MeTaL StOrM
May 19 2006, 10:58:43
По прозьбе товарищей на форуме:
Своим названием Black Metal обязан британской группе VENOM, образовавшейся в 1978 году. Один из первых альбомов этой команды (1982)так и именовался - Black Metal. VENOM играли довольно жесткую и хаотичную по тем временам музыку, в принципе близкую к Thrash стилистике. Фактически VENOM явились прародителями современного Black Metal. Практически в то же время появились следующие команды - HELLHAMMER (1982) из Швейцарии, преобразовавшийся в 1984 году в CELTIC FROST, BATHORY (1983) из Швеции,SODOM (1983) из Германии. Позднее CELTIC FROST и SODOM отошли от Black cтилистики. Это команды так называемого первого легиона Black Metal. Музыка была жесткой, грязной и агрессивной. В основном использовался стандартный для экстремальных команд тех времен набор музыкальных иструментов -барабаны, ритм и соло гитары, басс. Вокальные партии были в принципе типичны для ранних Thrash/Speed/Death групп. Новатором среди этих групп былQuorthon Seth - который со временем стал использовать разнообразные инструменты и эффекты. Но на начальной стадии своего зарождения Black Metal был близок к Thrash/Speed/Death стилистики, с более размытым и жестким звучанием.
Группы второго легиона. Скандинавия - эта часть нашей планеты под конец 80-х - начало 90-х годов разразилась такой силы громом и молниями,что отголоски оных будут отдаваться еще не одно десятелетие и навсегда войдет в историю Black Metal. DARKTHRONE (c 1986 по 1987 как BLACK DEATH,далее как DARKTHRONE), BURZUM (c 1987 по 1990 под названием URUK-HAI, с 1991 как BURZUM), MAYHEM (1984), IMMORTAL (1990), BEHERIT (1989) изФинляндии. Эти команды, основываясь на корнях своих прародителей - VENOM, CELTIC FROST, BATHORY, внесли еще больше энергетики и злобы, добавив к этому ледяного Скандинавского холода. Гитарные рифы стали более плотнее,ударные партии намного жесче и быстрее, вокал видоизменился до сверхвысокого, истиричного, хотя и грубый-низкий применялся не менее часто. Следует отметить что DARKTHRONE и IMMORTAL на начальном этапе играли музыку, близкую более к Death Metal стилистике, чем Black. Фактически первым Black'овым альбомом DARKTHRONE является "A Blaze In The Northern Sky", выпущенный в 1992 году на английском лейбле PEACEVILLE, поэтому эта команда скорее относится к группам третьего легиона. Такой тип музыки приобрел название Скандинавского Black Metal'a. В это время блэковые коллективы зарождались практически во всех уголках мира - MASTER'S HAMMER (1988) из Чехии, MORTUARY DRAPE (1984) из Италии, MYSTIFIER (1989) из Бразилии, NECROMANTIA (1989) и ROTTING CHRIST (1987) из Греции, SIGH (1989)из Японии. На данном временном этапе это был все тот же жесткий, сметающий все на своем пути, злобный cтиль в основном использующий стандартный набор муз.инструментов, хотя уже тогда начали встречаться элементы клавишных партий.
