fenryr
Aug 25 2009, 20:27:22
Почему-то у некоторых людей, которые считают себя поклонниками Ensiferum, хорошим тоном является плюнуть в группу, причем, как можно смачнее. Ушел Яри? Получите, сволочи! Выпустили Dragonheads? Ах вы, подонки, я вас больше не люблю. Victory Songs? Petri sucks! Ну а теперь, как водится, на орехи достанется и From Afar. Впрочем, к счастью, количество идиотов-консерваторов, которые не признают дальнейшее развитие группы, хоть и немалое, но все же не составляет подавляющего большинства. А уж если учесть, что From Afar шагнул ещё дальше, чем Victory Songs, то не стоит сомневаться: некоторые альбом категорически не поймут.
Перед выпуском Victory Songs финны старательно нагнетали интригу: никто не знал, как справится Петри Линдрос с возложенной на него задачей, тем более, что Dragonheads, экспериментальный мини-альбом, не блистал (и это ещё мягко сказано). C From Afar все было куда как проще — слушатели могли представить себе то, чего следует ждать от грядущей пластинки. Казалось, ну какая может быть интрига, разве может группа радикально изменить свое звучание, удивив поклонников? Но чем больше информации просачивалось в сеть, тем больше росло смятение в стане ожидающих. Для начала, стоит сказать об обложке. Все уже давно привыкли, что главным героем артворка у Ensiferum является дюжий мужик со щитом с национальной символикой наперевес. Но, так же, все привыкли видеть этого бородатого мужчину на фоне пейзажей теплых тонов. Теперь же он стоит среди чуть ли не арктических льдов, а от синих оттенков мёрзнет взгляд. В общем, четвертый полноформатный альбом группы (точнее, его оформление) завершает времена года, к которым при желании можно отнести предыдущие обложки (весна-лето-осень и, в виде From Afar, зима).
После того, как слушатели приняли новый артворк, хитрые финны нанесли ещё один удар: в сеть просочились сэмплы некоторых песен. Поклонники, а так же просто сторонние наблюдатели, в шоке прочищали уши и поправляли покосившуюся черепную коробку. Мало того, что клавишные аранжировки стали яркими и встали во главу угла, так ещё и в сонграйтинге Маркус и компания взяли курс на Iron, хотя, конечно, и из Victory Songs черпнули.
С таким анамнезом приступать к прослушиванию полноценного релиза было как-то боязно. С одной стороны, представление о нем у меня уже начало складываться, с другой, а ну как финны решили обмануть чаяния, выставив лишь самые удачные сэмплы, создав этакие Потемкинские деревни. К счастью, ничего подобного не произошло, альбом действительно оказался изумительным, великолепным, без сомнения, гениальным, интересным, разнообразным. В общем, имеющий полное право стяжать лавры альбома номер один в нынешнем году.
Никаких неожиданностей с открывающим треком не было — инструментальные интро давно уже, ещё с дебютного альбома, стали своеобразной визитной карточкой группы, как и бородатый воин на обложке. Однако, сравнивать By the Dividing Stream с Ferrum Aeternum и Ad Victoriam (открывашкам с Iron и Victory Songs, соответственно) бессмысленно, а вот провести аналогию с Intro из Ensiferum не просто легко, а чрезвычайно просто: схожая минорная гитара, лишенная североамериканского колорита Ferrum Aeternum, и не перенявшая пафос Ad Victoriam. Хотя, следовало бы! Потому как заглавная From Afar после тихой беседы гитарных струн звучит сродни ледяному душу. Дерзкая (чоткая!), скоростная, щедро сдобренная подливой из симфонических оркестровок, да с гарниром из мужского многоголосья. Тут уж волей-неволей, а в памяти всплывают фавориты года ушедшего, баварцы Equilibrium, столь же активно использовавшие симфоничность в своей музыке.
Ну а вслед за From Afar идет несомненный хит и будущий гвоздь концертной программы — Twilight Tavern. Взяв разгон ещё на From Afar, Ensiferum несутся на слушателя, подобно взбесившемуся бизону — ешё более лихая, чем своя соседка, веселая, разудалая Twilight Tavern способствует бурному проявлению эмоций — схватить кружку и разбить её о башку соседа, или просто пуститься в безудержный пляс. Диалог металлического базиса и звуков банджо — вот изюминка этой песни. Хотя, если разбираться, то не банджо единым! Так, например, чего только стоит женский вокал, врывающийся в бег мелодии и притормаживающий её, как крепкая рука хватает за поводья разбушевавшегося коня.
При всем том, что минуло только две песни, мы уже услышали столько музыкальных идей, сколько не может дать иная псевдофолк-группешка. Ну, а заодно, в этих двух песнях уже можно проследить тот путь, на который встали Ensiferum. Во-первых, как я и говорил несколько ранее, одной из доминант стала симфоничность, добавленная к тем этно-мотивам, которые и до того присутствовали в музыке финнов. Во-вторых, некоторые изменения коснулись и вокальной части. Голос Петри стал ещё более грубым, резким, тогда как ответственный за чистоголосье Маркус Тойвонен, доселе не блиставший вокальными данными, наоборот, стал петь более распевно, мягко. Ну а хоры, ах, хоры! В общем, не вижу смысла продолжать расписывать вокальное богатство альбома, могу сказать только то, что все, кто спел на From Afar находятся сейчас, пожалуй, на пике себя, справляясь со своими обязанностями, без преувеличения, великолепно.
