Сказ про то, как через километры терний добраться до звёзд
Идиотская привычка бежать впереди паровоза, записывая в разочарования/удачи альбомы, названия которых неизвестны даже самим музыкантам, их выпускающим, редко когда оказывается актуальной по факту их выхода. Apex Predator от неувядающих (ли?) Napalm Death был тем альбомом, который был прослушан скорее вопреки - после двух подряд буксующих на каждом метре релизов легендарное имя потеряло свой магический ореол, превратившись в банальную вывеску. И впервые менее чем за 10 лет я имею удовольствие сказать, что, невзирая на весь изначальный (и вполне обоснованный) скепсис, мешающий адекватно оценить работу с первых нескольких попыток, ND меня не разочаровали.
Ничего кардинально нового относительно Utilitarian альбом не показывает, но этого и не ожидалось. Несмотря на то, что англичане отнюдь не дураки поэкспериментировать над звучанием, подходят к экспериментам они осторожно и дозировано, с передышками. В качестве примера можно взять удивляющий и поныне Smear Campaign с его выкрутасами и Time Waits for No Slave, звучащий куда спокойнее и ровнее на его фоне. Utilitarian также не лишён был некого новаторства, но главным экспериментом было не приобретение, а потеря. Практически полный уход дэт-металла из музыки и связанная с ней хаотизация структур альбома должны были поспособствовать высвобождению энергетики грайндкора, но вместо этого, потеряв костыль и оказавшись впервые за долгое время сам по себе, этот грайндкор как будто не понял, что ему делать. И как закономерный итог - захлёбывающийся в собственных усилиях альбом, поддерживаемый, к тому же, весьма вялым звуком.
Нервное, “пьяное” звучание и общий отказ от линейности почти сразу даёт понять, что от заветов Utilitarian на данном этапе группа отказываться не собирается. Всё так же создаётся ощущение, что реализация бежит сильно впереди мысли, что влияет на материал первых песен: при соблюдении в целом скоростных параметров, движение треков рваное и нелогичное, словно музыканты вываливают ярость неравномерными кусками, спотыкаясь об них же чуть ли не на каждой ноте. Но всё равно, даже в таком виде материал звучит более благородно, чем три года назад, что связано с переориентацией звучания с беспорядка риффов на диссонирование. Проникновение подобного “некомфортного” элемента связало по рукам и ногам беспардонную хаотичность, оставив в итоге лишь елозящие по ушам срезы по ритму. Но всё подмывает сказать, что по-прежнему не то. И ведь не хочется парням предъявлять претензии. Играя в далеко не пластичном стиле, с одним гитаристом, им не можно – нужно воздать должное за то, что они рыпаются, стараются, придумывают. Что Barney, рёв которого с каждым новым альбомом по степени нечитаемости и озверелой экспрессивности вот-вот достигнет уровня Dorrian’a, что Mitch, который, оставшись в одиночестве, разыгрался не за двоих, а за троих. Он отдаёт себя всего музыке и не пафоса ради будет сказано, что он просто умирает на каждом альбоме… Но все эти старания теряются за, в общем-то, ненужными попытками казаться музыкально разносторонними. Может со стороны это и звучит эффектно, но не эффективно совсем.
Если бы альбом кончался на 7-й песне, то здесь можно было и закончить. Но “Cesspits” с внезапностью инсульта взяла, да и размазала по паласу. Натужности как будто не бывало, чуждые группе диссонансы поглотила Вечность, а вместе с ними исчезла рокОвая тень фэйспалма, готовая вот-вот накрыть искажённое отчаянием лицо. То ли в порыве неукротимых импульсов, то ли следуя чёткому плану, Napalm Death принялись с поистине молодецкой прытью, но при этом со всей взрослой серьёзностью возвращать не то, что 2006-й – самый 2000-й! Без тени преувеличения замечу, что в моменты наивысшего напряжения они даже перепрыгивают Enemy of The Music Business, допрыгивая чуть ли не до альбомов рубежа 80-90-х, для снятия прямой копии с которых не хватило подростковой безалаберности и нужной доли нигилизма. Открывшееся дыхание обнажило также и некоторые приятности, доселе незамеченные из-за специфики материала. В первую очередь, это, конечно, ударные, которые впервые за долгое время стали звучать как надо, не превращаясь в кашу сами, и не превращая в неё музыку. Каждый удар по рабочему теперь гулким эхом проникает в каждый нерв музыки Apex Predator, снабжая его прежней болью.
А уж какие песни пошли – заслушаешься! Будь то разминочная, с взвешенной дозировкой агрессии “Cesspits”, или наоборот, обезумевшая “Stunt your Growth” – песня-берсерк, подстёгиваемая беспрецедентным даже по меркам поздних Напалмов ором Barney. Но мой фаворит – “One-Eyed”. Коронный номер альбома, с первого взгляда песня-стандарт для группы, побеждающая своих товарок резким, пульсирующим риффом, в котором с трудом читается некое подобие мелодии. А ведь есть ещё панкушная “Bloodless Cup”, “Hierarchies”, как привет Order of the Leech, “Beyond the Pale”, как попытка правильно обыграть стилистику стартовых треков... Расстраивает здесь только то, что коронные высокочастотные визги Barney, которыми он в принципе редко радует, появляются лишь под занавес альбома, на вымученной“Adversarial / Copulating Snakes”, где они выглядят, словно мёртвому припарка.
И вот слушая всё это великолепие, я не перестаю удивляться, нафига было городить огород в первой части альбома при том очевидном факте, что Napalm Death до сих пор способны побеждать посредством своих классических приёмов? Все эти выкрутасы с диссонансами и нелинейной ритмикой им не к лицу.