Как я съездил в Москву на концерт
Бывают события, изначально обречённые на успех, и единственный в России концерт легендарных немцев Helloween ровно из таких. Причём если их обычный приезд стабильно собирает хорошую аудиторию в 1,5-2 тысячи человек в обычных клубах, то сейчас пришлось арендовать действительно огромную площадку, прямо как во времена первого визита группы в начале века. Это легко объяснимо, ведь, помимо того, что для дорогих россиян шоу было, как я сказал выше, единственным, так ещё и усугублялось "золотым" составом группы, добавившей к своей современной основе музыкантов из времён бурной молодости, когда Helloween стремительно обретали культовый статус, а песни того периода знает наизусть любой фанат коллектива. Поэтому люди ехали со всей страны — из Хабаровска, Пензы, Петербурга — и я понятия не имею, как много зрителей способна вместить арена Adrenaline Stadium (пишут, что до 7 тысяч, правда, это непроверенная информация; и в любом случае, из метал-банд у нас в стране больше смогут собрать единицы, которых можно пересчитать по пальцам одной руки запойного токаря-фрезеровщика), но сказать, что она была битком — просто скучная правда, ведь в день концерта был объявлен полный солд-аут, что для наших палестин событие крайне редкое.
Полагаю, у каждого поклонника команды есть своё мнение о лучшем составе и лучшем сет-листе для концерта, но угодить всем и каждому невозможно, да группа никогда и не пыталась идти на поводу у фанатов. Ну, правда, если бы они пригласили ещё двух человек из моего любимого периода 1994-2000, то гитариста Грапова на сцене ещё можно было бы разместить, а вот вторую ударную установку для Ули Куша уже вряд ли, да и сомнительная это идея — два барабанщика на сцене.
Так что ребята "ограничились" приглашением вокалиста/гитариста первого состава Кая Хансена и сменившего его у микрофона чуть позднее Михаэля Киске, и поехали катать мировой тур, небезосновательно назвав его Pumpkins United, а также попутно записав новый шлягер с этим названием. 7 апреля 2018 года они наконец-то доехали до нас.
За приблизительно год, прошедший с начала турне, группа, разумеется, сгладила многие шероховатости, неизбежные даже для профессионалов самого высокого уровня и придумала некоторые фишки, оживляющие стандартный порядок песен, который на 2-3 трека может меняться от шоу к шоу. Поэтому нельзя сказать, что Россия получила какой-то супер-эксклюзив (если, конечно, не считать за таковой сам факт подобного выступления), но наверняка были некие вещи, сделанные только у нас — все остальные шоу невозможно отсмотреть и сверить по youtube даже при всём желании.
Начало было заявлено на 8 вечера, и пунктуальные немцы не слишком затянули — 10 минут ожидания, отзвучавшая обязательная для каждого концерта группы "разогревающая" песня Робби Уильямса (sic!) Let Me Entertain You, — и без всякой раскачки полоснуло бритвой тревожное пронзительное вступление к нетленному эпику Halloween.
Три гитариста вместо двух, конечно, большое подспорье в подобной музыке, ведь группа славится своими бесконечными сдвоенными гипермелодичными проигрышами, в то время как третий (чаще всего, разумеется, это был Саша, предоставивший старшим товарищам полную свободу действий) вместе с ритм-секцией может создавать надёжный и мощный фон. Три вокалиста тоже, как говорится, не свистулька макаронная™, в музыке Helloween достаточно драматизма и сложных переходов, поэтому возможность развернуться была у всех.
Нет смысла описывать каждый трек, зал пел всё — и это тоже не самая обычная для нашей страны ситуация, обычно люди либо не знают текстов, либо стесняются, но вчера всё было по высшему разряду, и это ещё одно ненужное доказательство аксиомы о запредельно культовом статусе группы. Лично у меня и так простуженное горло возмутилось уже на третьей песне, что, естественно, не дало ему никаких поблажек, ведь не подпевать, а точнее, не орать во всю глотку знакомые и любимые вот уже более четверти века слова было невозможно от слова совсем.