Ну, конечно, весьма удивительным кажется тот факт, что десятиминутный эпик Heathen Throne расположился почти у начала альбома, так же удивляет, что его продолжение, Heathen Throne II (вместе с аппендиксом Tumman Virran Taa) оказалось разделено со своим собратом аж тремя песнями. Так что разбором эпической поэмы мы займемся чуть позже, а сейчас обратим внимание на те самые три песни.
Elusive Reaches, кажется, самая простая, прямолинейная песня на всем альбоме. Собственно, немудрено, так как всякий, кто хорошо знаком с творчеством Ensiferum, мгновенно узнает в ней Hero in a Dream, песню с дебютника. Нельзя, конечно, обвинить парней в самоплагиате (хотя хочется), но потрясающее мелодическое сходство, доходящее, практически, до абсурда, трудно не заметить. Однако, Elusive Reaches это не просто повтор того, что было восемь лет назад, это своеобразный Hero in a Dream 2.0 — без Яри Менпаа, зато облеченный в латы из симфоний, богато расписанные всякими маленькими деталями, которые делают музыку гораздо привлекательней.
А вот Stone Cold Metal, напротив, стала самой необычной песней этого альбома, да и для группы, наверное, в целом. Собственно, то, что помимо финских мотивов в творчестве Ensiferum нет-нет, да проскакивает тематика Дикого Запада, известно всем. Ну, действительно, одна Iron чего стоит. Но Stone Cold Metal это куда больше, чем ковбойские пистолеты и скачки по прерии. Наивный слушатель поначалу даже не заподозрит ничего: песня, как водится, стартует, а дальше, увешанная симфонизмом и прочими прелестями, несется, как дикая лошадь. Но в середине лихой фолк-металл внезапно сменяется раздолбайским кантри, выглядя, хотя и неожиданно, но безумно органично.
Ну а Smoking Ruins предназначена для того, чтобы снизить темп альбома, подготавливая слушателя к триумфальному финалу From Afar. Для начала — минутная Tumman Virran Taa, которая представляет собой а-капелльное трио, исполняющее основной лейтмотив Heathen Throne II. Собственно, если мы соединим обе части языческого трона, то получим аналог Mana от Equilibrium, столь же разнообразный, столь же нетривиальный по сочетанию различных мелодий, но имеющий куда больший плюс: обладающий и вокалом, который, являясь дополнительным инструментом, вносит большую живость в музыку.
Думаю, оба эпических боевика будут несколько сложны для восприятия с первого раза, да то и неудивительно: с наскока правда сложно разобраться в хитросплетении, подаренном нам финнами. Ну а уж если вслушиваться в каждую ноту, отыскивая среди плотных гитар и размеренных ударных все спрятавшиеся аранжировки, так на то и целого дня не хватит.
Итак, это все, что слушатель должен знать, перед тем, как кинется в бурлящий коктейль, приготовленный Ensiferum. Теперь никто не будет ошарашен, услышав тот Ниагарский водопад, с которым сравнимы все клавишные сокровищницы; так же для кого уже не является секретом, что ожидает своего череда в Stone Cold Metal. Теперь стоит сказать о том, как все это звучит. Что ж, финские звукорежиссеры свое дело знают отменно. Каждая нота выверена, звук — кристально чистый, различимо все (что делает честь всем, кто работал над альбомом, потому что, зачастую, такое нагромождение инструментов и звуков сливается воедино). Собственно, думаю, здесь не сможет придраться даже самый требовательный критик, даже самый искушенный слушатель.
Ну а так как я считаю себя и тем, и другим, то, не скрывая удовольствия, докладываю, что ожидания скорейшего выхода From Afar не были напрасными, так как, он вобрал в себя то, что делало такими привлекательными и первый, и второй, и третий альбомы команды. А кроме того, группа смогла, не меняя предыдущего курса, вдохнуть новую жизнь в свою музыку, сделав её разнообразнее и привлекательнее. Вне всякого сомнения, must have и высший балл заодно.
MeatWolf
Aug 25 2009, 21:00:05
весна-лето-осень и, в виде From Afar, зима
Я, кстати, об этом даже не задумывался. Интересное наблюдение.
Потому как заглавная From Afar после тихой беседы гитарных струн звучит сродни ледяному душу.
Вот опять же, я вообще в ней ничего явно убийственного не нахожу, всю картину рисуют мелочи. Гитарный переход в две секунды, вокальный растянутый трек на три, две симфонические ноты... На деталях изукрасить песню до шедевра — это немыслимо.
Однако, Elusive Reaches это не просто повтор того, что было восемь лет назад, это своеобразный Hero in a Dream 2.0
Я по ней окончательно сошел с ума. Там всё великолепно, но вторая часть припева с козырными хорами натурально срывает крышу.
Думаю, оба эпических боевика будут несколько сложны для восприятия с первого раза, да то и неудивительно: с наскока правда сложно разобраться в хитросплетении, подаренном нам финнами.
Первую
Heathen Throne я уже счиитаю чуть ли не лучшей вещью альбома. Я не знаю, как можно писать такие грандиозные припевы, да ещё и эта игра "быстро <-> медленно"... Со второй всё несколько сложней, это единственный трек, который я ещё не "принял" до конца.
Что ж, финские звукорежиссеры свое дело знают отменно.
Кстати, получается чередование — альбом с сырым звуком (
Ensiferum и
Victory Songs), альбом с вылизанным звуком (
Iron,
From Afar).
Арсений, благодарю за познавательный отчёт!