Venus
Ни для кого не секрет, что я люблю Cradle of Filth. Питаю тёплые, даже горячие чувства ко всему (без исключений) их творчеству 90-х, и, закрыв глаза на множественные огрехи, грехи и беды, хорошо отношусь к спорным творениям 00-х, даже к абсолютно дуболомному ”Damnation and a Day” и размазне ”Thornography”. Оттого, мне кажется ещё более странным тот факт, что после вкрадчивого прослушивания ”Darkly, Darkly Venus Aversa”, я ощутил себя брошенным через плечо. Поначалу, я даже не мог понять, с какой стороны мне подходить к идентификации данного творения, - альбом показался мне отвратительной серой кашей из истеричной молотьбы и гитарной рубки, нашпигованной клавишами и куцыми оркестровками. Я долго не мог понять, как вообще к этому относится – как к творческому ступору, или как к новому шагу в творчестве группы. И понял очевидную истину – нового тут нечего нет, впрочем, как и чего-то толкового…
Но то были мои первые эмоции, и я прекрасно понимал, что не стоит импульсивно кидаться на группу с кулаками, и изливать тонны желчи на чистенькие просторы Word’а. Ведь, не раз бывало, что сначала хочется рвать и метать в бессильной злобе от того, что люди не смогли выдать что-то отвечающее твоим ожиданиям, а потом обнаруживал себя уже за 20-м прослушиванием так не понравившегося вначале произведения. Так было с весьма неплохим ”Nymphetamine”, так было и с вовсе отличным ”Godspeed…”. Но в данной ситуации, как мне кажется, всё сложнее…
Проблемы?
Для начала, хочется отметить, что Дани сотоварищи вновь решили идти по пути наименьшего сопротивления, взяв за основу уютную нишу 2001-2006 годов (как оно там зовётся? Экстрим готик-метал?), полностью отказавшись от попыток сделать что-то похожее на свои классические работы. Правильно ли они поступили? С одной стороны да, ибо нынешний состав совершенно не способен создавать обширные, готик-блэковые полотна, преисполненные феноменальными мелодиями и духом ”романтического вампиризма” и ”тёмной эротики”, как любил говаривать Дани. Это просто не их амплуа. С другой стороны, этот же состав (плюс-минус один человек) смог записать недурственный ”Godspeed on the Devil’s Thunder”, показавший некоторое смещение акцентов в сторону, как раз, ранних работ, периода 98-00 годов. Конечно, про сравнения с ”Vempire” или ”Dusk…” говорить не стоило, но всё-таки! Какая там была атмосфера! Как там всё было опрятно, ровно, доходчиво, адекватно и концептуально закончено… А главное, без истерики и сумбура в музыке, с серьёзным подходом к делу... Узрев новый ”стиль” Дани и просто отвратительную обложку, стоит сказать спасибо, что всё это не кончилось клоунадой (за ней можете к Therion крайнему проследовать). Конечно же, выбор ниши, в которой удобно играть музыкантам по определению не может быть проблемой. Проблема немного в другом – что делать, если из этой ниши уже высосаны все соки, и группа, порой, просто беспалевно понадёргивает элементы из предыдущих альбомов, пытаясь (как мне кажется) завуалировать творческое бессилие? Мне то тут, то там мерещился то ”Nymphetamine”, то ”Damnation”, то ”Thornography”. Не вижу в этом ничего хорошего.
