Летняя поездка к морю (С.Агранович, 1978)читать далее
На мой взгляд, "Летняя поездка к морю" - один из самых сильных фильмов советского периода о Великой Отечественной войне. По крайней мере, в число 10-15-ти лучших картин жанра работа С.Аграновича, по моим ощущениям, входит. И пусть никого не обманывает расслабляющее название фильма, "Летняя поездка к морю" - картина предельно жёсткая и в чём-то даже жестокая.
Первые кадры: переполненный людьми трамвай, хмурые и тоскливые лица пассажиров, среди которых только женщины, старики и дети (мужчины - все на фронте!), из чьей-то сумки выглядывает газета с портретом Сталина на первой полосе, малыш (беспризорник!?) тайком отщипывает хлеб из чужой авоськи... Вот раздаётся вой сирены, трамвай останавливается, пассажиры поспешно разбегаются в поиске убежища... взрывы, хаос, огонь, горящие дома, пожарная команда спешит к пылающему зданию... Надпись в титрах: "Архангельск 1942 год".
Холодным северным летом 1942-го года из Архангельска к островам Новой Земли отплывает судно "Зубатка" с большим отрядом мальчиков-подростков на борту. Перед ребятами поставлена задача: сбор провианта - птичьих яиц, птичьего мяса, и т.д. - для голодающего, отдавшего все силы фронту города. Кстати, везде в сети, где мне встречалось описание фильма, синопсисы неизменно страдают существенной неточностью: провиант добывается не для экипажей потопленных кораблей, а именно для города. В составе ребят немало "трудных" подростков, лидером которых становится харизматичный Седой (юный Анатолий Горин, на мой взгляд, блестяще справился со своей ролью). Однако, все побаиваются и замкнутого неразговорчивого Жбанкова (Андрей Зотов), у которого на фронте погиб отец, а мать сразу после этого нашла другого. На "Зубатке" ребят делят на отряды, руководителем одного из них назначен пожилой и опытный Михаил Петрович (Николай Скоробогатов) - именно в его отряд попадают Седой, Жбанков, Мирон (Александр Куренной), Воинов (Игорь Фокин) и несколько десятков других мальчишек. На небольшом скалистом островке Михаил Петрович объясняет ребятам, что они будут собирать здесь яйца кайры, а позже бить и саму кайру (морскую птицу). Никто не решается ступить первым на крутые скалы - вперёд выходит хмурый Жбанков...
Ребята собирают яйца, бьют птицу, выбираются на соседний остров за питьевой водой. Причём, сами добытчики провианта к яйцам не притрагиваются, выполняя поставленную задачу, а хлеб с "Касатки" доставляют нерегулярно. Между тем, капитану "Касатки" поступает приказ: следовать на спасение людей с разбомленного немцами каравана союзников. И "Касатка" уходит. Далее в холодных волнах Баренцева моря происходит самая душераздирающая, на мой взгляд, сцена фильма, по своему шокирующему эффекту вполне сравнимая со зверствами фашистов в "Иди и смотри"...
На маленький скалистый островок в поисках своего сбитого лётчика наведываются немцы. Вместе с юными героями картины зрителю вдруг приходится ощутить холодное дыхание войны - вот она была где-то далеко-далеко, а вот она тут, рядом, прямо перед тобой, прямо перед дулом немецкого "Шмайсера", ЗДЕСЬ И СЕЙЧАС. Можно сколько угодно ненавидеть врага, но в эту минуту он сильнее, он вооружён, а ты - всего лишь ребёнок. Попробуйте поставить себя на место спрятавшегося, но обнаруженного немцами мальчика, читатель/зритель, и вы поймёте, насколько это дико и страшно.
Нетрудно догадаться, почему "Летняя поездка к морю" была надолго положена на полку - она кардинально отличалась от подавляющего большинства картин о войне, она напрочь несоответствовала представлению советского человека об этой войне. (Те же "Иди и смотри", например, были сняты 7-ю годами позже.) Картина С.Аграновича, будучи, в какой-то степени (пусть и в небольшой), предтечей "Сволочей" (2006), вообще, вторгалась в табуированную тему - тему ребёнка, взявшего оружие. Без недостатков, конечно же, не обошлось - к ним могу отнести выбор В.Проскурина на роль немецкого лётчика (актёр он неплохой, но какой же из него немец?!), некоторые мелкие штрихи с тем же лётчиком, и т.д. Опять-таки, само название фильма - оно просто-таки контрастирует с содержимым. Но всё это сущие мелочи - лично я, в целом, вижу картину исключительно сильной, жизненной, натуральной. Настоящий и глубокий фильм о войне.
