Amaranthe – Maximalism (2016)Не хотел столько ставить этому альбому. Казалось, ну хуже же предыдущего. Много танцулек из-под девичьих шпилек-ноготков, мало драйва. Перекос на вокалы, причём попсовый перекос, в песнях, кроме них, по сути, нет содержания, гитары замазаны ровным слоем ничего, клавиши скромно капают в паре треков ведущим синтезатором, по сравнению с прошлыми альбомами, где были трёхслойные электронные водовороты, это мизер. Однако смертельные мёрковско-рюдовские мелодии приставили струну к горлу, не оставив ни малейшего выбора.
Поскольку основные события разыгрываются в вокальной плоскости, чуть подробней о ней.
Maximalism — безусловный бенефис Элиз, как в плохом, так и в хорошем смысле. В плохом, потому что она отодвинула Джейка на задний план, не оставив ему практически ни одной сильной партии, только подпевки и дуэт. У неё есть сольные припевы, у него нет (ещё с
Nexus пошло, но таких масштабов не имело). У неё есть даже целые сольные композиции, у него нет. А ведь даже Хенрику дали целую
Fury на отрык. Их дуэт также функционирует в двух вариантах, её вокал выше его и наоборот, и второй случай здесь почти не представлен, а именно он предпочтителен, в таком формате их вокалы прекрасно дополняют друг друга, как две спирали ДНК, как инь и янь. Звонкие нотки Элиз и так пробиваются наверх, а если делать примой её, Джейка не слышно почти совсем. Олоф явно в курсе, в разных треках сведено по-разному. Ну а в хорошем — потому что поёт она обожабельно, великолепно, просто ослепительно. С десяток интонаций, разные техники, прекрасное эмоционирование, искра, огонёк, пожарище! Ми ми ми.
Понятно, что ползучий маркетинг наложил тут свою когтистую лапу, но я всё равно считаю Джейка главным вокалистом проекта (не будем забывать, что основателями
Amaranthe являются именно он и Мёрк). Олоф раскрыл его способности на 300%, ни в
Dreamland, ни в
Dignity, ни в
Dream Evil он на себя здешнего не похож и близко. Более того, было бы крайне любопытно услышать, как
Amaranthe могли бы звучать вообще без женского вокала. Ясно, что это невозможно, тем более что когда Джейка заставляют петь дискотечные мотивчики, слышно, что это не его (а
Amaranthe без этого никуда). А вот воздушные пауэрные гармонии — его и ещё как. Одно можно сказать точно, если он уйдёт, группа уже никогда не будет прежней. Хотелось бы верить, что Мёрк разрулит вопрос.
Теперь по начинке. На каждом предыдущем альбоме было по одной категорически невыносимой песне, здесь это
Faster — нельзя нормальные мелодии загибать подковой в узел и потом упрямо пытаться приладить к копыту. Хорошая новость: на этом неудачи в макромасштабе заканчиваются, всё остальное настолько шикарно, что перекрывает и избыточные трансовые загибы, и тынц-тынцовые барабаны, и линейную компоновку вокалов, и все остальные вышеуказанные примитивизирующие недостатки. Сингловая
That Song, во-первых, обалденный концертный номер, во-вторых, недурная дань понятно-какой-песне, в-третьих, прожигатель стульев 10/10, аудитория перестала гореть только тогда, когда услышала альбом целиком, в-четвёртых, жутко въедливая мелодия и прекрасное вокальное исполнение. От сапсановой
Fury можно поломать шею, а уж какие туда американские горки тиснули в припев, так это моё почтение. От фирменных джейковских запредельно эпичных, шёлковых, закутывающих, волшебных мелодий в
Break Down and Cry хочется именно что break down and cry. Ух. В проигрыше
Supersonic дичайший сопрано-перфоманс Элиз, теперь понятно, как она собиралась попасть в Найтвиш (и очень хорошо, что не попала).
Fireball — классический
Amaranthe как он есть с термоядерным припевом и шизоидной электронной аранжировкой. Селиндионовский титаник в
Endlessly любопытен, но до бриллиантовой
Exhale по проникновенности всё же далековато.
К сведению ни малейших вопросов, все какие ни на есть детали прочерчены, балансы соблюдены. Мёрк по-прежнему не даёт Хансену сделать из ударных жвачку (вместо этого они похожи на милый пушистый горошек а-ля Nexus) и из звука каучук, оттаскивая его за резиновые ручонки в чуть более живую сторону, спасибоемузаэто. Ворчание слушателей про окучивание американского рынка, признаемся, имеет под собой веские основания, кроме Рианны есть и другие толстые намёки типа ”The 4th of July”. Тексты (по этой же, видимо, причине) скатились в зефирно-тинейджерскую банальщину с лексикой и синтаксисом на уровне днища, что вполне в духе общего ОКАЗУАЛЕЛЕ тренда диска. Исключение —
Fury, в которой Хенриком хорошо разыгран здоровый картонный идиотизм. Совсем удивила обложка, Сазес, который вообще-то весьма крутой рисовальщик всяких масштабных красочных штуковин, зачем-то тупо подретушировал коврик прошлого альбома и сделал вид, что так оно и нормально. У синглов картинки повеселей, особенно у
Maximize, в целом — уже привычная псевдофрактальная геометрия. За удачно подобранный стиль хвалю, а также и за то, что перестали пихать группу на обложки, хоть тут не Бритни Спирс.
Непонятно, как Мёрк и ко. выскребают по сусекам столько бронебойных тем уже на четвёртый альбом подряд, да ещё и каждый из них имеет своё лицо в узких заданных рамках, особенно касается последних двух. Столько времени держать уровень при столь треугольной музыкальной архитектуре — очень круто.
Более чем заслуженные
9 баллов из
10.
Не хотел столько ставить этому альбому. Да он сам себе поставил.