Третий легион Black Metal групп (первая половина 90-х). Начало расцвета. EMPEROR (1992), ENSLAVED (1991), GORGOROTH (1992) и SATYRICON (1991) из Норвегии, ABIGOR (1993) и SUMMONING (1993) из Австрии, DISSECTION (1989), MARDUK (1990) и LORD BELIAL (1992) из Швеции и многие другие замечательные коллективы поставили Black Metal на качественно новый уровень. Новаторство, оригинальность, разнообразие эффектов, атмосфера клавишных, основанные на старых корнях блэка сделали свое дело. Именно этот легион взялся за разрушение стен и оков, сдерживающих группы в рамках определенного музыкального направления. Инструментальное разнообразие, применение различных вокальных способов - от ультра-высокого и грубых до распевного и чистых хоралов. Многие команды стали образовывать side-проекты, обычно фольклорной направленности (ISENGARD, STORM, WONGRAVEN, VOND, e.t.c.) с качественно новой музыкой - применяются фольлорные инструменты и нагнетается соответствующая атмосфера клавишными, вокал - преобладающе чистый, распевный, появились женские вокальные партии. И наконец четвертый легион Black Metal - отражающий его современное музыкальное состояние (с 1995 года и по настоящее время). Окончательное крушение всех границ, рамок и оков. Воистину вершина музыкального расцвета этого Искусства. Характерные черты - симфоничность, использование практически любых музыкальных инструментов и способов игры, вокальные партии используются в абсолютно немыслимых вариациях - любых тонов и частот. Наиболее яркие представители - ARCTURUS (ex.MAYHEM), CRUACHAN, CRADLE OF FILTH, PAZUZU, PARNASSUS, FALKENBACH, EMPYRIUM, BAL-SAGOTH и другие.
История имеет продолжение - и просто невозможно представить, что будет из себя представлять это величайщее из искусств XX века в ближайшем будущем - нам остается только ждать и следить за событиями в этом мире.
resurgam
May 19 2006, 12:22:48
Вот еще толковая статья, но опять таки не совсем то, что я хотел, - подстили более подробно
Black Metal
Термин блэк-метал (black metal), по видимому, происходит от названия альбома (и песни) группы VENOM, вышедшего в 1982 году.
По поводу зарождения самого стиля существует две теории. Первая выводит происхождение блэка из творчества BLACK SABBATH, которые по саунду принадлежат, скорее, к хард-року. Вторая – отталкивается от начала деятельности группы VENOM.
Стилистически блэк-метал опирался и на некоторые предшествующие направления металла. Первоначально некоторые группы, работавшие в этом стиле, даже характеризовали как дэт/дум/трэш, где от трэша была взята ритмическая сторона; от дэт – тематика и, отчасти, ладовая сфера; фатализм и безысходность, а также своеобразная гармония пришли от дум-метал.
В своей истории, на данное время, блэк прошел три волны развития:
К первой волне и первым исполнителям можно отнести такие группы, как английская VENOM (сформировалась в 1979 году), датская MERCYFUL FATE (1981), шведская BATHORY (1983), швейцарская CELTIC FROST (1984). Все они достаточно разноплановы, поэтому назвать их чистым блэком невозможно, однако, именно ранние VENOM и BATHORY заложили основы стиля.
Вторая волна блэк-метал прошла в конце 80-х – начале 90-х годов и сказалась в творчестве таких групп, как NECROMANTIA (Греция), MAYHEM (Норвегия), SAMAEL (Швейцария), BLASPHEMY (Канада), PROFANATICA (США), SARCOFAGO (Бразилия) и др. География распространения стиля увеличилась, но, и в данном случае, некоторые группы можно причислить к нему только благодаря содержанию.
И, наконец, практически одновременно над Скандинавией поднимается третья волна блэк-метал, явившаяся кульминацией его формирования. Норвежцы MAYHEM, BURZUM, DARKTHRONE, IMMORTAL, EMPEROR, SATYRICON, ENSLAVED, GORGOROTH, ULVER и др., шведы MORBID, MARDUK, ABRUPTUM, DISSECTION принялись активно возделывать благодатную почву нового стиля. Возможно, кто-то не согласится со мной по поводу причисления к блэку некоторых из вышеуказанных исполнителей, но речь в данной статье идет о блэке в целом, а не об «истинном блэке» (true black) как сердцевине стиля, о чем еще будет сказано далее.
