Cryptopsy - The Book of Suffering: Tome 2
После известного краудфайндинг-провала вопрос о дальнейшей студийной активности Cryptopsy повис в воздухе неопределённостью. Ведь группа могла воспринять этот провал, как сигнал к бездействию. Поэтому три года ожидания – это ещё хороший срок. Могло быть куда дольше. Как там дальше будут обстоять дела с обещанным когда-то полноформатом – дело десятое, а вот второй “Том” преподносит ровно тоже самое, что было на “Томе” первом: слонобойный технодэт, не склонный к сантиментам. Но почему мне так явственно мерещится привкус халтуры? Не знаю, стоит ли учитывать влияние бэкграунда на качество записанного, но мне кажется, что когда материал пишется на “деньги налогоплательщиков”, то некоторое чувство долга должно являться мотивацией к более ответственному и кропотливому труду. К первому “Тому” претензии если и были, то они касались исключительно Дональдсона и его несколько топорного видения материала Cryptopsy, но ситуацию спасла его чуйка на мелодии + обильные грувовые вкрапления, что и дало достаточно разнообразный материал в итоге. Второй же “Том” был написан исключительно стараниями и финансами самой группы и - вот совпадение! - звучит он не без толики “наотeбительства”. Практически полностью пропали как мелодика, так и качовость – все четыре песни как на подбор заняты скоростным вдалбливанием технодэтовых истин. Базара ноль, мощью и напором этих песен можно лес валить, но Cryptopsy я всегда ценил не только за атлетизм, но и за определённый интеллект, который способствовал не только балансу деталей, но и запоминаемости/цепляемости. Видимо, “None So Vile” ещё долго будет примером по-настоящему хитового технодэта. Ну или хотя бы любой другой альбом, где Левассёр присутствовал на полную ставку. Работам, записанным группой без него, как раз присуща подобная манера спасаться в крайностях, а не поиске. Даже на “The Unspoken King”, который весь из себя такой “внезапный, свежий, необычный”, всё равно всё сводилось к молотьбе. Формат релиза в таком случае выглядит наиболее оптимальным вариантом и все 4 песни слушаются на одном дыхании, не успев надоесть. Но подобный материал, будучи растянутым уже до полноформата… безусловно найдёт своего слушателя и одной левой уберёт процентов 80 конкурентов по стилю, но лично для меня, привыкшему к несколько иным баталиям, зрелище будет скучноватое. Стоит ли что-то выделять из этого достаточно однородного массива? Пожалуй, “Sire of Sin” и “The Laws of the Flesh”. Первую за относительную контрастную прямолинейность и крутой зловещий рифф, а вторую за чётко просматривающуюся нонсоувайлевскую мелодику посреди машинизированной рубки. Если бы ещё соло было исполнено в том же ключе, то вообще был бы блеск.
Вот уж кто от меня, вероятно, так и не получит претензий (кроме Фло, но какие претензии к Богу?), так это Мэтт. В группе он уже более 10 лет, все его фишки давно известны, но каждый его перфоманс вызывает эмоции, как в первый раз. Он из тех, кто берёт не столько техникой и разнообразием, сколь усердием и всё той же мощью, и нынешний Cryptopsy без него представить крайне сложно. На фоне этого очень забавно читать неодобрительные визги в сторону его “дэткорного войса”, которые зачастую сдабриваются призывом “вернуть Червя”. Кажется, что одной частью своего сознания эти люди застряли в 2008-м, а второй – в 1996-м. Стереотипы вещь упрямая и, зачастую, они мешают увидеть истинное положение вещей, где стилистическая принадлежность вокала не имеет веса на фоне его очевидной гармонии с музыкой. Я, может, тоже не отказался бы послушать Грининга в рамках “The Book of Suffering”, но воспоминание о его “вокале” на Rage Nucleaire превращает это желание в жалость: такой материал его просто раздавит.
Поэтому пусть 96-й останется в 96-м, а лично я в 2018-м буду принимать Cryptopsy такими, какие они есть. Тем более что при всех “но” они до сих пор держат планку достаточно высоко. Удержат ли до полноформата? По-крайней мере, продажи рассматриваемого релиза на Bandcamp наводят на позитивные мысли.