Отродясь такого не было. Обычно альбомы этой группы, при всей их прогрессивности и, соответственно, многослойности, отличались крайней, даже непозволительной для прога, степени изилистенинговостью. Уж больно легко и непринужденно ложилась на ухо каждая новая работа аморфисов и то что на этот раз этого не произошло изрядно меня озадачило.
Конечно, в этом случае проще всего предположить что группа попросту слажала и вообще не стоило так торопиться с выходом нового диска - слыханное ли дело, ужо на третий десяток лет группе перевалило, а они строчат как молодые - четвертый альбом за пять лет

Ну и далее в том же духе.
Да только вот ведь незадача - уже первое беглое прослушивание материала оставляло после себя твердое ощущение что с Beginning Of Times не всё так просто - вот осталось чисто подсознательное ощущение "внутренней глубины", которое часто остается от различных прог-дэтовых при первом с ними знакомстве.
Нет, я не хочу сказать что Начало Времен прям уж жутко навороченная и невероятно прогрессивная работа, Аморфисы, прямо скажем, всегда располагаясь на проговых территориях неглубоко в дебри не лезли никогда (за исключением разве что периода 2001-2003 гг), но уж больно новичок богат на различные нюансы и разнообразен композиционно, уж больно много музыкально мысли втиснуто в куцый 4-минутный формат песен.
Вообще, хочу вам сказать что во многом парадоксальным выходит развитие творчества именитых финнов. В них борются две противоположные по своей сути тенденции - "херковая" и природная, что ли (ну а как ещё сказать если даже в глубоко трушные времена Tales от них за версту веяло прогрессивом

), предрасположенность группы к прогрессивной музыке. С одной стороны мастермаинд Еса Холопайнен неуклонно развивается как композитор выводя в своих песнях всё более и более витиеватую и изощренную гитарную работу и создавая всё более сложные модуляции композиции (посмотрите хотя бы на открывашку - такой сложной структурно песни у финнов не было ещё никогда), а с другой никак не дает им покоя коммерческая сторона музыки, заставляя умещать изыскания Еса в удобоваримый 4-5 минутный формат и возведя в привычку иметь на каждом новом альбоме один-два радио-хита (типа "Невесты из серебра" с прошлого полноформатника) призванных привлекать как можно большее количество херок старшего школьного возраста (".
.. но не для разврата богопротивного, а токмо для продолжения роду человеческого" (с)

)
И на новом альбоме вторая сторона явно пропала в просак (кстати, не верьте ныне популярному в народе, после выхода "Жмурок", толкованию этого термина, ни фига это не "место на теле женщины между задним проходом и влагалищем", это всего лишь канатный станок большого размера

) ибо важнейшая коммерческое качество - запоминаемость припевов на новом альбоме находится фактически на нуле, потому что даже самые яркие из них или долго укладываются в голове из-за ломанности сопровождающих мелодической линий ("
Song of the Sage" - тому пример), или предстают во всей красе только когда разглядишь все их нюансы (как в случае с "
Three Words", где главную прелесть припева - "возвышенную" клавишную подложку, лично мне напоминающую хоровые народные "а-аа-а"-подпевки, а вернее её сочетание с основной мелодией - так сразу и не расслышишь). Да и не в том даже дело, главное то что альбом силен всем - мелодиями, риффами, клавишными подложками, клавишными же модуляциями - но только не припевами. Если в 6-ти из 12-ти они действительно в той или иной хороши (хотя, повторяю, замечаешь это не сразу), то в шести остальных припевы являются наименее яркими частями песен, хотя кагбэ должно быть наоборот, а в "
Battle for Light" и "
Beginning of Time" вообще , такое ощущение, сделаны чисто "шоб було". Оно понятно что и 6 из 12 - большое достижение но всё-таки для Аморфиса такое "невнимание к припевам" как-то нехарактерно
Но зато уж чем силен альбом - тем силен, и ой как силен ! Вот даже взять тот же риффинг - конечно, Аморфисы лишь на первых двух полноформатниках играли музыку с выраженной риффовкой, на всех последующих, и в том числе на сабже, во главу угла ставились клавиши и мелодии соло-гитары, но дело в том что на новом альбоме достаточно регулярно встречаются так сказать "места нагнетания тяжести" сопровождаемые залихвацким гроулом товарища Йоутсена. Правда, игра гитар в таких местах близка не к греющему душу отдельных личностей олдскулу первых альбомов, а больше к "сыпучим" риффам 2001-2003 (только в более тяжелом варианте), но это в данном случае неважно - главное что в этих местах музыка мрачнеет (насколько это возможно для сплошь жизнеутвержадющего стаффа данной конкретной группы

) и появляется акцент именно на риффы. И вот они-то - на загляденье, особенно в "
My Enemy", не припомню я чтобы у Аморфисов, даже в самые трушные времена, попадался такой же сочный и хуковый рифф
Ну а про мелодии вообще молчу - альбом просто под завязку забит красивейшими гитарными мелодиями, по 2-3 на каждую песню, причем например в "
On a Stranded Shore") группа позволяет себе невиданную роскошь - написать 100-процентно хитовую мелодию и использовать её только как вступление, не применив её по ходу песни больше ни разу

Или та же почти титулка "
Beginning of Time" - основная мелодия по ходу песни встречается в трех различных вариациях, причем ощутимо отличающихся одна от другой. Ну а по поводу основной мелодии "
Битвы за свет" никакие слова не нужны - это просто гениально. В общем, Аморфисы уже в который раз показывают что как мелодистам им в современном металле равных тупо нет
Ну и последнее что стоит отметить это клавиши. То что клавишная подложка является важной частью аранжировок и на последних двух работах это особенно заметно - это одно. Но здесь клавиши выполняют ещё одну важную функцию - в практически всех песнях есть сделаны места а-ля арт-рок 70-х, с этими характерными "сопилочными" синтезаторами. И этот момент роднит Начало Времен ажно с Элегией, где таких фрагментов тоже было немало.
Кстати, сходство с Элегией видно не только в этих клавишах, но и в общем настрое. Вообще, если 2009й во многом сочетал в себе черты "Am Universum" с одной стороны и "Tuonela" - с другой, то новый альбом копает ещё на 3 года глубже. Неужто на следующем мы увидим аллюзии к 94-му ? Во трушникам радость будет
Ну, кстати, куда-то на следующем альбоме финнам двигаться придется. А то они приучили нас к похвальной привычке четко каждые 2 альбом менять стилистику - дэтовые 92-94, фолк-проговые 96-99, сурово-проговые 01-03, атмосферные весенне-летние 06-07 и теперь воздушные, легонькие, а из-за характерного использования "клоподавочных" клавиш даже немножко готик-металлические

, 09-11. Последний переход, кстати, наименее заметен, всё-таки и небесный Кузнец и Начало Времен довольно похожи на Восход и Тихие Воды, во всяком случае больше чем остальные периоды творчества между собой и потому есть подозрение что Аморфисы попросту уже устали (21 год группе, шутка ли !) от постоянных творческих поисков и устаканились в своей нынешней стилистике, тем более что последняя гармонично сочетает элементы всех предыдущих периодов, за исключением разве что самого первого.
Что ж, будет ли дальше очередная стилистическая петрубация - узнаем в следующий раз. А пока констатируем что частота выхода альбомов на качество влиять упорно не желает (хотя после выхода 2009-го, который явно уступал и 2006-му, и 2007му и теперь вот уступает 2011-му, были такие нехорошие мысли) и что группа подарила нам очередной офигенчик. И где они только силы берут.... Во людей прёт, аж завидно