Тема, как правильно заметили в начале, не могла обойтись без холиварчика
Правда, он не успел случиться, в общем... в общем, я считаю, что список весь в тему, за редкими исключениями, которые можно отнести и к финской и к шведской школе.
Кстати, все хочу спросить... если Бодом играют пауэр, ткните в группу в пауэре, на которую они похожи...
Before The Dawn - мощные ребята, сначала их сильно кренило в готику, но чем дальше, тем её влияние меньше и меньше, оптимальным сочетанием для меня явился альбом The Ghost, где все было очень красиво и атмосферно, с мощными гитарами и классным звучанием. Последний тоже понравился, правда, он уже немного в другом стиле сделан, тем не менее, слушается тоже очень здорово.
Blind Stare - мда, этой группе голосов не досталось, хотя зря, в общем-то, у них тоже свой весьма оригинальный стиль - что-то такое прогрессивно-симфоничное со специфическим вокалом на стыке скрима и гроула. Первая половина альбома - более боевые и бодрые вещи, вторая - более прогрессивные и среднетемповые. В принципе, мне нравится, но часто слушать не хочется.
Cadacross - ну, Кадакросс это Кадакросс. Красиво и интересно, классика жанра. У них было большое будущее, но уж очень сильно не повезло их лидеру
Children Of Bodom - Бодом не люблю абсолютно, не нравится почти ничего вообще. Пара песен буквально. Я понимаю, что они основатели и так далее, но это все меня не сильно трогает.
Dawn Of Relic - слушал всего раз, толком ничего не помню.
Enter My Silence - по-моему, проходная вещь. Не совсем понятно, где там мелодик дэт, и уж финнского мдм-а так там точно нет. Как и, собственно, мелодий.
Eternal Tears Of Sorrow - почти отдал свой голос за них, ужасно нравятся их три последних альбома, с нетерпением жду нового. A Virgin And A Whore - шедевральное творение финского мдм-а, непередаваемо красивый альбом. Последний - намного более жесткая и симфоничная вещь, но мелодику не растеряли, просто теперь она немного другого толка. Надеюсь, в будущем женского вокала и протяжных вещей не будет. Злые боевики последнего альбома просто разрывают на части.
Gandalf - честно говоря, ребята играли сыровато, что, впрочем, неудивительно для того времени. Не успели оформиться в нечто более определенное.
Imperanon - имели большое будущее, судя по демке 2006 года, но грязные **** из НБ не продлили с ними контракт, посему группа решила прекратить свое существование. Альбом и ранние демо - классический финнский мдм, а последнее демо - очень интересная и самобытная штука, основанная на гитарной работе и красивых гитарных мелодиях. R.I.P.
Insomnium - не разделяю восторженной любви многих по отношению к ним, хотя последний альбом очень нравится. Много красивой акустической игры, которая наконец-то в тему, хорошая атмосфера, всего понемножку, одним словом. Но первые два, к сожалению, для меня слишком затянуты, да и с мелодиями там тоже не очень периодически. Тоже скорее могут быть отнесены к шведам.
Kalmah - уважаю, но не очень люблю. В общем, разнообразная штука с тремя классными альбомами и последним чем-то непонятным. Судя по сэмплу, новый будет по музыке скорее в духе последнего, но хоть гроул не 100% времени теперь используется... жаль, что с клавишными почти расстались.
Mors Principium Est - да, МПЕ - это здорово, второй альбом их вообще силен, как мало что сильно. Потрясающая гитарная игра, сумасшедший вокал и куча хитовых вещей. К сожалению, на новом диске пошел уклон в сторону мяса и более жесткого звучания, хотя гитарные соло по-прежнему вызывают восхищение. Обладают своим специфическим саундом, который один человек охарактеризовал "как если бы звук записывали по телефону"
Norther - Нортер люблю... почти весь, кроме Till Death Unites Us. Последний вышел ожидаемо крепким релизом, первые три нравятся примерно в одинаковой степени, но лучший, наверное, все же Death Unlimited. Но первое место им здесь не занять)
Noumena - по музыке очень круты, но я не люблю гроул... вот те песни, где много чистого вокала - это супер, хотя музыка вытягивает и все остальное, в общем.
Omnium Gatherum - интересно, но не более. По-моему, чего-то им не хватает.
Searing Meadow - на очень большого любителя, мелодик дэт у них непростой весьма и весьма. Хотя, тем не менее, цепляет. Правда, немного затянуто...
Mygrain - новый альбом сильно поднял мое мнение об этой группе, потому что первый можно было слушать весьма частично. А новая работа порадовала, показали, что могут и сложные песни писать и прямолинейные боевики. Чистый вокал очень в тему. Опять же, к финнскому мдм-у отношения не имеют, скорее к модерну.
Throne Of Chaos - многими любимы, но я их не понимаю... особенно Первертиго и Лосс Анжелес. Слишком загнули, хотя понятно, что уважения за такие эксперименты, безусловно, заслуживают...
Wintersun - ну вот за них-то я и проголосую из этого списка. Все-таки Яри-то гений, и альбом у него получился гениальный. Фактически, он идеален, один из двух альбомов, которому я могу поставить 10/10. Сильно подозреваю, что новый диск положит на лопатки весь стиль целиком.
Diablo - много трэша и кора, я такое не люблю.
Понимаю, что мое мнение не разделят, но здесь должен быть Энсиферум
Все же они основываются именно на финском мдм-е, несмотря на большое количество "приправ"... Непонятно, где Naildown, которые уж точно достойны упоминания. Ну, остальное по мелочи...