07.06.2012
Факт: на закате лихих 90-х товарищ Эдлунд только и делал, что усердно вгонял в шоковое состояние поклонников своего таланта неожиданными решениями, резкими поворотами сюжета и, как следствие, умопомрачительными альбомами. Удивление и последующее за этим восхищение раз за разом повышало карму группы, что в итоге сделало Tiamat командой “для многих”, а не для “избранных”. Не буду вдаваться в историю, и предавать аутопсии пару предыдущих альбомов, просто скажу, что, за неизбежным изменением музыкальных структур, изобразительных средств, атмосферы, базис оставался прежним. И нет, я имею ввиду не столько доброкачественную упоротость, каковая сделала Wildhoney и A Deeper Kind of Slumber столь красочными и насыщенными образами, сколько концепцию делать альбомы разными, непохожими друг на друга, не теряя при этом своего лица. Вся история группы, начиная с дебюта - это постоянный поиск новых форм самовыражения, и в тоже время - стремление к стабильности, но не застою.
К чему весь этот скучный сказ выше? К тому, что в 2002-м году от Рождества Христова Tiamat мог запросто опростоволоситься, и в глазах многих фанатов стать форменными козлами, наподобие того, что удостоился чести стать частью оформления Judas Christ. Ну, вы только представьте себе: с 1994 года сплошные игры со стилями и преданностью поклонников, и 2002 году нате – брат-близнец Skeleton Skeletron. При первом прогоне альбома отличия действительно найти очень сложно: чистый вокал везде и всюду, лёгенькие гитары, явно не обременённые выдумкой, и схожая с предшественником атмосфера.
Но на проверку оказывается, что Йохан снова всех поимел. При общих стилистических сходствах с предшественником, изменениям подверглись подача и настроение. Skeleton Skeletron был очень личным альбомом, где Эдлунд наконец-то смог нормально излить свои чувства, переживания, избежав обыденного для этого описания. Judas Christ, в противовес этому, просто пропитан издевательским оптимизмом в музыке и едкой иронией в лирике. Нет, тут, безусловно, есть мягкие по музыке и тексту песни, просто за общим настроением их посыл несколько стирается. И стоит всё же признать, что атмосфера тут, пожалуй, одна из самых наименее насыщенных из всех творений команды. Да и чему тут удивляться, когда альбом просто нашпигован разномастными боевиками? От бесподобных снотворных тем “The Return of the Son of Nothing” и “Love is as Good as Soma”, до неприлично бодрых “Spine” и бескомпромиссного, гимноподобного призыва выбирать любовь -“Vote for Love”. Да и откровенно танцевальный угар и “альтернативный” привкус кое-где уже не вводит в замешательство, а заставляет судорожно дёргать лапками от удовольствия. Всё-таки, за столько лет экспериментов уже ничему не удивляешься, и принимаешь любые нововведения как данность.
Единственное, чего я не понимаю, так это упорных попыток поиска на альбоме отголосков славного прошлого. В частности, сравнение с Wildhoney - это же полный бред! “The Return of the Son of Nothing”, например, пусть и схожа по структуре с “Whatever that Hurts”, но резко отличается как атмосферой, так и банально тяжестью. Максимум – редкие переклички с A Deeper Kind of Slumber, из-за сонного ореола некоторых песен (“Fireflower”, “Love is as Good as Soma”). А так, самым тяжёлым треком на альбоме является не открывашка, а инструментальная “Sumer by Night”, психоделически-тёмную ткань которой разрывают непривычно жёсткие гитарные риффы. Вот её, кстати, я вполне вижу на альбоме 94-го года, как некое продолжение жуткой “25th Floor”. В остальном же альбом более чем самодостаточен и определённо способен быть независимой единицей в творчестве Tiamat, не уходя в тень былых творений.
Prey и Amanethes, вышедшие соответственно через год и 6 лет после Judas Christ, окончательно показали, что шведы всё-таки нашли свою нишу. Пусть Prey уже совсем засахарился, а Amanethes неожиданного оглушил слушателя плотнейшим звуком и парой жарких песен, но суть не утаивается от внимательного уха – поздняя готическая инкарнация группы есть то самое, к чему Эдлунд и компания так стремились. По-крайней мере, так кажется со стороны.
P.S. О двух бонусах (“Sixshooter” и “However You Look at it You Loose”) несколько слов. Это просто финиш. Для тех, кто считает A Deeper Kind of Slumber концептуально незаконченным и активно требовал продолжения нарк-банкета - после двух этих песен можно смело ставить точку и спокойно отползать в клинику. Ненавязчивый трип-хоп + совершенно повёрнутая лирика + прокуренный вокал = тихая смерть в объятиях галлюцинаций. Это вам не приятная наркотическая нега шедевра 97-го года, это – последняя стадия путешествия в никуда, обречённость, фатализм. Недаром название одной из песни переводится как “Шестизарядный пистолет”. Песни, подобных которым у группы не было ни до, ни после. И, вполне возможно, перед командой тогда стоял вопрос, как именно оканчивать обыкновенное издание альбома: акустическими “Heaven of High” и “Too far Gone”, завершающими в целом позитивный альбом на позитивной же ноте, или двумя вышеуказанными, способными резко окунуть Judas Christ в пучины депрессии. Я бы выбрал второй вариант.