Yarri
Jan 23 2009, 15:43:42

*
Artist: King Crimson
*
Album: Beat
*
Year: 1982
*
Genre: Progressive Rock/Jazz Fusion/Experimental Rock
*
Country: United Kingdom

*
Format: mp3@CBR320kbps
*
Size: 109MB
Tracklist:
1. Neal and Jack and Me – 4:22
2. Heartbeat – 3:54
3. Sartori in Tangier – 3:54
4. Waiting Man – 4:27
5. Neurotica – 4:48
6. Two Hands – 3:23
7. The Howler – 4:13
8. Requiem – 6:48
******************************
Total playing time: 35:49
Extended info
King Crimson:
Robert Fripp – guitar, organ, Frippertronics
Adrian Belew – guitar, vocals
Tony Levin – bass guitar, Chapman stick, vocals
Bill Bruford – drums
[ Hidden Text ]
vam1972
Jul 10 2009, 07:43:43
средний то период у них самый недооцененный!
Язва
Jul 23 2009, 20:54:49
решил дооценить, послушал - наркоманская музыка!
в здравом уме нереально въехать в эти звукосочетания...
б/о
Cahn
Dec 22 2009, 05:05:40
Оч прошу, перелить на рапиду \ депозит \ мегаплоад, куда угодно короче, лишь бы не ифолдер, не качает с него, хоть убейся.
vam1972
Jan 20 2012, 02:47:25
Neal and Jack and Me схожа с Frame By Frame с альбома 1982 года. Строка «Neal and Jack and Me absent lovers…» дала название двойному концертному альбому 1998 года.
Heartbeat я бы позволил сравнить с некоторыми песнями Police – тот же прифанкованный ритм, Белью вокалом опять изображает Стинга, да и общее звучание коммерционализировано. Если бы не короткие гитарные проигрыши Фриппа, то… я бы не отнес эту песню к кримзоновским.
Sartori in Tangier. Несколько различных, довольно сложных ритмов, поверх которых плывет звук гитары – изначально это нечто, напоминающее восточные мотивы, далее инструментал успешно движется в сторону спэйс-рока.
В Waiting Man отмечается все та же фантастическая работа Фриппа, в вокальных партиях и ритмике – влияние world music.
Neurotica – нервная и дерганная композиция (название опять оправдало музыку) с сумасшедшей джазовой ритм-секцией, валом шумов в качестве звуковых эффектов, декламацией (хотя Белью здесь и поет) и (намеренно?) неряшливой гитарной партией.
Минорная и пессимистичная мелодия, мягкие гитарные пассажи. Такова Two Hands.
В The Howler мне понравились лишь инструментальные куски, вокалом Белью все забивает. Воистину – Завыватель (хотя и гитара здесь тоже «воет»).
Requiem. Уж не знаю, у кого из музыкантов и кто умер, но от жалости и тоски после прослушивания хочется рыдать. Едва ли погрешу против истины, если скажу, что эта композиция, наряду с Sartori in Tangier, является самой интересной на релизе.