Но несомненными персонально для меня хайлайтами я всё-таки обязан выделить March of Time, бешеную и отчаянную; Kids of the Century, всегда разрывавшую и чуть не убившую меня вчера совершенно испепеляющим риффом после первого припева; стильную и наглую Perfect Gentleman, предсказуемо превратившуюся в вокальную перестрелку Дериса с залом; бенефис Хансена, исполнившего попурри из четырёх песен с дебютного альбома группы (де-юре это не совсем так, но можно найти издание, объединяющее на одном диске первые EP, альбом и сингл); нетленку Power с моего любимого альбома, светлую и яростную; How Many Tears, которую во время первого концерта группы в Питере я, по словам соседей, орал так, что впереди стоящие слышали меня лучше, чем зальные колонки ДС "Юбилейный" — полагаю, сейчас было что-то подобное; колоссальный эпик Keeper of the Seven Keys, окончательно склонивший чашу весов в свою пользу в противоборстве со своим братом Halloween в моей голове; и, конечно же, второй бис с главными хитами команды Future World и I Want Out.
В принципе, я бы о каждой прозвучавшей песне мог разливаться соловьём, и не по одному короткому предложению, а целыми абзацами, но хорошего понемножку.
Отдельной строкой отмечу барабанное соло, в 99% случаев на выступлениях любых групп бесполезное и бессмысленное, но в этот раз посвященное безвременно усопшему ударнику оригинального состава группы, с демонстрацией видео и аудио его игры, сыгранное синхронно нынешним барабанщиком Дани.
К слову, о видео. Каждая песня сопровождалась своим видеорядом, иногда интересным, иногда "для мебели", но вот что было спорным решением — так это мультики о приключениях двух тыкв. Я понимаю, что парни люди не самые молодые в основном, и при той самоотдаче, что они демонстрируют, им, конечно, требуется иногда несколько минут отдыха, но мультики-то не так чтоб удались. Может, получше, чем новое "Простоквашино", но это не точно.
Впрочем, никакие сомнительные видеоэксперименты, равно как ни заметно устающий тянуть (но не сдающийся) Киске, ни сложный и не всегда верный баланс трёх гитар, ни чуть менее, чем хотелось бы, слышимый бас, ни уже упомянутые личные несбывшиеся пожелания к сет-листу ни на йоту не способны хоть как-то омрачить вчерашнее действо. Это было чистейшее magic in the air ©, восхитительное, ошеломляющее, яркое и ослепительное. Теперь я даже не знаю, когда я был более счастлив — на первом концерте или же вчера. Да, было бы недурно разбавить бьющую через край энергетику парой баллад — A Tale That Wasn't Right и Forever and One идеально вписались бы где-то под конец основного сета, заставив всплакнуть, а то и разрыдаться на том эмоциональном пике, но ведь и так вышло блестяще, а быть без изъяна тоже изъян.
Ещё момент: Сашу оставили главным на завершении Keeper of the Seven Keys, он играл бесконечный волшебный перебор, зал пел, а остальные музыканты по очереди уходили со сцены под восторженные аплодисменты. Понятно, что никого не обделили, что "старые новые" участники Кай и Михаэль отхватили свои львиные доли, что мозгу группы Энди и сердцу в лице Вайки тоже не на что обижаться, но мне показалось, что теплее всего публика приветствовала Маркуса. И это здорово. Может, показалось. Может, и нет.
Наверное, имело смысл взять билет в фан-зону, видимость в большом зале оставляла желать лучшего, благо, многое демонстрировалось на вспомогательных боковых экранах, но я с недоверием отношусь к неизвестным мне площадкам, даже имея их план.
Ну, и к слову о сопутствовавших деталях — если прийти за час, то вход совершенно свободный (не в плане денег, конечно, а жаль), зато ближе к началу на улице образовалась неиллюзорная очередь. Bud по триста рублей в банке и по 400 в розлив, а также тёмный Löwenbräu со вкусом светлого предлагаю владельцам пить самим. Выйти мне удалось сравнительно быстро, пусть и в давке, а вот далее, говорят, даже возникло несколько драк — словом, организационные моменты есть куда улучшать.
The last but not the least — был очень рад повидаться по означенному поводу как с участниками питерского десанта (минимум шесть человек, не считая меня; впрочем, понятно, что было много больше, ведь в ночном поезде людей в футболке Helloween ходило немало), так и с жителями столицы. Не то чтобы мы очень редко виделись, но чаще в данном случае определённо лучше. Ждём алаверды в нашем стольном граде.
На этом всё. В коротеньком списке лучших концертов в моей жизни стало на одну позицию больше. Спасибо за внимание.