назвали пса) рос в музыкальной среде - неотлучно находясь при своём хозяине, он не пропустил ни одной репетиции школьного хора. Повышалось и мастерство самого хора, руководимого энтузиастом своего дела Ефремом Николаевичем. Между педагогом и завучем (Людмила Аринина) состоялся разговор, в котором учитель пения предложил придать школе статус "с певческим уклоном". Но чтобы эту идею претворить в жизнь, Ефрему Николаевичу со своими подопечными необходимо победить в приближающемся конкурсе. И вроде бы, для победы имеются все предпосылки, но случается непредвиденное: отец Андрюши, солиста хора, забирает сына в математический интернат. Остаться накануне конкурса без солиста - что может быть хуже для хора!? Ефрем Николаевич пробует подыскать Андрюше замену, но найти равноценную не удаётся. А тем временем случается ещё одно несчастье - пропадает Тинг. Семья учителя пения накануне получила новую квартиру, и пёс, если он найдётся, придёт на старую. Ефрему Николаевичу, привязавшемуся к своему меньшему другу, нужно что-то придумать...
"Учитель пения" - добрая лирическая музыкальная комедия Наума Бирмана ("Хроника пикирующего бомбардировщика"), приятная и романтичная, вызывающая ностальгические чувства - впервые этот фильм я увидел ещё в детстве. Постановщику удалось - и весьма обаятельно, на мой взгляд, - свести воедино музыкальность, добрый юмор, фильм для детей и "собачью" тему ("Ко мне, Мухтар!", "Белый Бим...", и т.д.). А блестящий актёрский ансамбль добавил всему этому дополнительного шарма.
Говоря об актёрах, начать стоит, конечно, с Андрея Попова - замечательного исполнителя главной роли: образ учителя подан Поповым столь точно и гармонично, что создаётся полное ощущение настоящего реального человека Ефрема Николаевича Соломатина, а не актёра, его имитирующего. По-моему, это высшая степень мастерства. Из множества эпизодов картины с участием актёра можно вспомнить, например, такой: учитель пения отбирает у хулиганистого вида подростков во дворе гитару, и показывает им, как нужно петь - душевно, проникновенно... в этом эпизоде Попов неподражаем! В небольших, но ярких сценах в фильме участвуют ещё два великих актёра того времени - Евгений Евстигнеев и Александр Демьяненко. Оба вовсю использовали своё незаурядное комедийное дарование - эти сцены попросту невозможно смотреть без смеха! В "Учителе пения" свою первую полноценную кинороль сыграла Ирина Алфёрова. Будучи 20-летней студенткой, Ирина тайком от преподавателей (студентам-театралам запрещали сниматься) ездила на съёмки из Москвы в Ленинград. В картине героиня Алфёровой - взбалмошная красавица, которую одолевают многочисленные поклонники. Добрым словом нужно помянуть и несравненную Людмилу Иванову, и убедительную Людмилу Аринину, и комичного Георгия Штиля (парикмахер, отец Андрюши), и всех юных героев, так замечательно и звонко поющих.
Отдельно хочется сказать о композиторе Вениамине Баснере - именно его работа делает фильм столь музыкальным и придаёт ему бодрое настроение мажорной мелодией песни "Щенок по имени Пёс" (на стихи А.Галича). Кстати, блуждая по городу в поисках хозяина, Тинг приходит как раз в те места, откуда слышатся звуки музыки - то к входу в филармонию, где настраиваются скрипачи, то к духовому оркестру военных моряков, идущих маршем по улицам Выборга (именно там снимался фильм)... Можно сказать, что музыка подобна жизненному маяку, ориентиру, к которому можно и нужно стремиться.
В заключении скажу, что "Учитель пения" - это, конечно, не безупречное кино, и не шедевр мирового кинематографа, но зато... сколько же в этом фильме чувства, сколько в нём доброты!
