Я тут, это... того...
Так уж исторически сложилось, что четвёртому полноформату англичан выпала честь быть неким переломным моментом, границей, что скальпелем рассекла жизнь группы на “до” и “после”. Честь, разумеется, почётная. Но если прислушаться к мнению, например, олдовых поклонников, которые, как это часто, к сожалению, бывает, видят лишь чёрное и белое, то создаётся впечатление, что Дани сначала работал на имя, а после Midian пустился во все тяжкие. Ну, вы понимаете: рубка зелени, эксплуатация имени сугубо для съёма готишных малолеток в пабах, звонко положенный болт на творчество, и тому подобная белиберда. Но если откинуть утрирование и язвительность, то приходит осознание того, что разумное зерно в этом есть. Но только с той точки зрения, что Дани, а, следовательно, и группа, изменились.
По-хорошему, отсчёт метаморфоз следует начинать не отсюда, а годом ранее, когда вышел From the Cradle to Enslaved. Именно на нём стало заметно, что группа постепенно рвёт корни, уходя в сторону. Заглавная тема, при всей своей характерной кровожадности, уже выглядит довольно форматно, а “Of Dark Blood and Fucking” своей угарной подачей вовсе чуть ли не шаблоны рвёт. Уже тогда надо было готовиться к тому, что грядущий кругляш вполне может шаблоны досрывать окончательно. Но Midian при действительно очевидном крене в сторону “квадратности”, упрощения, звучит всё же не настолько экстраординарно. Почерк группы узнаётся моментально, а это значит, что дух испущен не был.
Как уже вошло в традицию, перед записью альбома была пущена старая кровь и перелита свежая. Минус: Николас Баркер (не вынес сведения ударных партий для CATB. Во сне, наверно, до сих пор икается), Лес Смит (литры кровищи тоже могут надоесть. Ушёл в более спокойную обстановку Anathema), Стюарт Анстис. Плюсы: торжественное возвращение Пола Аллендера (ага, пока ещё радуемся), Мартин Пауэлл и Эдриан Эрландссон. По сути, всё шло к тому, что группа не только не втянется в сомнительные эксперименты, но и вовсе шагнёт в багрово-красные глубины своего прошлого. Ведь если Дани является лицом, голосом и сердцем команды, Пауэлл (Б. Райан, Дэмиен Грегори, Лектор – нужное подчеркнуть) - декоратором, то мозгом был и есть до сих пор Пол. И именно он, в основе своей, определял звучание Cradle of Filth в начале 90-х. А это были и дэтовые демо-записи, и The Principal of Evil Made Flesh, что был уже блэковым по форме, но хранящим в себе варварский дух демок. Короче, второе пришествие Аллендера обещало более чёткие рисунки композиций, акцент на гитарах и, как следствие, по-настоящему тяжёлый релиз.