Последняя волна выплеснулась потоком бессознательного на весь мир. Вся континентальная Европа, Англия, Россия и другие славянские страны, Америка, Израиль, Япония и даже Таиланд принялись возделывать новый стиль. Блэк разветвился на множество направлений. Однако, именно эта разноплановость и привела к тому, что, благодаря экспериментам музыкантов, их «заигрыванию» с другими стилями современной музыки (от фолка до электроники), благодаря всеразлагающей коррозии коммерциализации, которая все время ищет свежей пищи в андеграунде, блэк-метал засверкал множеством более или менее красивых, удачных, вычурных, верных матричному стилю искр. Источник же их – огонь – начал постепенно затухать. Мощная третья волна с шумом столкнулась со скалой объективной реальности.
Характеристика блэка как стилевого явления таит в себе определенные сложности, связанные с относительной самостоятельностью в блэке идеологической составляющей, с одной стороны, и области художественно-выразительных средств, с другой. Существуют две точки зрения на блэк,
первая из которых выводит блэк только из идеологической основы,
а вторая опирается на музыкальные средства.
Обе тенденции имеют место быть, но обе спорны. Именно в различных взглядах на них и состоит «извечный» (примерно десятилетний) спор между агрессивными идеологами «истинного блэка» (true black), и остальными, «находящимися в струе» (trend) блэк-музыкантами, в число которых входят и те, кто просто старается разнообразить скудный арсенал средств блэк-метал, и те, кто откровенно тяготеет к области поп-музыки, ориентируясь на коммерческий успех. Именно из-за того, что две основных составляющих стиля (идеология и выразительные средства) оказались в блэк-метал разъединены, стилистические критерии явлены здесь весьма условно. При этом нельзя говорить о хронологическом первенстве какой-либо из тенденций, ибо возникли они примерно в одно и то же время.
Характеристика блэк-метал по идейному признаку предполагает, прежде всего, четкую религиозную ориентацию.
Идеология блэк-метал может быть объединена одной краткой приставкой «анти-». Под ее эгидой представлено, соответственно, всё мрачное и, наверное, очень страшное, прежде всего сатанизм (в самых разных вариантах) и различные древние верования, а также эстетика хаоса, войны и «разрушения до основания». Противопоставление, таким образом, происходит по отношению к ортодоксальной догматической религии Запада – христианству. Конечно, реально не всё так мрачно в блэк-метал: обращение к искусству символизма и жанру фэнтэзи, к сюжетам высшей мифологии – прекрасное тому подтверждение.
Идейная сторона блэк-метал отражена в высказываниях исполнителей, а также в книге об идеологии блэка «Lords Of Chaos» M. Мойнихэна (вокалист Blood Axis) и Дидрика Сёдерлинда.
При стилевой идентификации недостаток опоры лишь на идейную основу заключается в том, что к антихристианским темам музыканты обращались не только в блэк-метал (и даже не только в металле). Масса злобствующих сатанистов существует, в частности, среди дэт-металических команд. Нередко блэк и дэт-метал противопоставляют как разные эстетические принципы – основным критерием блэка при этом оказывается строгая идейная направленность на первом плане, дэт же характеризуется опорой на определенные музыкально-стилистические принципы (блэк – идеология, дэт – музыка). Этот взгляд неплохо отражает сущность явлений, но на достаточно широком уровне, предполагая слишком много оговорок (многие блэк-группы, в таком случае, подпадают под дэт – ARCTURUS, BAL-SAGOTH, TARTAROS, VINTERSORG, HELHEIM, BORKNAGAR, SOLEFALD, GOLDEN DAWN). Однако, повторюсь, как некое философское определение этот взгляд имеет право на жизнь.
Хочется отметить, что благодаря идеологии, возведенной во главу угла, соответствующему ей имиджу, сознательному или неосознанному обращению в музыке к интонациям далекого прошлого, восходящим еще к ритуальной практике, самому оформлению концерта или видеоклипа, применению различной символики, блэк-музыка приобретает культовые черты.
Все же существуют, хотя тоже порой весьма условные, отличия в средствах преподнесения идеи, включающие, прежде всего, воздействие на наши слуховые и зрительные рецепторы.
