Therion "Secret of the Runes" (10/10)
Если бы в современной Скандинавии отправлялись службы богам эпохи викингов и скальдов, то наилучшим аудиальным сопровождением для них наверняка стал бы альбом отцов симфо-метала Therion "Secret of the Runes". Несмотря на то, что его музыкальные истоки лежат по большей части в гораздо более поздних временах, духом нордического эпоса здесь буквально пропитан каждый звук. Причём диск этот не имеет практически ничего общего с жанрами, олицетворяющими в глазах большинства меломанов подобную тематику. Это не набивший оскомину ещё в 90-е дуболомный викинг-блэк и не минималистичный дарк-фолк, это настоящее пиршество красочных музыкальных образов, приготовленное средствами рока, фольклора и академической музыки, однако не принадлежащее целиком ни одной из этих сфер. Это синтетическое искусство, звуковая дорожка к путешествию в иные миры, существующие лишь на бестелесном уровне - но не оттуда ли приходит к нам вся подлинно великая музыка?
Итак, что мы слышим на "Тайне тайн" (все здесь, полагаю, в курсе древнегерманского корня слова "руна")? А слышим мы совершенно невероятный и в то же время предельно органичный симбиоз трёх весьма далёких друг от друга культур: хэви-метала, скандинавского фолка и европейской академической традиции. Никто, конечно, в здравом уме не станет отрицать, что Therion - в первую очередь рок-группа, однако гены романтической оперы, внедрённые умелой рукой мастермайнда Кристофера Юнссона в ДНК тяжёлой музыки, ещё никогда не проявлялись так выпукло в её "фенотипе". Но проявились они со стороны не музыкальной формы, а выразительных средств. На "Рунах" мы не найдём никаких претенциозных сюит размером в пол-альбома: сугубо песенный формат правит бал на этом празднике музыки. И песни в этот раз вышли на загляденье. Ни одна не похожа на другую, каждая со своим вмиг узнаваемым лицом - но стыкующиеся при этом друг с другом как фрагменты мозаики. Девять запечатлённых в звуке миров Иггдрасиля, космический пролог (одна из мощнейших открывашек в истории тяжмета) и драматичный эпилог, похожий больше на многоточие, чем на классический grand finale. Каждая из девяти "описательных" вещей по настроению на 100% соответствует описываемой локации. Духоподъёмного пафоса исполнена сверхмелодичная "Asgard", в "Jotunheim" явственно слышится тяжёлая поступь гигантов Хаоса, грозная "Schwarzalbenheim" словно предупреждает смертных об упрямстве и коварстве обитателей подземья, а вокальный калейдоскоп "Nifelheim" подобен искрящейся в солнечном свете прекрасной ледяной статуе. При взгляде же на диск в целом игра на контрастах оборачивается единством противоположностей, рисуя в голове слушателя удивительной красоты и целостности картину.
Тем не менее, при всей подкованности его создателей в делах классических, "Secret of the Runes" является мощнейшим РОК-альбомом, полным искреннего, нутряного, сермяжного драйва. Характерной для многих "симфонистов" от рока выхолощенной помпезности здесь нет и в помине - свойственные академизму изящество и строгость призваны лишь отточить и оттенить этот драйв, расширить его диапазон. Массивные, но исключительно уместные оркестровки с обилием разнообразных духовых и струнных обрамляют риффовый каркас песен подобно золотой оправе вокруг яркого, но простой огранки камня. А сами риффы здесь не только блистают отточенностью, но и давят реальной тяжестью - впервые с ранних дэтовых времён коллектива. Объясняется это во многом тем, что с начала 2000-х почти всю гитарную работу - и соло, и ритм-партии - взвалил на себя недавний новобранец Кристиан Ниманн, владеющий инструментом гораздо лучше своего бэндлидера. Его филигранные пассажи, столь же изысканно-мелодичные, сколь и технически безупречные, стали одним из хайлайтов "Тайны". Особо хотелось бы выделить потрясающее по фразировке и драматургии соло в финале "Ljusalfheim", выводящее непритязательный в остальном полуакустический номер в число лучших на диске. Впрочем, не только труд инструменталистов обращает на себя внимание при знакомстве с альбомом. Разнообразие и взаимодействие певческих голосов достигли здесь беспрецедентного в популярной музыке уровня. Четырёхголосные каноны (вроде использованного в "Nifelheim") из рокеров до этого сочиняли разве что Gentle Giant в 70-е, но у Керри Миннеара под рукой не было никого и близко сравнимого по мастерству с будущей примой Лейпцигской оперы Марикой Шёнберг, например. А ведь она была на "Рунах" лишь одной из целой обоймы певцов и певиц подобного калибра.
И всё это бросается в уши сразу, а ведь альбом полон ещё и скрытых, малозаметных нюансов, привлекающих внимание не с первой и не со второй прослушки - вроде рассыпанной по музыкальному полотну этнической перкуссии, "примоченного" женского вокала в "Muspelheim" (звучащего из-за этого чуть ли не ниже перекликающегося с ним тенора) или ряда оркестровых тембров, редко используемых даже классическими композиторами (альтовая флейта, контрафагот, вагнеровская туба etc.). А главное, "Secret of the Runes" блестяще справился с той задачей, что по плечу весьма немногим рок-опусам. Благодаря идеально вплетённым в его ткань академическим и фолковым элементам, апеллирующим одновременно к "высокому искусству" и "седой древности", Юнссону сотоварищи удалось придать рок-драйву новое измерение. Не утратив ни йоты своей энергетики, тяжёлая музыка - на сей раз в лице Therion - вновь дала понять, что способна затронуть в человеке не только витальное и эстетическое начала, но и духовное. И пусть вас не обманывает, что формально шведы обращаются к давно и напрочь мёртвой традиции. Музыка - универсальный язык, и кому ещё, как не музыкантам, наводить мосты между культурами, между временами и народами, хотя бы и канувшими в Лету?