8.5/10Чужие письма (И.Авербах, 1975)читать далее
У 16-летней Зины Бегунковой (Светлана Смирнова), девочки из не самой благополучной семьи, брат Шура (Иван Бортник) решил жениться. Однако, обладательницу очень сложного характера Зину выбор брата не устраивает, и в результате семейного конфликта девочка на свадьбу не попадает. Зина уходит гулять по городу и находит Евгения Пряхина (Олег Янковский), друга детства Шуры. Пряхин катает Зину на машине, они приезжают на реку, где девочка признаётся мужчине, который вдвое старше её, в любви. Пряхин грубо отвергает такое признание. В результате, плачущая Зина оказывается одна во дворе своего дома, где её замечает молодая школьная учительница Вера Ивановна (Ирина Купченко). Вера Ивановна приводит Зину к себе в квартиру, успокаивает, девочка остаётся у учительницы ночевать, а после и вовсе пожить какое-то время. У Веры Ивановны вялотекущий роман с иногородним художником Игорем (Сергей Коваленков), который лишь изредка появляется в городе, а в остальное время пишет письма. Однажды Зина тайком прочитывает одно из писем Игоря. Она переписывает текст письма так, как будто письмо адресовано ей, Зине, а автором его является Пряхин, якобы признающийся девочке в любви...
Такова, если кратко, завязка этого глубокого и очень интересного с психологической точки зрения фильма. "Чужие письма" вскрывают сразу несколько тем морального-этического порядка, касаясь педагогики, воспитания в человеке личности, и т.д. Все эти темы, так или иначе, вертятся вокруг образа главной героини картины - юной Зины Бегунковой. Зина неуживчива и очень конфликтна. "Вот экземпляр! Со всем миром в ссоре!" - говорит про неё родной брат Шура. Махровый эгоцентризм Зины заставляет её проявлять принципиальность даже в каких-то совсем пустяковых делах. На непонимание окружающих Зина неизменно отвечает: "Кто правду говорит - того никто не любит!" Обладая недюжинными лидерскими способностями, эта девочка умеет "сесть на шею" и подчинить себе не только ровесников, но и взрослых. Что и происходит в её отношениях с Верой Ивановной: видя доброту, мягкость, уступчивость учительницы, её искреннее желание посвятить себя воспитанию детей, Зина умело всем этим пользуется. Вера Ивановна постепенно и незаметно для себя самой, особенно на фоне своей не слишко удачной личной жизни, всё больше и больше подпадает под психологическую зависимость от Зины, не замечая тот момент, когда оказывается пройденной грань, та самая "дистанция", отделяющая педагога от ученика. Зина, чувствуя свою силу, и считая, что она вправе вторгаться в личную жизнь окружающих, начинает давить на Веру Ивановну, толкая её к разрыву с Игорем...
Попробую высказать одну мысль, которую при ознакомлении в интернете с многочисленными отзывами на фильм я не встретил пока ещё нигде. У меня складывается ощущение, - и я думаю, что И.Авербах этот нюанс понимал сам, сознательно закладывая его в подоплёку сюжета, - что между двумя героинями, Верой Ивановной и Зиной, существует некая прочная психологическая связь. Слабый тянется к сильному, а сильный к слабому - они взаимопритягательны, как разнозаряженные стороны магнита. Есть натура, готовая к подчинению, и есть воля, готовая подавлять. Они нужны друг другу, они подсознательно стремятся друг к другу. Парадокс лишь в том, что слабой стороной здесь является учительница, а стороной сильной - её ученица, в два раза моложе своей учительницы. Не настаиваю на такой интерпретации. Но мне показалось, что дело обстоит именно так.
Зато сколько угодно можно препарировать фильм с точки зрения педагогики и проблемы "подрастающего поколения". Как научить подростка нравственности, как объяснить ему хотя бы ту элементарную основу основ - что нельзя читать чужие письма!? "Почему нельзя читать чужие письма!? ПРОСТО НЕЛЬЗЯ, И ВСЁ!" - выводит, как аксиому, как непреложную истину, пожилой опытный педагог. Ну, а дальнейшие жизненные перспективы представительницы "нового поколения" Зиночки лично у меня не вызывают никаких сомнений - такая, ради достижения своих целей, "пойдёт по головам". Увы.
Конечно, невозможно промолчать о ярком и блистательном исполнении Светланой Смирновой роли главной героини. Это - успех! Тем не менее, нужно сказать, что практически весь актёрский состав картины чрезвычайно хорош: И.Купченко, И.Бортник, О.Янковский, М.Булгакова, З.Шарко... А мои отдельные аплодисменты - постановщику Илье Авербаху!
8.5/10