Уже писал рецензии, но напишу и тут, а то "любят" здесь наши группы больно.
Начнём с того, что, как и дебютный альбом, великолепно. По все параметрам, причём. Сведение, мастеринг, техника исполнения, мелодии, вокал, качество записи, лирика. Ну это, собственно, и не удивительно.
Далее
Ещё перед выходом музыканты заявили, что их звучание несколько изменится. Тогда я воспринял эту новость в штыки, потому что На горизонте, несмотря на несколько звонкое, задорное, "молодое" звучание был и остаётся отличным альбомом, который поселился в моём плей-листе, наверное, навсегда. Там нет проходных песен, что я лично очень ценю, потому что ненавижу, когда от пары песен бьёшься в экстазе, а весь остальной альбом преимущественно ждёшь, когда же наконец эти песни начнутся. Прежде всего стоит отметить воздушность музыки. Звук не был достаточно плотным, но был очень приятным и ласкающим слух, что мне очень нравится. В итоге менять явно ничего не хотелось. Подумал я только одно: хорошо, если бы ребята просто немного "повзрослели".
Ну что могу сказать, в некоторой степени это произошло. Правда до сих пор, несмотря на неоднократные прослушивания, я не могу понять - хорошо это или плохо. "Старый" звук мне нравился, несмотря на свои особенности. Возможно, в этом и есть его шарм. Потому что качественно, технично, разнообразно, мелодично, но нет того звукового напора, который может сделать даже самый хороший альбом неприемлемым для прослушивания. Возвращаясь к ЕП Не стоит слёз, хочу отметить, что звук действительно более плотный, сбитый и целостный. Прежде всего он более жёсткий и соответственно та симфоническая лёгкость в некоторой степени потерялась, хотя стилистика и манера исполнения остались прежними.
Три песни из четырёх я слышал на концертных записях, поэтому знал примерно чего ждать. Сюрпризом стала Грань добра и зла. Она вот как раз вообще может считаться полностью экспериментальной для коллектива. Рваный и при этом не очень высокий темп, ломаный ритм, практическое отсутствие привычных симфонических элементов. Когда я первый раз это услышал, то даже не понял. И захотелось, чтобы трек поскорее закончился, потому что это уже была явно не та Арктида, которую я желал услышать.
Однако при этом я сразу же заметил, что сам звук как раз именно в этой композиции наиболее качественный и "европейский". Сонграйтинг тоже не подвёл - мелодии получились интересными и качественными. Но в целом как-то не так оно звучало - жёсткие рифы, сменющиеся несколько тягомотной чуть ли не балладной частью. Поначалу эту вынесло мозг. Ушла динамика. С этой песней не хочется лететь вместе куда-то вдаль, впрочем, она этого и не подразумевает, просто хотелось либо боевика, либо уж тогда совсем какой-то красивой баллады. Как кто-то сказал на одном из форумов: слишком мрачно. Наверное, именно к этой песне такое утверждение применимо больше всего. Исполнение получилось каким-то полузагробным, без свойственных группе положительных эмоций в каждой ноте.
Другой особенностью всё той же песни стало, что, несмотря на все её прелести по форме, по содержанию она оказалась несколько вторичной. Весь этот особо качественный звук постоянно создавал впечатление. что где-то это уже неоднократно было, таким образом складывалось ощущение, что композиция провальная. На самом же деле после нескольких прослушиваний я понял уже по традиции, что всё не очень привычное воспринимается мною не особо дружелюбно и это надо распробовать. Так некогда было и со вторым альбомом Saint Deamon, который поначалу казался диким топорным прогрессивом, а на деле оказался шедевром, пусть и чуть менее ярким, чем первая их пластинка. Проще говоря, "Грань добра и зла" требует (по крайней мере от меня потребовала) вслушивания. Хотя некоторым как раз эта песня понравилась сразу, а остальные их ничем не зацепили.
Меня же наоборот зацепили все остальные песни. Это как бы не сюрприз, поскольку я их уже, как отмечал выше, слышал, но студийная чёткая работа всегда приятна. Однако особенно при первом прослушивании очень сильно бросалась в глаза сыроватость. Звук в некоторых местах оказывался скомканным, сумбурным и непонятным - эдакий тромб в сосуде композиции, который в конце концов проталкивается и кровь мелодики продолжает бежать дальше, восхищая своей красотой. По большому же счёту такие шереховатости немного расстраивают. Арктида хоть и молодая группа, но лично я от неё всегда жду только хитов и только лучшей музыки.
Сейчас я уже слушаю данный ЕП без запинок. То ли привык, то ли просто вкусил все особенности и теперь мне они не кажутся ошибками. В любом случае точно могу сказать одно: это одна из лучших работ одной из лучших отечественных групп. Не идеально, однако виден прогресс и чёткое движение вперёд. Всё очень хорошо и это радует. Слушателю досталась очень вкусная конфета, оставляющая приятное послевкусие и желание наслаждаться мелодиями снова и снова.
9/10 - балл ребятам на перспективу и на грядущий альбом, который я с нетерпением жду.