08.12.2013
Как я уже писал, Dante XXI был скорее исключением из правил, чем их подтверждением. Случается, что какой-нибудь коллектив, когда-то выдававший шедевры пачками, а ныне представляющий собой инвалида с перебитыми лапами, в один прекрасный момент ловил музу вдохновения и эксплуатировал её вдоль и поперёк. Результатом чего был материал если не отличный, то хотя бы просто звучащий незашоренно и интересно. Потом обычно обессилившая муза отпускалась восвояси, и группа вновь погружалась депрессивное состояние. Вот и релиз 2006-го года казался мне таковым - случайным, в связи с чем возлагать какие-либо надежды на A-Lex в своё время я не торопился. Забыть о его существовании на долгие годы помог клип на “We’ve Lost You”, из которого я сделал вывод, что Sepultura плевать хотела на развитие идей Dante XXI и что ей куда ближе грувовый тупняк. Пошевелить задницей и пойти купить (или скачать) альбом, потратив 55 минут на проверку столь скоропалительного вывода мне, естественно, не позволяла религия.
Вывод-то, в принципе, был верен. По части музыки это – очередное убийство трэшевых задатков грувовыми залпами (иногда – в прямом смысле слова), но по части же вызванных этим эмоций… Знаете, становится не до фиксации эмоций, когда твой лоб лихорадочно дубасит край стола в такт озверелой, в прямом смысле слова, “Moloko Mesto”. Всё происходящее на альбоме можно описать лишь одним ёмким и исчерпывающим термином: мочилово. И пусть никого не смущает применение этого термина к альбому, на котором реально скоростные и долбильные темы можно по фалангам большого пальца пересчитать. Даже на неторопливых вещах, вроде “Sadistic Values” или “Filthy Rot”, ощутимо присутствует этот социопатический, просто-таки варварский дух. Аж уж какой неописуемый ад происходит в других песнях… Грув Sepultura, образца 2009-го года – это не просто апеллирование к банальному jump da fuck up’у, как это было до, а аккумулированная беспредельная агрессия и упорное выбивание всей возможной мощи из инструментов, придающей музыке поистине гротескные черты. Боюсь совершить ошибку, но мне кажется, что здешний материал - самый тяжёлый за всю историю группы. Скидки на то, что это не трэш, да и не совсем металл даже (металлическая тяжесть на, зачастую, неметаллических структурах) учитывать, конечно, можно, но не нужно совершенно. Это должно заботить лишь тех, для кого важнее слова, а не музыка, ибо имеющий уши да услышит – A-Lex с лихвой утоляет жажду тех, кто требует хлеба (мяса?) и зрелищ. Альбом здоров, румянен и предельно насыщен адреналином. И горе тем, кто хотел продолжения банкета имени Dante XXI, а также тем, кто заставляет себя не обращать внимание на очевидное положительное, выискивая “что-то, как старенькое” в какой-нибудь “Enough Said”.
Да, после Dante группа вновь вернулась к привычному своему звучанию рубежа веков, но звучание это стало на порядок грознее, страшнее и суровее. Если раньше их грув находил отклик только на уровне физического восприятия, то сейчас он просто пробивает грудину и рвёт душу в клочья. A-Lex – это не только качественная работа, но и очередной (косвенный) пример того, что так называемое “возвращение к корням” не панацея от хворей. Достаточно просто послушать вышедший спустя 2 года Kairos, дабы понять это. Звучание, отсылающее ко временам Arise (дай им вторую гитару - на Beneath the Remains замахнулись бы) удовлетворит лишь поверхностный людей, тех самых, что смотрят на стиль, другим же будет очень недоставать насыщенности и разнообразия материала.
P.S. Всё бы ничего, но, честно говоря, бесит злоупотребление группой всяческими интерлюдиями. Не знаю, может, они таким способом пытаются придать большей концептуальности полотнам, но что в 2006-м, что в 2009-м они просто тупо болтаются под ногами, откровенно мешаясь. Выделю лишь одну жемчужину – “A-Lex IV”. Она прекрасна.