И обещание своё он сдержал – пресловутая тяжесть льётся из всех щелей, заполняя собой до предела пространство альбома. Данный фактор стал настоящим испытанием таланта Пауэлла, которому необходимо было не только написать партии, не уступающие в изысканности и профессионализме образцам Лектора и Дэмиана, но и умело встроить их меж владений Пола, не растворяя клавиши в гитарном массиве. С задачей он справился легко и играючи, доказав тем самым, что обладает практически неограниченным талантом. Который, по правде говоря, и позволял группе звучать вменяемо ещё 4 года. Ведь после его ухода было окончательно обнажено гитарное паскудство, что ярко проявило себя на Thornography. Дальнейшие успехи команды (а этих успехов на данный момент аж целых два) были достигнуты за счёт умения нагнетать атмосферу в одном месте, и проснувшегося стыда Аллендера с умением Скарупки различать клавишу с другой. Ни отнюдь не бесталанная Эшли, ни человек, имя которого уже просто противно вспоминать, за выделенное им время (у второго персонажа этого времени было вагон и маленькая тележка, которое он наполнял лишь навозом) не смогли стать полноценной частью Cradle of Filth. Очень не хочется в тысячный раз заострять своё внимание на Поле, но сложно говорить о Midian (как и о группе в целом), не предоставляя должного внимания его персоне. Говоря о привнесённой им тяжести, стоит не забывать, что тяжестью-то всё, собственно, и ограничилось. И если на The Principal of Evil Made Flesh это в глаза особо не бросалось, то на сабже начали проявляться симптомы творческой ограниченности. Простая и незамысловатая риффовка проявляясь и раньше, но игра того же Стюарта содержала в себе весомую тремоло-составляющую, что позволяло делать основу альбомов ровной и мягкой, безболезненно для атмосферы диска впитывающей в себя клавишные и вокал, плюс, конечно же, чувство мелодии, которым Анстис был наделён. Аллендер, бесспорно, тоже наделён подобным чувством, иначе, не было бы у нас ни “Nymphetamine”, ни “Swansong for a Raven”, ни “Frost on her Pillow”. Загвоздка здесь лишь в том, что он как та, простите, палка, которая раз в год стреляет. Ему больше доставляют удовольствие прямые, строгие формы, объём, соло. Thrash, попросту говоря. А это куда сложнее привести в гармонию с всеобъемлющим клавишным поливаловом.
Но несмотря на потенциальные и вполне себе воплотившиеся проблемы, Midian не только увидел свет пышущем здоровьем и злобой, но и сумел стать сосредоточением двух эпох: в нём пришли в гармонию друг с другом магия прошлых работ и первобытная дикость с упрощённостью нескольких последующих. Первая скоропостижно скончалась уже через год, когда свет увидел необязательный Bitter Suits to Succubi, а вторая расцвела в 2003-м, когда безмятежный эфир был разорван в клочья тупым, но искренним в своей ненависти ко всему, что смеет ходить по земле, Damnation and a Day. К сожалению, запала хватило лишь на один альбом и, приведя в напряжение в последний раз паховую область на “Gilded Cunt”, передав тем самым эстафетную палочку “Nymphetamine”, группа всем составом ринулась делать красиво.
Перемены переменами, но, даже неся в себе болезнь переходного периода (пусть и несильно проявляющуюся), Midian всё равно звучит на голову выше всего того, что выходило у группы после. Ибо здесь в последний раз проявила себя та магия, что неразрывно следовала за англичанами на протяжении 90-х, тлеющие останки которой они старательно пытаются оживить по сей день. И именно с последней на данный момент попыткой восстать из пепла, Manticore and Another Horrors, можно сравнить “Midian”, не столько с точки зрения индивидуальных качеств, сколько с точки зрения эпох, ведь альбом 2012-го, пожалуй, самое целостное, законченное и вменяемое произведение группы за 12 лет. Но даже таковому альбому не под силу тягаться на равных с Midian, пусть последний и является далеко не самым сильным произведением группы. Тут даже сопоставлять нечего: закольцованный драйв “For Your Vulgar Delectation” сам по себе не жилец на длинной дистанции, а уж на фоне, например, квазиавангардного панкушного забоя “Death Magic for Adepts” он умирает быстрой и мучительной смертью; “Lord Abortion”, несмотря на наличие нарочито тупого риффажа, которым только что дрова колоть, всё же выглядит куда серьёзнее и суровее прямолинейной, выхолощенной долбы “Huge Onyx Wings Behind Despair”, а практически венец того альбома, “Frost on her Pillow”, вдрызг проигрывает классической, но отнюдь не самой сильной “Her Ghost in the Fog”. Единственное, что хоть как-то приближает последний опус британцев к их лучшим работам, это “The Abhorrent”, где группа снизила градус плюшевости и выдала такого жару, что у чертей в аду наверняка припекло зад.
В завершении хочется сказать… ничего. Сказанное выше не оставляет пространства для маневров в части подытоживания, да и о чём вообще тут ещё говорить? Midian расскажет всё сам, языком музыки. Целый мир на небольшом кругляше.