9/10Я служил в охране Сталина, или Опыт документальной мифологии (С.Аранович, 1989)читать далее
Большинство работ видного советского кинорежиссёра Семёна Арановича ("Летняя поездка к морю", "Торпедоносцы", "Противостояние") - это взгляд в прошлое, в историю нашей страны ХХ века. Гармонично вписывается в этот ряд и документальный фильм позднего периода творчества мастера "Я служил в охране Сталина, или Опыт документальной мифологии". Фильм этот представляет собой монолог бывшего сотрудника охраны Сталина чекиста Алексея Рыбина, рассказывающего как о фактах своей своей собственной биографии, так и множество интересных историй из жизни и быта "вождя всех времён и народов". Последним, пожалуй, данная работа наиболее ценна.
Рыбин вспоминает интересные случаи с участием Сталина. Наиболее запомнившийся лично мне - с ботинками генераллисимуса. Сталин был человеком, сильно привязанным к вещам. Свои ботинки, например, он носил столь долго, что они полностью износились. Однажды горничная поменяла ботинки, убрав старые и поставив вместо них новые. Сталин, не найдя свои обношенные ботинки, устроил обслуге настоящий разнос... Или другой эпизод: после смерти вождя на его сберкнижке осталась сумма 4 руб. 40 копеек. Какую-то часть своих денег Сталин вкладывал в собственных детей, всё остальное, по словам Рыбина, уходило на Сталинские премии, ежегодно вручаемые деятелям науки и культуры. Получается, эти премии целиком состояли из личных денег Сталина.
Ещё один весьма немаловажный момент - отношения Сталина с женщинами после смерти жены Светланы Аллилуевой. Рыбин убеждённо заявляет: "Всякие отношения с женщинами после неё Сталин исключал. Охрана никогда не зафиксировала, чтобы он имел какие-либо особые симпатии к какой-либо артистке. Лично я этой штукой занимался с 30-го года, а может быть и раньше - найти какую-нибудь "крамолу" у него с точки зрения женщин. Ничего подобного, и никто ничего не видел!" Не верить Рыбину нет никаких оснований. Но в этом случае, возникают предположения такого рода: не была ли вызвана жестокость Сталина по отношению к собственному народу его не самой удачной личной жизнью!? Может быть, по иному сложилась бы судьба нашей страны, будь у этого человека близкий человек!?
Монолог Рыбина в фильме никак не комментируется, - это было условие, поставленное самим Рыбиным, - но время от времени его рассказ иллюстрируется кадрами хроники тех лет. Вот довольный Сталин с трибуны Мавзолея показывает в камеру какой-то жест, вот он своим неторопливым шагом идёт по Кремлю, вот он вместе с "лучшим другом" Кировым курит на палубе корабля, вот он взирает злым перекошенным взглядом с большой чёрно-белой фотографии... В какой-то момент, мне кажется, эти кадры вступают в некоторое противоречие с тем, о чём рассказывает Рыбин, в устах которого Сталин видится уж слишком положительным и безупречным.
Фильм поделён на две примерно равные части: в первой из них Рыбин рассказывает обо всём, что связано непосредственно с Сталиным, во второй - о себе, о своей личной судьбе. На момент съёмок Рыбину было уже 81 год, но любому зрителю очевидно, что этот бывший работник НКВД и ОГПУ сохранил прекрасную для столь преклонного возраста память и ясность ума. Цепкий взгляд и уши торчком очень точно дополняют образ человека из органов, самолично занимавшегося допросами и тесно работавшего с осведомителями. Существенный факт биографии Рыбина, рассказанный им во 2-й части фильма - работа военным комендантом Большого театра. Понятно, что в Большом, куда часто наведывался Хозяин, заведовать безопасностью должен был СВОЙ человек - им и оказался Рыбин.
Кроме прочих своих талантов, Рыбин показал перед камерой умение игры на баяне. Более того, съёмочная группа побывала и на занятиях детского музыкального кружка, который ведёт Рыбин. Вот здесь-то, как мне кажется, и раскрывается настоящая сущность героя фильма. Преподавая предмет предельно жёстко и требовательно, Рыбин в работе с детьми выдаёт в себе замашки настоящего сталиниста - человека, целиком и полностью сформировавшегося в 30-50-е годы под влиянием и порядками своего Хозяина. Смотришь, и полное ощущение того, что сталинизм никуда не уходил, он здесь, рядом с нами.
8.5/10