04.10.13
Arch Enemy никогда не ходили у меня в фаворитах, но к их дебюту я всегда питал особые чувства. Прямой, как палка, неповоротливый, словно стадо коров, и несущий в себе ненависть человека, которому утром в метро лицо нетрадиц. национальности тычет в нос потной подмышкой, - такой ряд сомнительных характеристик-метафор мне куда ближе, чем взвешенная мелодичность и общий рациональный подход музыкантов на более поздних альбомах. А уж после того, как в далёком уже 2009-м году мне довелось услышать The Root of All Evil, я готов был записать альбомы периода Лиивы в неоспоримые шедевры, хотя уже при нём были серьёзные сбои. Та компиляция перезаписанных старых вещей с “обновлённым” звуком и “вокалом” Ангелы диарейной струёй под давлением прошила насквозь мои барабанные перепонки, оставив в мозгу незаживающую рану, уж извините за предельную откровенность. То, что тогда было сотворено группой при наличии нормальной, в общем-то, мотивации, ничем иным, как глумом над старым фондом не назовёшь. И даже локальные успехи не способны затмить убогое сведение и убитую энергетику. Про вокал Ангелы, глотку которой звукачи обработали как могли, сказано уже достаточно в своё время.
Но хватит уже говорить о том, что не заслуживает и пары слов. Ко времени выхода дебютного альбома под маркой Arch Enemy братья Амотты дебютантами отнюдь не были. Старший Микаэль, как известно, успел пройти через мясорубку Carcass, хотя ко времени его прихода в кровожадности они слегка сдали. И этот факт лишил дебют многих проблем “первого альбома”, а если не лишил, то свёл к минимуму негативные влияния оных, а то и вовсе выставил их в лучшем свете. Тэгирование Black Earth мелодик-дэтом есть вещь весьма условная, если говорить об этом стиле с позиций популярных его чтений, где, собственно, сам “death” не ночевал нихрена. Это в первую очередь дэт-метал. Плотный, угрюмый, патлатый, шведский. Поданный со вкусом и умеренно приправленный мелодическим компонентом. Но при этом достаточно несбалансированный. Там, где группа хочет поддать жарку, она поддаёт слишком ретиво, порой буквально вдалбливая ноты в голову бетоном риффов. А когда, в редкие моменты просветления, хотят сделать красиво… делают красиво, но эта красота имеет не очень приятное свойство диссонировать с дэтовым аспектом. Ярчайший тому пример – акустический проигрыш в “Cosmic Retribution”, сам по себе звучащий удачно, но, будучи врезанным (по-другому это не назвать) в грубую плоть композиции, он добавил ей нелепости.
Теперь я подошёл к самому спорному пункту ранних альбомов Арчей – вокалу. Господин Лиива в своё время отхватил не один ящик фаллосов от поклонников за полный, по их мнению, непрофессионализм. Их правда. Но если бы не этот непрофессионализм (а это именно он, Йохан со своим вокалом был долгое время на Вы), то и альбом бы звучал ещё более сухо и, не побоюсь этого слова, академично. Чего только не доводилось услышать в отношении бедного шведа: “Он же тупо орёт/базарит/воет под музыку”, “дядька в очках со смешным гроулом”, “невозможно слушать” и прочее из репертуара Ваганыча. Я бы, стараясь не отставать от корифеев юмористического жанра, рискнул описать манеру пения Лиивы, как вой алкоголика на кладбище, где он только что схоронил всю свою семью. Ну какое тут умение петь, когда такая катастрофа? Зато в его голосе столько отчаяния, что оно, кажется, вот-вот перельётся через край и польётся голубовато-ледяной жидкостью из динамиков, столько боли и безнадёги, что ткань времени не выдержит, порвётся под этим натиском… И всё это подано искренне, без фальши, а это дорогого стоит. Несмотря на чуть большую симпатию к его вокалу на Burning Bridges, его работа на дебюте хороша тем, что идёт неразрывно с музыкой, взаимодополняется с ней, добавляет ей глубины и эмоционально насыщает композиции. На BB же, показав куда большую гибкость (а также пару раз находясь на грани асфиксии в одной только “Dead Inside”), хорошей корреляции добиться не удалось – с музыкой-то там совсем уже беда.
Отдельным вниманием удостаивать какие-то песни не буду по причине того, что Black Earth ровен и гладок, как попка младенца. Кроме того самого акустического куска отсюда не выпирает ровным счётом ничего и обозначить какие-либо хайлайты для меня не представляется возможным. Black Earth сам по себе хайлайт. Скажу только, что “Bury Me an Angel” и “Dark Insanity” на старте дают такого сочного пинка слушателю, что дальнейшее продвижение по альбому происходит без сучка и задоринки. И, как назло, именно их было решено привнести в жертву на The Root of All Evil… Подонки знали, куда бить.