Скачал недавно альбус группы «Говнилиум». Как думаете, какие слова первыми вырываются во время ознакомления с проектом? «Ничего себе!» Музыка в лучших традициях Квортона. «Пропердуху» пять раз подряд прослушал - атмосфернейшее, эпическое полотно. Пожалуй, от выбранного названия трек только выиграл. «Запоминается». «Песня Никитушки» ох как хороша! Вокал приятный, чуть ласковый. И весь альбом отчётливо русский. Глубоко философский. Тут и «карнавализм» Бахтина, и достоевщинка.
подробнее...
Просто нужно зреть в корень, а господа, возмущавшиеся несоответствием музыки и текстов, оказались не настолько умственны, чтобы дойти до простейших аналогий... Именно так должны коррелировать музыка и тексты, как в «Говнилиуме». На скандинавской почве корелляция следующая: музыкальная эпическая сага - тексты о войне и воях. На русской же почве - музыкальная эпическая сага (а что ещё может навеять суровая северная природа - кстати, та же, что и у варягов), и - юродство. Потому что воплощением Святой Руси именно юродивые являются, «похабы», как их тогда называли. Не бородатые мужики в рогатых шлёмах - «Аррргххх!». А - «Подай копеечку!»:
Юродивый (плачет) Взяли мою копеечку; обижают Николку!
Народ Царь, царь идет.
Царь выходит из собора. Боярин впереди раздает нищим милостыню. Бояре.
Юродивый Борис, Борис! Николку дети обижают.
Царь Подать ему милостыню. О чем он плачет?
Юродивый Николку маленькие дети обижают... Вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича.
Бояре Поди прочь, дурак! Схватите дурака!
Царь Оставьте его. Молись за меня, бедный Николка. (Уходит.)
Юродивый (ему вслед) Нет, нет! Нельзя молиться за царя Ирода - богородица не велит.
Пушкин «Борис Годунов»
Так что если кто-то на форуме окрестил тексты «похабными» - он был в некотором смысле прав. Хоть и не держал в руках академического труда Сергея Аркадьевича Иванова «Блаженные похабы. Культурная история юродства».
Важным подспорьем в понимании альбомов явилась недолгая переписка с их автором, которую по понятным причинам выставлять на всеобщее обозрение я не могу, но позволю себе избирательное цитирование. И уж, конечно, допустительно поведать всем любопытствующим мысли по поводу эпистолярных строк, набросанных музыкантом по имени Никита Капернаумов, единственный раз выступившим не в своём обычном амплуа.
У сего музыканта по всему письму расставлены «заглушки» (пользуясь терминологией философа Галковского), штук пять насчитал только на верхнем смысловом уровне. И почти каждая фраза имеет «оборачиваемость»: слова вычленяют из смыслового пространства многоликого человека - автора, он воплощает в материи собственную «эпическо-юродивую» музыку. Он выставляет себя в неприглядном свете - «прыщавый», «онанист». Он юродствует. Слово «похабный» приобрело нынешний негативный смысл именно потому, что «похабы»-юродивые онанировали на людях, нападали на барышень и удовлетворяли свой психологический приапизм. Поедание червей (как в одной песне), разматывание кишок (как в другой), безнаказанные убийства ими тоже практиковались (и до сих пор - дервишами индийской секты «ангкхор»). То есть, соответствие с архетипическими «похабами» обнаруживается даже в текстах песен. Одновременно, «признание» автора оборачивается «заглушкой» - так он отвергает любую возможную критику (смысл критиковать сделанную онанистом «по приколу» вещь, этим только себя как субъекта морали дезавуируешь). В этой «заглушке» есть ещё одна заглушка, замаскированная под пропущенную запятую (уже сильно - «ничто», «минус запятая», является заглушкой), цитирую: «...не сложившегося онаниста». То есть, как онанист он «не сложился», а совсем даже наоборот - стал «казановой». Тут юродство в юродстве, бахтинский карнавал всеми красками расцветает. Скоморохи трясутся в наведённой истерике, потешаясь над зрителями. В шутку воскресший Рабле аплодирует преемнику. Тут всё издевается над всем: автор над читателем и слушателем, побуждая их к обратной реакции, автор над самим собой, и так далее. Текст письма распадается, и эти кусочки составляют чудовищную мозаику, непрерывно перетасовываемую. Оттуда показываются картины глобальнейшие. Тут материала на целую диссертацию наберётся. Чтобы mind-map разрисовать, потребен десятиметровый лист ватмана. Тысячи связей и стрелок, десяток уровней. Жаль, я этой тематикой не занимаюсь...
