Finsterforst — Mach dich frei (2015)Finterforst с выходом
Rastlos разом махнули из предгорной тусовки подающих надежды групп с просто симпатичной музыкой в район фолк-металического олимпа. Отгрохать из ничего такой колоссальный шедевр на почти полтора часа – это надо было постараться. Возникали закономерные сомнения в способности повторить данный подвиг, хоть завгруппой гитарист Симон Шиллингер и сам был в таком восторге от
Rastlos, что сразу заявил, дескать, меня так прёт, что я теперь буду сочинять в том же духе до победного конца.
Mach dich frei данные сомнения решительно и уверенно разносит по камушкам.
После коротенького эмбиентного интро
Abfahrt альбом встречает нас традиционной уже километровой глыбой мощнейшего, острого как топор гитарного звука. Усилился градус агрессии, вместо мерного и давящего, слегка обезличенного жужжания гитары выполнены в приблэкованно-викинговом тоне, играют разномастные и очень насыщенные пассажи от банальной поддержки вокала и аранжировочной части до хрустящих, детально очерченных, размазывающих риффов и шикарных, переливчатых соло-партий. По сути, гитары и не делятся строго на ритм и соло, а просто текут вперёд раскатистым горным потоком. Вместо монолитной гладкой аудиоплиты имеем богатейшие звукоряды с попеременным высвечиванием разных инструментов в необходимые моменты. Бас и барабаны изрядно добавляют монументальности альбома, чеканя по большей части размеренные, воодушевляющие, железные ритмы. Сведение ещё более изумительное и приближенное к совершенству, хотя трудно было представить, что такое вообще возможно.
Центральным элементом альбома неожиданно стали вокальные партии. Сказать, что они бесподобны, это вообще не сказать ничего. Оливер Берлин ещё на прошлом альбоме продемонстрировал, что такое по-настоящему убойный скрим, но только здесь он как будто раскрылся на полную катушку. Совершенно фантастический напор и высекающая искры, крошащая камни злоба, каких не доводилось слышать, наверное, нигде, сочетаются с невероятной лёгкостью и чёткостью произношения и выговаривания угловато-остроконечных немецких слов, причём для него нет никакой проблемы ни в скороговорочной начитке текста, ни в плавном растягивании своего рыка.
Но больше всего, конечно, поразили чистый вокал и хоры. Альбом забит запредельно эпичными, абсолютно образцовыми, титаническими хоровыми распевками, которые просто завораживают своей всеобъемлющей грандиозностью. Вокалисты с лёгкостью берут как протяжные, объёмные, торжественные ноты, так и эмоциональные, резкие верха, как будто для них нет никакой проблемы спеть вообще что угодно. Это едва ли не лучшие хоры, которые я слышал! Злоупотреблений в данной области не замечено, соединение чистого и скрима идеально сбалансировано без перегибов в сторону излишней жёсткости или излишней занудности.
Отдельное слово об оркестровках. За каких-то пару альбомов Симон Шиллингер освоил мастерство аранжировки всевозможным эпично-фолковым инструментарием до умопомрачительных высот. Проделана выдающаяся работа с эффектами и сочетанием их с уникальной, самобытной, ни на одну группу, тем более в фолке, не похожей симфоникой. Особенно выделяются трубы и духовые в целом, такому размаху величия позавидовал бы кто угодно. Музыка пестрит ими, как орнаментом, словно суровая, тысячелетняя скала под серыми небесами, усеянная россыпью прекрасных цветов. Дошло даже до введения восточных мотивов в перкуссии и клавишных, эпизодических, впрочем, но придающих пластинке ещё больший колорит. Если не заклиниваться на «а это всё на компутере сделано!», после
Mach dich frei любой альбом, например,
Sear Bliss покажется не более чем средней кустарной демкой. Флейты в этот раз нет почти совсем, а аккордеон занимает весьма скромную нишу, что, вероятно, не придётся по душе тем, кто фанател от затыкания им каждой дыры на первых двух дисках. Однако
Finsterforst больше не группа аккордеона, а группа просто эпичного оркестрового фолк-метала с аккордеоном в качестве самого часто используемого, но уже не лидирующего фолк-инструмента. Хорошо, что Йоханнес Йозеф не только на нём играет, но ещё и как раз чистым вокалом в том числе поёт, а то бы погнали его за ненадобностью, как случилось в аналогичном случае в
Turisas.
Композиции традиционно вращаются вокруг отметки в 10 минут + 1 колоссальный 20-минутный эпик, хотя на этот раз три трека от 10 минут отсчитывают в минус, а не в плюс, так что по меркам Finsterforst они кажутся даже чересчур короткими! И это не шутка, 7-9 минут не хватает для полноценного развития лейтмотива и раскручивания многовитковой композиционной спирали. Все треки, кроме одного, традиционно состоят из нецикличных структур, такие песни очень тяжело удержать в уме целиком, в отличие от простеньких вещиц с одним главным риффом и нанизыванием на него всяких дополнений. Поэтому музыка захватывает не какими-то отдельными, самыми козырными элементами, а затягивает вся целиком, каждый раз как бы открывается заново, и её можно слушать практически бесконечно, даже несмотря на огромную длительность пластинки (а может, как раз в том числе и благодаря ей).
Лирика Оливера Берлина беспощадна, бескомпромиссна, груба и сурова. Даже песня про родной группе Шварцвальд написана в стиле «заходи в этот лесок, а назад дороги нет, братская могилка готова для тебя и для всех других путников. Чёрное сердце чёрного леса возьмёт твою кровь и твою душу, там всех, даже богов и само время, ждёт только тлен и смерть». Что уж говорить об отмороженной
Zeit für Hass в духе "гноби ближнего своего, ибо и он будет гнобить тебя, кругом сплошь мразь и сволочь, так что пора переходить на тёмную сторону" или желчной
Mann gegen Mensch с призывами уничтожить людской род, пока он не угробил себя и планету заодно. Судя по экспрессии, человеки достали его окончательно и капитально, причём не только как индивидуумы, но и как вид. Misanthropic Folk Metal! Не слишком ли уже анахроничны подобные идеи Нового времени? Товарищу не сообщили, что это уже не модно и миф о Прометее никого не фасцинирует? Впрочем, в неведении счастье.
Заканчивая данный обзор, коснусь и немногочисленных недостатков, без которых
Mach dich frei не обошёлся. Во-первых, бросающаяся в глаза глупейшая комиксовая обложка, большего убожества на заданную тему и вообразить нельзя. Во-вторых, слишком мало фирменной инструментальной акустики, ну неужели не очевидно, что та же
Im Auge des Sturms, чёрт подери, великолепна? В-третьих и в главных, одноимённый трек
Mach dich frei! — непростительная по формату группы куплетно-припевная примитивщина со слабой мелодикой и неудачным вокалом. Ну и в четвёртых, эпик
Finsterforst можно всё же было проработать и чуть получше, например, расширить инструментальную вступительную часть, растянув вступление других инструментов, а также получше состыковать вторую половину с первой.
Тем не менее эти огрехи совершенно не являются решающими.
Mach dich frei становится достойнейшим альбомом в дискографии
Finsterforst, практически эталоном гимнового, эпичного фолк-метала с умной, уместной симфоникой, детальными и вариативными аранжировками, сокрушительной метал-составляющей и феерическими вокалами и получает свои заслуженные
9 баллов из
10.