Elvenking — The Pagan Manifesto (2014)Как можно записать такое после 17 лет существования и 7 вышедших альбомов? Вот есть средний во всех отношениях
Red Silent Tides. Вот есть неплохая
Era. Это недавнее прошлое. До того — экспериментальный с минусом в канве
Elvenking The Scythe и с плюсом —
Two Tragedy Poets. Мысль блуждает, идеи смешиваются в калейдоскопе, вектор забыт или потерян, за последние пять лет в составе меняются четыре участника из шести. Но следует заявление: «Мы записываем самый главный наш альбом, и он значит для нас больше, чем любой предыдущий». Маркетинговые сказки? Нет.
The Pagan Manifesto — всё, за что принято любить
Elvenking и о чём принято ностальгировать в их контексте. То самое одно на дюжины всамделишнее возвращение к корням, где прошлое не копируется, но переосмысливается накопленным опытом и возрождается в новом блеске. Поэтому ностальгировать больше нет нужды. Прямолинйеный в хорошем смысле фолк перехлёстывает через край, а пауэр бьёт тараном живой энергетики, это
The Winter Wake без назойливых протомелодэтовых риффов и
Heathenreel без тени угловатости и недоработанности. Это
Wyrd с заковыристостью, не идущей в ущерб доступности, это заматеревший
Two Tragedy Poets, это
Red Silent Tides с ясностью вместо размазанности, это
Era, только лучше в пять раз, и даже кусочкам
The Scythe здесь нашлось место. Это песни в таверне и это серьёзная историчность, миф и полушутливая сказка, за которыми скрыт взгляд в прошлое, которое было перечёркнуто и маргинализировано за последние пятьсот лет европейской истории. Это всё то, что было раньше, и всё то, что есть вновь.
Но
The Pagan Manifesto нетрудно полюбить, даже если
Elvenking нравились за что-то совсем другое или даже кому они не слишком нравились вовсе. Это абсолютно безукоризненное композиторство, настолько отточенно-гармоничное, что по мере прослушивания сомневаешься и не веришь в то, что и до самого конца музыканты ни разу не споткнутся, ни разу не ошибутся, но напротив, сыграют что-то ещё из арсенала неожиданно-восторгающего и удивительного. И они это делают, с каждой новой песней. Врывающийся после очаровательного интро эпик
The King of the Elves с ходу закручивает хоровод разношёрстных тем, среди которых моментально угадываются и такие, которые остаются в памяти светлым следом на долгое время, а дальше всё развёртывается как по маслу: череда бронебойных хитов, в которых друг друга меняют лишь настроения и музыкальные краски, сливается в сплошной вихрь торжества захватывающей, надрывной, гиперэмоциональной, самую малость минорной и эпичнейшей мелодики. Возможно, вершина всего творчества
Elvenking — экзальтированная
Elvenlegions, архаично-танцевальная
The Druid Ritual of Oak, гимновая и возвышенная
The Solitaire, убийственная по накалу и напору
Pagan Revolution, таки хардовая
Black Roses for the Wicked One — шедевры на любой вкус ждут за каждым поворотом.
Альбом изобилует масштабными, истинно пауэрметалическими припевами с каскадом восхитительных, распевных хоров, прикрывающих в нужные моменты специфику вокала Дамнагораса, который в одиночку такие объёмные партии не потянул бы в принципе. Мягкий, лёгкий, воздушный, совсем нехарактерный для метала звук, отдающий чуть ли не фолк роком, в котором гитары подчас просто не угадываются, уверенно показывает, что не нужен здесь перегруз, не нужен скрежет, бесшабашная плавность к лицу им как нельзя более. Флейта и ненавязчивая, прячущаяся, чуть ли не аранжировочная скрипка, пронизывают весь альбом и ведут мелодии вместе, а то и вместо вокала, не присутствуя ради оправдания тега «фолк». Это имманентная деталь
Elvenking, которая всегда была с ними и их, которая всего лишь нуждалась в должном оформлении и наконец его получила. Если что-то было задумано, это удалось. Да весь диск — будто бы сплошной, непрекращающийся припев, настолько хорошо группа поработала над каждой нотой и деталью, а ведь их немало, хронометраж переваливает за час.
Всё. Закончились эпитеты. Join the pagan revolution.
10/10