Основной чертой саунда блэк-метал является характерный тембровый мир, проглядывающий так или иначе у большинства исполнителей (даже у симфо- и атмосферик-блэк), скудный и девственно-жесткий, как зимний пейзаж норильской тундры. Тембр вокала и тембр гитар во многом схожи.
Характерный для блэк-метал верещащий, пронзительный, «чернушный» вокал в духе раннего Квортрона (BATHORY) возник у последнего волею случая (пятнадцатилетний андрогин пытался изобразить Лемми из MOTORHEAD, однако отличия в возрасте и в стаже употребления виски не способствовали этому). Гитары с эффектом «дисторшн» (distortion) сильно искажают звук, создавая сыпучие, шершавые тембры. Образно и точно охарактеризован этот тембр в журнале «Death City»: «Басовые линии провалены – и специально, на переднем плане лесопильный звук гитар с интенсивными ударными».
Для фактурно-гармонической стороны блэка характерны свои особенности: изложенные мелкими ритмическими длительностями квинтовые и кварто-квинтовые вертикали, игра параллельными квартами и квинтами, столь близкая по манере к игре на хардингфеле – скандинавской скрипке с двумя рядами струн. В ладовом и гармоническом плане наблюдается разнообразие: используются лады диатонические и хроматические, лады с уменьшенным трезвучием в основе, позднеромантическая расширенная тональность, фольклорные ладовые и гармонические структуры. Наибольшее распространение получили натуральный минор, фригийский лад и родственный ему лад, идентичный по строению андалузскому.
В металле вообще и в блэк-метал в частности большое внимание уделяется имиджу, который часто отличает блэк-исполнителей от музыкантов других стилей. В принципе, кожа, железо и черный цвет фигурируют во всех металлических стилях, хотя блэк преподносит их под своим углом зрения. Классический блэковый paint-corpse (раскраска «под труп»); тонны гвоздей на напульсниках, ошейнике, ремне, сапогах; «дьявольские» черные или арийские белые гривы; всевозможная колюще-режущая утварь; одежда из черной кожи; торс либо в черном, либо обнажен (независимо от того, что он демонстрирует – мужественную гиперборейскую грудь, высохший скелет или нордический пивной живот); балахоны и плащи с капюшоном; всевозможные амулеты – всё это атрибуты большинства блэк-метал-исполнителей, придающие им вид нормального сборища вурдалаков. У групп, воспевающих древних Богов, наряду с вышеуказанными атрибутами, присутствуют элементы национальных костюмов, имиджа древних воинов. Обложки альбомов изобилуют изображениями всевозможных природных ландшафтов и диких животных, хотя чаще встречаются снег, горы, леса, луна, море, туман, волки, козлы…(чаще всего изображенные в темное время суток). Характерно обращение к творчеству норвежского художника начала ХХ в. Теодора Кительсена, к творчеству художников, работающих в стиле фэнтэзи и, разумеется, к графике на основе пентаграмм и рунических символов. Все эти черты роднят блэк-метал с искусством фэнтези, получившим свое развитие во второй половине ХХ века.
Однако в конце 90-х годов у многих групп, шедших первоначально в авангарде блэк-метал, вышеизложенные атрибутивные тенденции постепенно начинают сходить на нет. Разветвясь на множество направлений, стиль потребовал новых форм подачи материала, примером чему могут служить акустические направления, сформировавшиеся в недрах блэк-метал, где исчезает характерный саунд, но остается мрачная атмосфера и идейная направленность.
