Tome I
Тренд – это не то слово, которым можно напугать Cryptopsy. Примеры этого видны как в материале, так и в том, что за ним. (Частичный) отход к традициям на одноимённом альбоме трехлетней давности был вынужденным шагом в виду объективных обстоятельств и, в то же время, успокоительным для разгневанных фанатов, после которого можно было снова если не рисковать, то просто работать с развязанными руками. Но даже там были эпизодические модные фишки. Вот и мимо краудфандинга канадцы не смогли пройти, задумав целую эпопею с серией EP, деньги на которую должны были собираться всем миром неравнодушных фанатов группы, желающих быть причастными к грядущим работам любимцев. Но то ли фанатов мало, то ли их массово жаба задушила, то ли они до сих пор не отошли от фокусов 2008-го года, но на первую часть было собрано дай бог половина от той суммы, которая была необходима. Иначе как яркой иллюстрацией ”За что боролся…” это не назвать. Судьба амбициозного проекта теперь писана вилами по воде, а поклонники пока что могут успокаивать себя четырьмя песнями первого тома.
Главный вопрос повестки дня: как оно будет звучать без Jon’а и что сможет сделать Christian? Это не первый уход Levasseur’а, посему, ориентиры есть, а что собой представляет Donaldson можно посмотреть как на The Unspoken King, так и не нереализованных ранее песнях с Best of Us Bleed. Если вкратце: насколько модное, мощное и техничное, настолько и безмозглое мочилово, слабое на фантазию и апеллирующее на простейшие инстинкты. Вещи, хорошие для дэткора, но слабые для техно-дэта. Заострение внимания на Levasseur’е необходимо, ведь именно он был тем, что принято называть мозгом коллектива. Что для группы, где интеллект преобладает над мясной компонентой, насколько бы сильно не была выражена последняя, очень важно. Собственно, ожидания (больше похожие на опасения) оправдались: назвать материал сабжа умным могут только больные ублюдки. Сложно? Конечно. Технично? Разумеется. Но интеллектуальная составляющая музыки выветрилась напрочь, бразды правления всецело перешли к мышечной памяти, так что отборного мяса тут – навалом. Фантазии хватает лишь на плотное, диссонансное рубилово, безупречно исполненное, но не мотивирующее на глубокий анализ, а наличие двух гашёных соло я заметил лишь на третий день. Когда я говорил в рецензии к последнему альбому, что желаю им снова стать жестокими, а не просто жёсткими, я немного не это имел в виду. Жестокость ради жестокости путь, по сути, проигрышный, ведь есть разница, когда пьёшь кровь – и когда захлёбываешься ею.
При всём при этом, поднимаясь вверх по лаконичному трек-листу замечаешь сначала просто мысль, а потом и её определённое развитие. Если ”затравочную” ”Detritus” из-за передоза долбёжки и ритмической ахинеи слушать более пяти раз не возникает ровным счётом никакого желания, то уже на ”The Knife, The Head and What Remains” появляются интересные манёвры и начинает прорисовываться смысл. А дальше уже идёт и вовсе красота. Постепенная переориентация с диссонирующего разрушения на степенную мелодику на ”Halothane Glow” завершается, не побоюсь этого слова, восхитительным мелодэтом на ”Framed by Blood”. Мелодэтом, конечно, не имеющим ничего общего с тем, что сейчас принято таковым называть, но зато точно отражающим суть обоих корней этого слова. Заострять внимание на этом, наверно, не стоило бы, так как мелодика всё-таки гостила иногда у канадцев, но это первый случай на моей памяти, когда песня крутится вокруг мелодии, а не мелодия вокруг песни. Даже в ”Shroud” и ”Cleansing the Hosts” мелодические линии кажутся больше случайными, чем задуманными. Чего греха таить, тут Christian приятно удивил, показав себя не только современным мясником, но и отменным мелодистом. Впрочем, с одним из аспектов своей основной работы он также справился на удивление сносно: материал качает беспощадно и сильно чаще привычного, а сам кач имеет явно коровое происхождение. Что, впрочем, в глаза не бросается, в виду умелого внедрения оного в техно-дэтовый каркас. Да и в целом те методы, которыми музыканты добиваются результата, сближает сабж скорее с The Unspoken King, а не с тем, что было до него, с той лишь разницей, что там это шло на создание дэткора, а тут - техно-дэта. Не побоюсь даже сказать, что The Book of Suffering можно назвать примером того, что было бы, если бы в 2008-м Cryptopsy решили смодничать в привычном для них стиле.
Самое сложное – определиться не столько с оценкой, сколько с отношением к The Book of Suffering. С одной стороны, это наимощнейший EP, где за адреналиновым извержением быстро забываешь, что ты поначалу сожалел по поводу ухода Jon’а, отсутствия интеллектуальной составляющей, пенял на долбёжку и слабую фантазию. Сабж тупо тащит и валит, безжалостно апеллируя к удовлетворению физическому, а не умственному, и с этим ничего не поделаешь. И это ещё я вынес за скобки прогрессирующий вокал, который уже и не знаешь, как похвалить, и уверенный звук, выглядящий победно как на фоне лязгающе-шлёпающей ботвы’08, так и компромиссного сведения’12. С другой стороны, стоит ли к материалу подходить с теми же высокими требованиями, с какими необходимо подходить к таким группам, как Cryptopsy? Ведь тут уже практически нет того, чем были славны ранние альбомы, а тот же The Unspoken King проиграл в том числе и потому, что на него смотрели через призму альбомов 1994-2005, чего делать было категорически нельзя. Вот и тут, если к сабжу подходить с лекалами, например, None So Vile, то ничего хорошего ему не светит, а если рассматривать с точки зрения современной техно- и просто дэтовой сцены, то, на данный момент и год, это сильнейшая работа в этом сегменте.