Википедия о сабже
http://ru.wikipedia.org/wiki/ReplayGain
http://en.wikipedia.org/wiki/Replay_Gain
Replay Gain (ReplayGain, Replaygain, выравнивание громкости) — стандарт представления информации, позволяющей аудио плеерам, использующим её, воспроизводить файлы в медиа библиотеке с однородной громкостью.
Использование Replay Gain позволяет избежать ручного изменения уровня громкости при проигрывании аудио файлов с разных альбомов/дисков, записанных с разными уровнями громкости.
Replay Gain подразумевает сканирование всего файла методом психоакустического анализа для определения воспринимаемой громкости и пиковых уровней.
Другое преимущество применения Replay Gain заключается в том, что использование пиковых уровней позволяет избежать искажения громких пиков песен. Он уменьшает громкость трека так, чтобы пики находились ниже предельного уровня 0db.
Обычно Replay Gain хранится в аудио файлах как метаданные.
Реализации Replay Gain обычно только добавляют метаданные в аудио файл, не изменяя оригинальных данных. Несмотря на то, что стандартом Replay Gain определено использование 8-байтного поля в заголовке файла, многие популярные аудио форматы, например Ogg Vorbis и FLAC, используют тэги для хранения Replay Gain информации. Более того, самый широко распространённый способ хранения такой информации в MP3 — это запись APEv2 тегов в конец файла.
Другой способ реализации этого стандарта — это или прямое изменение уровня громкости в сканируемом файле, или создание копии с изменённым звуком из оригинального файла. Вследствие чего, этот процесс может быть не полностью обратимым.
Плейеры AIMP, Winamp, Foobar2000, Rhythmbox, Audacious, Amarok 2.1, и Quod Libet по умолчанию поддерживают этот стандарт.
http://en.wikipedia.org/wiki/Replay_Gain
Replay Gain (ReplayGain, Replaygain, выравнивание громкости) — стандарт представления информации, позволяющей аудио плеерам, использующим её, воспроизводить файлы в медиа библиотеке с однородной громкостью.
Использование Replay Gain позволяет избежать ручного изменения уровня громкости при проигрывании аудио файлов с разных альбомов/дисков, записанных с разными уровнями громкости.
Replay Gain подразумевает сканирование всего файла методом психоакустического анализа для определения воспринимаемой громкости и пиковых уровней.
Другое преимущество применения Replay Gain заключается в том, что использование пиковых уровней позволяет избежать искажения громких пиков песен. Он уменьшает громкость трека так, чтобы пики находились ниже предельного уровня 0db.
Обычно Replay Gain хранится в аудио файлах как метаданные.
Реализации Replay Gain обычно только добавляют метаданные в аудио файл, не изменяя оригинальных данных. Несмотря на то, что стандартом Replay Gain определено использование 8-байтного поля в заголовке файла, многие популярные аудио форматы, например Ogg Vorbis и FLAC, используют тэги для хранения Replay Gain информации. Более того, самый широко распространённый способ хранения такой информации в MP3 — это запись APEv2 тегов в конец файла.
Другой способ реализации этого стандарта — это или прямое изменение уровня громкости в сканируемом файле, или создание копии с изменённым звуком из оригинального файла. Вследствие чего, этот процесс может быть не полностью обратимым.
Плейеры AIMP, Winamp, Foobar2000, Rhythmbox, Audacious, Amarok 2.1, и Quod Libet по умолчанию поддерживают этот стандарт.
Основной плюс - максимальная возможная объективность прослушивания материала и сравнивания альбомов при неизменном качестве звука.
Так как альбомы разных лет записывались с различной громкостью, многие предпочитают более громкий вариант звука. Особенно это касается такого музыкального стиля как метал, где более громкий вариант альбома сочтут более лучшим, где звук "мощнее".
Война громкости
Википедия о войне громкости
Английский вариант с наглядными иллюстрациями
Например Slayer образца 86 и 09 годов, разница в громкости около 10 децибел

Основные "минусы" для тех, кто не дружит с компьютером
1) Необходимо сканировать уровень громкости каждого альбома/трека
2) Громкость в плеере становится ниже, чем в остальной системе. В windows это можно легко устранить настройкой микшера, где основная громкость громкость остается на максимуме, а громкость системы уменьшается до определенного значения. В плеере же выход устанавливается в обход микшера.
Соответственно громкость акустики поднимаем.
Есть несколько вариантов использования.
1) Информация о громкости хранится в тегах файла. Громкость самого файла остается неизменной.
2) Файл конвертируется с изменением громкости, согласно данным Replay Gain. Изменяется громкость самого файла. (Вариант для внешних плееров, не поддерживающих Replay Gain)
Сам пользуюсь связкой lossless + foobar2000 + Replay Gain