Можно сделать еще одно предположение о критериях отличия блэк-метала от других стилей металла – по отношению музыкантов к тому, чем они занимаются, к тем Силам, во имя которых живут. Блэк-металлисты, во всяком случае североевропейские, оказались очень серьезными детьми, воспринявшими антихристианскую эстетику за чистую монету (в отличие от тех же дэт-метал-музыкантов). Параллелью этому может быть детская жестокость, как способ познания мира. Игра с огнем стала для начисто лишенных юмора норвежцев (а именно за ними пошли остальные) реальностью, убийства и самоубийства – путём к познанию разных сторон бытия, ну а ночные прогулки по зимнему лесу – естественной потребностью (заставь-ка злобного Глена Бентона из DEICIDE выйти зимней ночью в скандинавский лес…). Это вызывает снисходительную улыбку либо негодование, в любом случае – недоумение, но это – основной показатель стиля блэк – отношение к жизни. Всё что делается, а если не делается, то воспевается – серьезно и искренне, как солнце, встающее на Востоке и заходящее на Западе. Здесь и коренится отличие блэка от других стилей, повествующих об этой экзистенции, но не живущих ею. Трансформирующие на каждом шагу свои «потусторонние» воззрения в объективную реальность, порой очень грубо и варварски, блэк-музыканты одновременно безысходно романтичны. В этом испокон веков состоял весь фатализм скандинавского Мифа. Используя классификацию Вл. Мартынова, можно сказать, что блэк подразумевает магическое отношение к искусству, музыкант «живет» в ином мире и для иного мира, о котором повествует; другие же направления металла предполагают эстетическое отношение – описываемый мир является лишь созерцаемым, сам музыкант ни в коем разе не участник его бытия. И, на мой взгляд, именно с этих позиций должно происходить в блэке деление на true и trend, так как осуждаемое true black музыкантами стремление разнообразить музыку нисколько не влияет на верность идее, а вот стремление «изобразить» идею, репрезентировать ее в имидже, пожалуй, да.
Появлению этой разобщенности способствовали обвинения музыкантами друг друга в «неистинности» (как было сказано, блэк-исполнители очень серьезно подходят к своей идее), в результате чего выкристаллизовался true black, как матричное направление, где присутствовали основные идейные и саундовые критерии. К trend причислялись все направления, чей саунд не соответствовал этим критериям, даже при наличии гранд-идеи.
Прежде всего, в блэк-метал-секте (как мета-стиле) образовалось два основных идейных веяния –
сатанизм и
язычество (естественно, что последнее уже не являлось true). Появился также средний вариант, когда Сатана отождествляется с древними богами. Это способствовало возникновению целого ряда направлений, ориентированных на мифы и фольклор - викинг, пэгэн, барбарик, трольск-метал, фолк-метал, фолк-блэк (группы BATHORY, ENSLAVED, EINHERJER, FALKENBACH, FEBRUARY 93, ISENGARD, MITHOTYN, OTYG, STORM, THURFING, ULVER, PRIMORDIAL, WINDIR, VINTERSORG, IN EXTREMO, NOKTURNAL MORTUM).
Данные течения привносят в блэк-метал новые образные миры, а в саунд – новые веяния, связанные с проявлением интонаций, обращенных к далекому прошлому – ладовых и ритмических структур, особенностей мелодики и звуковоспроизведения, приемов и техник игры, введения акустических инструментов или имитации тембров прошлого с помощью синтезаторов.
Последнее привело к возникновению «атмосферных» и «акустических» направлений в металле. В «готике» среди подобных явлений ближе всего к блэку стоят дарк-эмбиент и дарк-фолк. И все же такие проекты, как MORTIIS, WONGRABEN, NEPTUNE TOWER, альбом ULVER «Kveldssanger» (1995), проекты фрау Haugen (супруги Самота) AGHAST и HAGALAZ RUNEDANCE, последние альбомы BURZUM берут свои истоки в блэк-метал.
В «атмосферных» направлениях блэка, так же, как в симфо-блэке и его разновидностях – психоделик-блэк, нью-блэк, пост-блэк, готик-блэк, может претворяться как языческая (HELHEIM, BAL-SAGOTH, VINTERSORG, BORKNAGAR), так и сатанинская тематика (EMPEROR, LIMBONIC ART, CARPATHIAN FOREST), хотя ими группы симфо-блэка не ограничиваются. Так называемые «сатанисты» постепенно трансформируют свои идеи в область символизма (ARCTURUS, ULVER, COVENANT, TARTAROS), то тут, то там возникают милитаристические умонастроения (GOLDEN DOWN, MAYHEM '2000 г.), психоделические мотивы сумасшествия индивидуума и современного мира (SOLEFALD, VED BYENS ENDE и др.).
