Червиво
Наблюдение эволюционного развития Cryptopsy 90-х годов, с прослеживанием плавного перехода от эстетики грубого, “земного” дэта до эстетики полёта мысли уже чуть ли не в отрыве от оного вообще - представляется поклоннику техничного экстрима истинным удовольствием. Но и реверсивный метод прослушивания способен принести никак не меньше позитивных эмоций. Мне нравится, порой, раскручивать моток творчества группы, начиная с “…And Then you’ll Beg”, на котором “technical” максимально возобладал над “death”, через по-прежнему перенасыщенный событиями, но куда более грубый “Whisper Supremacy”, вплоть до осатанелых “None So Vile” и “Blasphemy Made Flesh”.
Как бы я не любил “None So Vile”, всё-таки, дебют имеет определённые черты, которые позволяют ему не только посматривать из-за спины своего куда более подкаченного преемника, но и временами конкретно на эту спину облокачиваться. Смертельная прямота – козырь “Blasphemy”. Если “None So Vile” с выдумкой рубил в капусту целым арсеналом холодного оружия разной степени свойств, то “Blasphemy” незамысловато рубит тесаком. И получается это у него на редкость грациозно! Поразивший впоследствии канадцев технократизм добавил буржуазных ноток в пролетарский базис звучания, подняв, тем самым, уровень группы, но всё это отходит на второй план, когда из колонок несётся поток залихватского дэта, преисполненного, порой, панковской удалью музыкальных телодвижений. Раскрепощенность и как будто нарочитая несерьёзность подхода подкупают. После скручивающих в пружину сознание альбомов конца 90-х – начала 00-х, “Blasphemy”, ритмика которого максимально приближена к классической схеме чередования быстрых частей с умеренными, чувствуется, как легкая простуда после тяжёлой пневмонии. И это притом, что при соблюдении видимого баланса между частями, они не равноценны в своём качестве. Степенные фрагменты пусть и играют де-юре одну из основополагающих здесь ролей, но де-факто представляют собой, скорее, необходимые передышки между ураганными всплесками активности, где музыканты и показывают всё, на что способны, пусть пока желания больше, чем возможностей. Впрочем, именно в моменты затишья начинает лучше вырисовываться басовый рисунок, да и соло зачастую также предпочитают обитать именно там. Так что практическая польза подобных передышек несомненна, пусть даже в них нет той монументальности, что делало их событиями на “None So Vile”.
Всё здесь хорошо, кроме одного... Да, кроме уже помянутого в этом разделе звука. Когда условные Dismember (позвольте мне такое грубое сравнение) пускали свои песочно-пылевые вихри, это звучало сродни катастрофе. Но на их стороне были опыт и навыки, позволяющие играючи уплотнять гитарный песок в смертоносную скоростную массу. А здесь звук гитар у канадцев напоминает, скорее, рассыпающийся в прах тысячелетний монумент. Не стоило бы, наверно, быть столь придирчивым в этом отношении, зная о статусе альбома, если бы не предвосхищающая альбом демка “Ungentle Exhumation”, звучащая не в пример лучше и объёмнее. А уж как представлю, как штормил бы “Blasphemy”, будучи сведённым на манер “Whisper Supremacy”, то я готов был бы повесить на него ярлык “Дэт-метал моей мечты”. Совсем уж помойным звучание я не назову (беспощадный грохот тарелок заметно ретуширует сей баг), но ложка дёгтя, увы, принята во внимание.
В выборе фаворитов среди песен я традиционно нетрадиционен. Не умаляя заслуг легендарных “Defenestration” и “Open Face Surgery”, я выделяю лучшими “Serial Messiah”, “Swine of the Cross” и “Memories of Blood”, - достаточно простые, но крайне разрушительные треки именно за счёт пониженного уровня техники в угоду энергетике.
Да, сыро. Да, местами скучно. Но предельно жестко и азартно, и далеко не каждая группа в дэте может похвастаться таким дебютом.