С большим интересом всегда отношусь к группам из бывшей Чехословакии... но с каждым разом всё больше убеждаюсь, что данный интерес в гораздо большей степени относится к чехам, нежели к словакам. Если чешские прого-дэтстеры неизменно радуют разнообразием и оригинальностью своих изысканий - могу навскидку назвать такие команды, как Forgotten Silence, Draco Hypnalis, Duobetic Homunkulus, !T.O.O.H.!, Scenery, - то словаки, на мой взгляд, как правило, более прямолинейны и не склонны к экстравагантности. Вот и дебютный альбом Morna - лишний повод утвердиться в подобном умозаключении. Сразу же бросается в глаза нетипичное для прого-дэта звучание - густое и глуховатое. Если брать рамки жанра, то в наше время мало кто пишется в столь АТМОСФЕРНОМ ключе. (Кстати, это идея -
Atmospheric Progressive Death Metal!?) Однако, давайте сакцентируем внимание на прого-дэте словаков: местами этот "прого-дэт" вполне интересен, но увы, совершенно линеен - при наличии не самых плохих ходов (хотя, опять же, местами) той самой "прогрессии" здесь ноль целых хрен десятых. (Прогрессив прогрессиву рознь!

) Главная фишка в игре группы - это регулярное чередование в рамках каждого отдельного трека густого и в меру атмосферного рифажа (1) с акустическими вставками переборной гитары и выходами протяжной соло-гитары (2). Довольно-таки нетривиальный подход, но с другой стороны, он практически наглухо закрывает люк к стороне разнообразия - вот вам две ипостаси, они поданы вдоль, поперёк, крест-на-крест, в профиль и анфас, но их только две! Любят ребята переборы, очень любят, без них обходиться никак не могут!

И если под рифы, как и положено, ревёт гроулинг, то в акустико-переборных фрагментам зачастую присутствуют хоровые чистоголосые распевы (вот безобразие!

). О темпе: преимущественно, на альбоме процветает среднетемповая размеренность. Но есть и исключения - например, одна из самых быстрых и интенсивных (наверное, самая) вещей альбома Shades of Unpleasant Souls. (Замечу в скобках, что быстрый темп номера, тем не менее, не уберёг его от встречи всё с той же вездесущей переборной акустикой!

) Ещё лучше, в плане темпа, столь же размашисто и активно, смотрится Hands of Hidden Evil, что являет собой наиболее выгодную, на мой взгляд, ипостась группы. Отдельно ст
оит рассмотреть заключительный трек альбома - 10-минутный инструментал с замечательным названием Unuhuinё: никаких откровений и открытий - он сделан в духе всего предыдущего материала - "всё тот же чай, всё тот же вкус" (с), - но смотрится симпатично; сыграно довольно темпово, с акустическими отрезками, вписанными в прого-дэт-саунд; симпатично, да, но опять же, ничего выдающегося, и в очередной раз повторю свой НЕвосторг от этого густого звука. От 7.5/10 до
8/10.