Сильно влияние на блэк некоторых других стилей металла, в результате чего возникают различные гибриды. Направление, зародившееся и распространившееся в Швеции, характеризующее как дэт, так и блэк-сцену этой страны, получило название «шведский» блэк/дэт и дэт/блэк. К нему примыкает большинство шведских металлических групп. Самобытность этого кентавра послужила распространению его за пределы Швеции, однако указание на место его рождения всегда присутствует при стилистической характеристике подобных групп. Основоположниками направления явились группы BATHORY, DISSECTION, AT THE GATES, CROWN OF THORNS, IN FLAMES и др. Многие группы – MITHOTYN, THURFING и др. – относимые к викинг-метал, по музыке являются «шведским» блэк/дэт.
Еще один гермафродит явился на свет благодаря слиянию с мощнейшим течением 90-х годов – «готикой»: так возникла одна из разновидностей симфо-блэк – готик-блэк. И именно это дитя порока безоговорочно вызвало нарекания. Дело в том, что от блэка здесь лишь частично остался саунд, на первый же план выступает «готическая» танцевальность и имидж, причём имидж здесь главенствует. Обилие пирсинга, садомазохистские украшения, изломанность в духе декаданса, вампирические клыки, «готический» грим являются прекрасным прикрытием для неуверенных в себе, закомплексованных людей. Во многом похожим внешне, но различным в основе блэку и «готике» такой брак оказался противопоказан. Он породил популярных одно время DIMMU BORGIR, DISMAL EUPHONY, EVOL, ANGIZIA, COVENANT, от него же отпочковался
вампирик в лице поп-группы CRADLE OF FILTH. Блэк-металический запах свежих трупов сменил слащавый душок трупного разложения. Но это, всё же, еще являлось разновидностью блэк-метал. То, что явили миру на границе веков корифеи блэка – MAYHEM и ULVER, а также еще два проекта, где принял непосредственное участие ударник MAYHEM – дедушка Хелхаммер – ARCTURUS (активным членом этой супер-группы является Garm из ULVER) и COVENANT, вообще не лезет ни в какие рамки. Если «готика» еще хоть как-то близка блэк-метал, то стили электронной музыки имеют совершенно иную перманентную природу, противоположную в корне «живой» гитарной музыке. А это уже выход за рамки стиля, при том не только блэка, но и металла вообще. То, что не удалось сделать ни одному из его стилей. Парадокс - это сделал консервативный блэк.
Активно взаимодействовал блэк-метал с литературой жанра фэнтези (SUMMONING, FORLORN, BAL-SAGOTH). Можно сказать, что из всех стилей современной музыки блэк в наибольшей степени воспринял основные критерии данного жанра. Обобщая, можно охарактеризовать эти ингредиенты, как "Древнее" - мифы, антураж, архетипические фигуры и ситуации, в случае с блэк-метал – интонации, сознательно или бессознательно взятые из фольклора; в союзе с "Современным" - способы звукоизвлечения, техническое оснащение и некоторые другие приемы. Собственно говоря, black as fantasy - это тема для отдельного исследования. Хочу лишь добавить, что, на мой взгляд, наиболее адекватным музыкальным проявлением жанра фэнтези явился именно блэк-метал. Это еще одно дополнение к вопросу, поставленному мною в самом начале "Was ist Black?". Сложное, парадоксальное идейно-музыкальное явление конца XX века... Секта... Fantasy в музыке... Ясно только одно - Музыка переломного Железного века. Кали-Юги. Черной Юги.
(По материалам www.gromko.ru)