4-й по счёту полноформатник шведской прогрессивной команды - хотя с предыдущими тремя я не знаком, но мне попадались в сети заверения, что этот последний является наиболее зрелой работой шведов. Что ж, вполне можно в это поверить, ибо на The Great Escape представлен очень масштабный и высококачественный материал, поражающий своим размахом и уровнем исполнительского мастерства. Донельзя, до краешков и до упора запрогрессированный прог - так бы я обозначил, если в двух словах, альбом. Тонны и центнеры всевозможных мелодий, и зачастую остаётся только удивляться, как музыканты в состоянии запоминать свои замысловатые партии в рамках одной композиции, а уж если эта композиция длится целых ПОЛЧАСА (!), то тогда, вообще, понимание происходящего теряется, тонет в глубинах этой полноводной музыки.

Клавишные инструменты максимально насыщают саунд альбома - они здесь не только правят бал, но и (образно говоря) этот бал танцуют, охраняют, да ещё и кормят собравшихся пирожками - обильно, словно, на убой. Тем не менее, эти клавишные успешно находят общий язык с гитарой - как-то весьма взаимосозвучно они смотрятся. Ну, и соответствующий вокал - высокий, чистый, голосистый, типично проговый. Знаю, что многим металлистам не нравится подобного рода пение, но считаю, что нужно принимать его так, как есть - это один из элементов жанра, жаловаться на такой голос в прогрессиве - всё равно, что жаловаться в дэте на гроулинг. Несколько раз на протяжении альбома основному вокалисту Томми Каревику подпевает красивым нежным голосом девушка - её зовут Дженни Каревик, она никто иная, как родная сестра Томми! Видимо, в детстве брат с сестрой ходили в один вокальный кружок.

Но вернёмся к музыке: все вещи обладают весьма сложным ритмическим рисунком, и понять всё это с первого раза - практически безнадёжное дело, нужно непременно прокрутить альбом несколько раз. Поэтому, не спешите делать скоропалительных выводов по первой же прослушке. По отдельным композициям: лучше других выглядят The Angelmaker и King of Whitewater - в обеих всплывают очень симпатичные мелодии, Long Way Home - напротив, на мой взгляд, звучит довольно попсовенько. Получасовая The Great Escape требует отдельного разбора: комментировать тут что-либо крайне сложно, с первого раза - вообще, полный закрут мозгов; есть красивые мелодии - например, в отрезке 5:41-5:56, далее повторяющаяся (6:10-6:38); шикарные гитарные соло - 9:19-9:52, 12:54-13:23; приятное клавишное соло 16:04-16:30; ну, и т.д. Вообще, конечно, 30-минутная "прог-опера" - слушанье не для слабонервных.

Я бы очень не советовал людям, решившим изучать прогрессив, начинать своё изучение именно с этого альбома. Начните с чего-нибудь полегче, попроще. А вот опытным прогрессивщикам - полный вперёд!
8/10P.S. Решив скачать альбом в 320 на торрентах, выиграл в качестве, но при этом поплатился другим: в папке торрентовского альбома перемешан порядок треков, и мне пришлось потратить много времени, чтобы разобраться, где что.

Кстати, и в здешнем оформлении вызывает удивление написание композиции №5 - "Long Way home" (чем это, интересно, одно слово хуже двух других?).