Если предыдущие работы Limbonic Art концентрировали внимание слушателя на атмосфере, созданной клавишными, многочисленными эффектами, разноплановыми вокалами и иногда гитарными соло, то Ad Noctum - Dynasty of Death уже с первых секунд обрушивает на вас настоящую металическую тяжесть. Выдвинутые вперёд тяжеленные гитары, возвышающийся над ними яростный скриминг Daemon, в то время как клавишные Morfeus задвинуты назад и выполняют скорее роль фоновой подложки, нежели ведущего инструмента. Впоследствии Morfeus скажет в интервью, что сделано это было сознательно, так как к 1999-му году symphonic black metal стал довольно заметным коммерческим трендом, а дуэт сознательно пытался от этого тренда отмежеваться. "Но ведь группа ранее не была сильна гитарными риффами?" - удивитесь вы. Не была. Да и, положа руку на серце, не стала. Их музыка как была атмосферно-ориентированной, так и осталась, но "средства для погружения" теперь другие.
К описанию обозреваемого альбома лучше всего подходит словосочетание "стена звука". Клавишные эффекты здесь не добавляют ни мягкости, ни мелодизма, а лишь подчёркивают и усиливают холодную злобу этой музыки. Материал подчёркнуто бесчеловечен, причем без разницы, звучит ли в ваших динамиках скоростная The Dark Paranormal Calling, вдавливающая в кресло мощью бласт-битов, или начинающаяся практически в doom-темпе As the Bell of Immolation Calls - любой из патронов в этой обойме готов аннигилировать вас с одинаковой эффективностью. Хотя, пожалуй, лучше всего это сделает убийственная Pits of the Cold Beyond: строчка "Timor et tremor", повторяемая хором, звучит невероятно жестоко. Дополняют общую картину звукового кошмара акцентированно безжизненные (но при этом хорошо продуманные) запрограмированные ударные. Та самая драм-машина, так ненавидимая поборниками "чистоты и традиций дедов" в роке и метале. Относиться к такому техническому средству можно по-разному, но когда нужно добиться, чтобы ударные звучали максимально бездушно и роботизировано, - лучше ничего не придумаешь. И если на предшественниках запрограммированные барабаны просто особо ничего не испортили, то здесь я откровенно не представляю себе иных. Ведь живой драммер добавил бы динамики в удары, что автоматом лишило бы саунд альбома индустриального привкуса, усиливающего эту самую бесчеловечность.
Первое издание на CD от Nocturnal Art Productions содержит 7 треков, в то время как виниловое - целых 9. Две дополнительные композиции (Behind the Darkened Walls of Sleep и Enthralled by the Shrine of Silence) впервые появятся на цифровом кругляше спустя два года, на переиздании от Candlelight Records. Членам секты Свидетелей Святого Первопресса рекомендую держать этот факт в памяти при выборе диска в коллекцию
Особенно учитывая, что два вышеупомянетых номера - не совсем обычные бонус-треки, и расположены даже не в конце трек-листа. А полноценные и неотъемлемые составляющие данной работы, без которых её атмосфера вряд ли будет полной. Хотя, у укороченной версии всё же есть один плюс: 9-трековая версия релиза длится какие-то совершенно монструозные 76 минут, и, возможно, не каждый в состоянии переварить за раз такой хронометраж музыки подобной интенсивности. Но это вопрос тренировок
10/12.