Пятый полноформатный альбом швейцарского трио получил название, которое можно перевести как "ухмылка" или "оскал", и максимально подходящую для такого названия обложку. Как мы все помним, написанием лирики и оформлением всех альбомов группы занимался ударник Marquis Marky, потому попадание обложек в концепт у них практически 100%-ное. Записывали материал на этот раз у себя в Швейцарии, в Greenwood Studios, а микшировали - снова в любимой музыкантами Morrisound Recording под руководством Tom Morris (что привело к появлению на альбоме характерного глуховатого звучания гитар).
Что касается музыкальной составляющей, то Coroner и раньше никогда не пытались войти в одну и ту же реку дважды, но на этот раз изменения оказались очень существенными. Фундамент предшественника в виде прогрессивно-психоделического (но в то же время очень техничного) thrash metal сохранился, но теперь музыканты используют гитарные синтезаторы и индустриальные сэмплы, а музыка приобрела ещё более ритуальный характер. Чего стоит одно интро Dream Path, выполненное в tribal ключе, причем для его записи (а также для записи интерлюдии) привлекли сессионщика, играющего на диджериду. Композиции стали ещё длиннее (Paralyzed, Mesmerized и заключительная Host перевалили за 8 минут), риффы ещё зацикленнее, а соло Tommy T. Baron появляются хоть и относительно редко, но чрезвычайно метко. Вокал Ron Royce (традиционное слабое звено в звучании коллектива) тут реализован наилучшим образом за всю его карьеру: отстранённый, как будто роботизированный голос идеально подходит индустриальному материалу. Ну а тому, как он продумывает партии баса, я уже устал петь дифирамбы: просто послушайте начало The Lethargic Age - и вы всё поймёте.
Начинаясь очень медитативно и размеренно (уже упомянутые Dream Path / The Lethargic Age), альбом всё же даёт нам драйв: Internal Conflicts пускай и не разгоняется до былых скоростей конца 1980-х (она скорее выполнена в ключе Mental Vortex), но её основной рифф бескомпромиссно башкотрясный, а соло яркое и стремительное. Следующая за ней Caveat (To the Coming) снова снижает темп исполнения, но агрессивный припев с выкриками "But you don't...You won't..." не даёт музыке перейти в металическую версию Pink Floyd. Во второй половине Томми даёт свободу рукам и играет шикарное соло под приджазованный рисунок ритм-секции. Длинная (приближающаяся к 8-минутной отметке по хронометражу) Serpent Moves имеет возможность никуда не торопиться: нить повествования разворачивается постепенно, такт за тактом, рифф вгоняет слушателя в транс, вокал скорее ближе к декламации. Ну и традиционно в середине номера лид-гитара говорит своё веское слово. С неё же (с лид-гитары, только теперь с явным синтетическим эффектом) начинается обладательница многозначительного названия Status: Still Thinking. "Why do I hate you?" - вопрошает в припеве Рон, и вопрос как будто риторический. В конце трека мы снова слышим диджериду, причем концовка сливается с интерлюдией Theme for Silence, дающей слушателю перевести дух перед главной бомбой трек-листа. Paralyzed, Mesmerized - мрачная и зловещая, Ron Royce как будто чеканит произносимые ним фразы, а основной рифф отпечатывается в памяти того, кто его хотя бы раз услышал. Атмосфера в сочетании с двумя потрясающими гитарным соло (они разделены шикарным отступлением, таким что Pink Floyd позавидуют) делают эту композицию лучшей на альбоме. Grin (Nails Hurt) несколько теряется по яркости на фоне мощной предшественницы, а между тем это добротный индустриально-металический трек без гитарного соло (что даже необычно), зато с кучей эффектов (особенно в конце). Отлично качает на концертах, между прочим. Самая длинная на альбоме Host (она же завершающая) окончательно уносит в астрал тех, кто ещё ухитрился остаться в земном мире к моменту завершения предыдущего номера. Ещё более насыщенная разнообразными синтетическими эффектами (включая spoken voice в исполнении барабанщика и сессионный женский вокал) и необычными битами, она уже совершенно не похожа на thrash metal. Это industrial (первая половина композиции), "флойдоподобный" progressive (вторая её половина) - что угодно, но только не "долбёжка". Ну да и хрен с ней
Релиз увидел свет в сентябре 1993-го года и полностью провалился в коммерческом плане. Нет, группа и раньше не претендовала на заполненные стадионы, но похоже было, что Grin тогда вообще мало кому понравился. Причем далеко не последнюю роль в провале сыграла бездарная политика лейбла Noise, который вообще откровенно забил на Coroner (да и не только на них), не желая вкладывать деньги в продвижение работ групп из 1980-х в связи с изменением коньюнктуры рынка. Не будь такого наплевательского отношения - теоретически обозреваемый альбом мог бы привлечь внимание новой аудитории, что было бы очень кстати, ибо столь необычного характера музыку старая аудитория отторгала. Вот так и получилось, что этот замечательный во всех отношениях и во многом опередивший своё время альбом был оценён по достоинству уже гораздо позже (чтобы понять это, достаточно увидеть количество хвалебных рецензий, опубликованных на различных порталах уже в 2000-х). Только вот к тому времени CD стал редкостью (поскольку был снят с производства и не допечатывался) и разного рода барыги начали просить за него не совсем приличные суммы. В итоге группа в 2015-м году переиздала работу своими силами на специально созданном лейбле Death Cult Switzerland (переиздание с оригинальным звуком), а в 2018-м году уже Noise раздуплились и сделали ремастеринг с просто роскошно звучащими гитарами, идеально отражающими дух материала. И, несмотря на наличие в ассортименте изданий "японца" 1993-го года (с улучшенным звуком), считаю именно этот (самый свежий) вариант звучания наиболее соответствующим представленной здесь музыке.
11/12