Второй альбом исландских викингов стартует ровнёхонько с того места, где затормозил, повинуясь всемогущим силам природы, их предыдущий эпик "Кровью и духом". Стартует неторопливо, словно мерный прилив у каменистых берегов их студёной родины. Облизываемые волнами камни простояли не одну тысячу лет и простоят ещё столько же. Рвать когти некуда, не та временная категория.
Прошлый альбом исландцев был словно бутылка-снаряд, начинённый свербящей, ошпаривающей, головокружительной радостью. С тех пор, как сосуд беззаконий откупорили, утекло немало воды, и веселящий газ повыдохся, хотя и не полностью. Но даже продолжительное затишье обманчиво и чревато новой бурей. Молодецкий задор, вроде бы совсем утопший в пучине меланхолии, тут же снова разгибает свою богатырскую спину под вдохновенный и самую капельку воинственный бой барабанов и крейсерскую скорость риффовки. Гитарные партии, исполняемые лидером группы, хоть и не несут былого неистовства, заряжены ураганной психоделией. Какой безудержной мощи бы ни был шторм, рано или поздно он стихает. Подустал и сам Адальбьёрн. Пообтесались связки, поослабла глотка. Вместо пронизывающе дикого вопля, едва ли не потолкового для простого человеческого горла, не генномодифицированного, чутким ушам ценителей предстала куда как более конвенциональная форма вокала - типичный глас пост-хардкора, измождённый творческими муками и изнурённый душевными терзаниями.
От поэтического же исландского остались лишь рожки да ножки. Тем самым скальды существенно расширили свою потенциальную аудиторию с неполных трёхсот тысяч до миллиарда с гаком читателей. Вместо лапидарных и гиперметафоричных былинных соцветий, Адальбьёрн попробовал себя в написании будничной эмо-лирики с уклоном в переживания и расстройства. И не сказать, чтобы совсем неудачно. Во всяком случае у каждого, кто вчитался, прислушался и хоть немного расчувствовался, осталось по осколку разбитого сердца. При этом через простые и доступные даже дебилу слова Адальбьёрна и его соавторов красной нитью проходит коммуникативная эмпатия. Они не отталкивают слушателя, оставляя его морально опустошённым наедине с чашей горечи, но и не вызывают к жизни чувства ложной эмоциональной общности, а просто сопереживают.
Для "Masterpiece of Bitterness" характерна маниакальная интенсивность вплоть до настырного дискомфорта и недомогания. Как бы дремотно, тягостно и утомительно ни звучали паузы между всплесками тектонической активности, во время которых та самая пресловутая радость изливается густым потоком магмы на прохладную горечь из претенциозного заглавия, даже они с поистине скальдической точностью и наблюдательностью запечатлевают яростные порывы обжигающе свежего северного ветра. Ветра, остужающего раскалённую душу островитян.
Центральной композицией альбома является, конечно же, изумительная могучая эпопея 'сам себе провидец', отмеченная глубокой рефлексией и тоской по несбыточному, находящей выход в лучезарной лавинообразной кульминации. Художественная сила зонга столь велика, что ставит его на голову выше оставшейся части работы и это притом, что последующие композиции ни в коем разе не дописка, а самостоятельные акты. Как тут не вспомнить канонический альбом Enslaved "Eld", в котором композиции на твёрдую пятёрку меркли перед заоблачной 'битвой при Линдисфарне'. Вообще историко-сравнительный анализ творчества двух коллективов более чем допускает их сопоставление. Обе банды начинали с исконно северного блэк-металла и обе дрейфуют по волнам постхардкоровой и постметаллической психоделии назло непогоде, накренили примерно на стыке тысячелетий основополагающий архаично-исторический вектор в сторону отдельно взятой личности, произведя необходимые перестановки в выразительных средствах.
Не изобретя ничегошеньки принципиально нового, работы исландцев наделены каждая своим неповторимым настроем, и поэтому их путешествие наедине с самим собой среди вересковых пустошей, вглубь лавового острова и вглубь самих себя, облачённое в музыкальную форму, всегда будет разным. И если Sólstafir и предсказуемы, то только внутри самих себя, а не в формате сцены или течения, с которым их можно соотнести.
Взято с
restart.nm.ru