У него заглушка даже в названии проекта: «Говнилиум». Если кто разглядит, как и я, архетип «Святой Руси», и по дурости станет наезжать, автор вымолвит, с улыбочкой: «Ничего не знаю. Какая ”Святая Русь”? Говнилиум - тут окончание латинское». Да, по-русски это было бы - «Говновщина» (от «Хованщина»). А он - заглушечку, мастерски. Это всё у него интуитивно получается? Тогда - дар свыше, однозначно. Ну а что же ещё? Автор ведь заглушку поставил на всё, сказанное мною прежде, и на любые будущие интерпретации своих творений, заключив письмо словами о том, что в философии «не разбирается». Сильно.
Хоть слов больше нет (все разбежались в страхе космической чёрной дыры, этой всепожирающей Харибды, сотворяющей целые хоралы из одного своего голоса), как бы между прочим замечу, создаётся впечатление, что автор существует в чудовищных жилищно-материальных условиях - в переполненной коммуналке с вывернутыми наружу, в жёлтый полосчатый снег, оконными рамами. И забрёдшая из соседнего двора, уже успевшая позабыть обратную дорогу дурочка Алина (персонаж песни «Чёрная тьма дыры») валяется в сугробе, рисует непослушными ручонками «снежного ангела», но почему-то раз за разом выходит «снежный ёжик». Это так? Скорее всего. В пустоте может родиться всё что угодно. Пустота прямо-таки кипит кварками.
Но может она же быть и мёртвой. В обоих случаях, автор - гений смеющейся пустоты, прокравшейся к нам от похабов через гоголевскую издевательскую прозу про юродивых различного масштаба. Автор как будто сам реинкарнация Гоголя. Раз плюнуть тому построить в согласии со шпееровскими идеями уже заброшенную церковь для слепоглазого Вия, торговать «ничем в квадрате» («мёртвые души» - неощутимые сами по себе, да ещё мёртвые, каково?), сжечь кроме двух листочков роман - апофеоз разуплотнения. Но если Николай Васильевич теперь создатель «Говнилиума»... А кто же тогда великий «пустотник» Пелевин? Или - Пелевин реинкарнация Гоголя. А наш музыкант - оболочка, куда никто и вовсе не реинкарнировался. «Пустее пустого». Аннигиляция самого «ничто». Да он уже успел от первого сборника песен отречься, мол, «пробные записи». Запишет следующий альбом - откажется и от этого. Повинуясь воле нарабатывающего мастерство автора, проект мотыльком мерцает: появился, исчез… Да полноте вам!.. Нет ни «Говнилиума», ни этой рецензии, в самом деле - неопубликованное письмо способствует расшифрованию обнуляющихся песен в раблезианском духе! Разве подобное возможно!.. «Nil de nihilo fit» - ничто не возникает из ничего. Потому последствия не существует - оно, как я написал строчкой раньше, рассыпалось; нет и первопричины. Ничего нет.
[1] Михаил Бахтин «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса», «Рабле и Гоголь (Искусство слова и народная смеховая культура)»
[2] Сергей Иванов «Блаженные похабы. Культурная история юродства»
[3] Дмитрий Галковский «Бесконечный тупик»
[4] Виктор Пелевин «Чапаев и пустота», «Generation «П»