Omnium Gatherum — Grey Heavens (2016)Этот альбом болен запущенной дизлюксией. Он как эти самые сплошные пепельно-серые тучи, которые я имею неудовольствие лицезреть над головой почти ежедневно в течение не менее 5 месяцев каждый год, на небольшую долю суток высвечиваемые невидимым солнцем. Куда-то пропала уникальность морского бризового звучания и доминирующего светло-дымчатого позитивного настроя, осенявшая два великолепных предыдущих альбома. Вместо неё звуковое пространство завалено кусками резаной стружки. Никакого тебе ажура и изящества, сплошь рельефные, давящие на мозг гитары и риффы, риффы, тонны риффов, Гётеборг, гроб, кладбище,
Dark Tranquillity. Где мой пушистый, шуршащий финский звук
, в который можно завернуться прохладным вечером с чашечкой латте на уютной верандочке? Воздушные, звонкие лиды испарились из виду и заменены на дежурный стандарт. Шестнадцать раз повторённый, растянутый на полторы минуты рифф в конце и так волочащейся
Ophidian Sunrise. Шестнадцать! Решительно ничего не происходит в припеве в остальном годной
Storm Front. Красивые, но жалкие по масштабу фортепианные капельки в качестве рефрена в
Foundation. Скучнейшее начало
Majesty and Silence. Во всём этом нет никакой кульминации. Одно слово: пустота.
Клавишные пропали в насыщающем смысле шёлкового обволакивающего фона, которым они переплетались с гитарами на
New World Shadows и
Beyond, плотно заполняя мелодическое пространство, не давая музыке проваливаться в струнные опилки. Великолепное аранжировочное напыление в
Frontiers и
The Great Liberation, серебристыми столпами света высящихся несущими опорами всего альбома, остро показывает эту нехватку во всех остальных песнях, голыми берёзками стоящих на гитарном ветру. Зато на пятом диске с Пелконеном группа наконец догадалась, что его надо таки задвинуть за инструменты во избежание, что явно пошло на пользу делу, хоть в этот раз он и больше хрипит стелящимся высушенным шёпотом, чем рычит.
Единственный на этот раз эпик оказался посередине, он аморфен и крайне странен, чтобы не сказать больше, хотя и не лишён определённой смелости и внимания к структуре при всей своей мелодической выхолощенности. Но какое в нём всё-таки настроение? Мечтательно-нейтральное или мрачно-торжественное? Что за шизофрения?
Skyline. Эта настолько выпадает из альбома, что раздражает даже больше
Majesty and Silence. Она ВООБЩЕ не в тему. Совсем.
Ego, с которой я плевался ранее, по сравнению с ней сидела на
New World Shadows как влитая. А Ванхала и Пелконен ещё и утверждают, что инспирирована она не
In Flames, а другой шведской группой, намного менее известной. Какой — поди узнай.
Положение, как обычно, спасают темповые вещи, которые удались почти все, и некоторые удались в особенности.
Frontiers была просто отличным треком, ибо между припевами в ней торчит только акустический проигрыш, пока не дошла до пост-композиционного соло, гармонически закрывающего песню и взрывающего её в мелодическом урагане. Ну и, конечно,
The Great Liberation. Центр всего диска. Вот из-за такого я вообще и слушаю музыку. Начинается всё как бы из ничего, с чистого чёса в первом куплете, который постепенно начинает обрастать такими деталями, что ахнешь. Гитарно-клавишные ручейки стремительно текут сквозь всю песню, трансформируясь из одной элегатной формы в другую. Главная тема раскручивается по восходящей двойной спирали и великолепным образом обыгрывается в первом соло, перескакивая на октаву выше во второй его половине. И в финальном припеве идёт ТРОЙНАЯ МЕЛОДИЯ, из которой гитара ведёт две абсолютно разных и одинаково разящих линии. Это катарсис. Умеет же Ванхала по одному такому треку запихнуть на альбом, чтобы крыша съезжала напрочь. И какую же медвежью услугу он оказывает всему остальному материалу, которому до такого уровня очень и очень далеко.
Уже в третий раз хочу отметить талант художника, Олли Лаппалайнена, который играл и даже пел в
Omnium Gatherum на заре существования команды. Он прекрасно чувствует музыку и снова точнейшим образом визуально передаёт содержимое пластинки, как делал это и на предыдущих. Жаль, что небеса на этот раз под стать визуализации и в самом деле получились пасмурно-стальными, в отличие от сияющего яркими утренними лучами
Beyond и залитого светлыми струйками летнего дождя
New World Shadows. Конечно, постоянно играть одно и то же не всем сгодится, но переосмысление
Insomnium на более позитивный манер было, право же, не худшим ориентиром.
7 противоречивых баллов из
10 не до конца сбывшихся надежд.