Вторая проблема вытекает напрямую из первой: музыканты не в состоянии сделать качественный скачок вперёд, ввиду узости музыкального мышления. Я это не утверждаю, ибо я не могу знать наверняка, но сам альбом говорит об этом. Говорят жирные, рельефные, но до противного ”квадратные” риффы, говорят скудные мелодии, потеряно рыскающие по релизу, говорят агонизирующие ударные, говорят ошмётки, имя которым – клавишные… Вспомните, когда у группы начал проявляться творческий запор и появляться сомнительного качества песни? Большинство ответит - с начала 2000-х, когда в группу вернулся Пол Аллендер, прихватив с собой явно внерасовый для Cradle of Filth элемент под именем Эдриан Эрландссон. Я долго не мог понять, что делает большинство песен группы этого периода столько топорными и блеклыми, почему мелодии буквально высасываются из пальца, и нашёл причину – кадры. Конкретно, один кадр – Пол. Я не хочу вешать всех собак на него, и обвинять в творческой импотенции, но всё чаще становится заметно, что господин Аллендер для этой группы явно не подходит. Он способен создавать приятные, сочные риффы, и, что греха таить, способен писать просто обалденные соло, но в контексте творчества данной группы это уже настолько приелось, что на саму группу уже не играет. Окончательно это заметно стало только здесь. И это замечаю не я один. Если группа хочет двигаться дальше, и развиваться, надо либо научить Пола играть в угоду группе (а он это может, слушаем прошлый диск), либо гнать взашей туда, где он будет чувствовать себя как рыба в воде. Следует напомнить, что изгнание пластикового Эдриана оказалось живительным – Мартин Скарупка больше отвечает требованиям ударника Cradle of Filth, нежели швед. ”Нашёл крайнего!”, - скажут некоторые, и я, справедливости ради, отмечу, что начудили тут практически все – музыку-то писал не он один. Я не буду трогать персону Дани, всем давно понятно, что его коронный скрим не вернётся никогда – более 10 лет активного пользования оного сыграл свою губительную роль. Не буду трогать и Джеймса (а это кто, вообще?). Вопросы есть к клавишнице Эшли и к человеку, занимающегося оркестровками – Марку Ньюби-Робсону. Очевидно, что группа давно уже не зависит от клавишной подкладки, и с каждым релизом синтезаторный вес становится всё меньше, всё дальше уходя на роль даже не фона, а необязательного антуража. Смотрите сами: в 2003-м за всё отдувался (безуспешно) оркестр, - Мартин Пауэлл был практически незаметен, играя партии, в стиле ”тили-тили, трали-вали ”(© Семёнов Сергей); 2004-й - оркестр исчез, а Мартин появлялся только тогда, когда это было необходимо, тем самым, не нарушив атмосферу альбома; 2006-й – практически полный отказ от синтов; 2008-й – лёгкая реанимация для подчёркивания отдельных деталей в угоду атмосфере; 2010-й – клавишных и оркестровок на альбоме прилично – чаще всего, это ежесекундные вспышки, раскиданные по альбому в рандомном порядке, чтобы, как говорится, было. Хрен с ним, с Робсоном этим, от него много и не требовалось, но вот от миловидной Эшли я ожидал гораздо большего, чем банальные, абсолютно сухие фортепьянные проходы, которые и я могу сварганить после недели обучения игре на фортепьяно, она может играть ГОРАЗДО лучше, я уверяю. Несмотря на то, что ближе концу ситуация немного исправляется, я останусь при своём скромном мнении на сей счёт - было бы лучше, если бы клавишных всё-таки тут не было, или было гораздо меньше. Чаще всего они просто отвлекают.
Заканчивая разбирать насущные проблемы релиза, стоит отметить потери, которые оказались мною поначалу незамеченными: 1) Даг (Дуглас) Брэдли, более известный в широких кругах, как исполнитель роли Пинхеда в ”Восставших из Ада”. Конечно, ничего фатального не случилось, и трагедию из этого раздувать не стоит. Но в голову так и закрадывается мысль: ”А что, если…?”. Его повествовательный тон вносил в отдельные работы группы некую упорядоченность, концептуальную завершенность, даже если альбом не являлся концептуальным. Было чувство, что тебе рассказывают историю, пусть даже небольшую, в рамках одной композиции. Помог бы он в данном конкретном случае? Наврядли, слишком уж тут всё рвано и неровно.
2) Сара Джазебель Дева (она же Сара Джейн Ферридж). А вот это уже серьёзно… было бы, если бы её роль на последних релизах не был столь ничтожной, и не акцентирующей на себе внимания. По большому счёту, если взглянуть на релизы пост-мидиановского периода, то кроме партии в слегка переделанным специально для неё ”Нимфетамине”, и вспомнить-то нечего. Поэтому, не считаю, что её присутствие на ”Venus” как-нибудь положительно на нём отразилось бы. Тем более что местный бабий отряд отработал, в целом, сносно.
Смотрю со стороны – вырисовывается просто-таки ужасающая картина, в стиле: ”Ужас! Шум! Гагно!”, а ведь оно, на самом деле, не так. Да, лично меня этот альбом изрядно покрутил на ху расстроил, но не стоит не замечать, что, начиная с пятой композиции, происходит приятная метаморфоза. Нет, ничего экстраординарного нам не преподносится. Просто из песен исчезла оголтелая рубка, ходы стали более понятными и осмысленными, в гитарных риффах начала проявляться Жизнь, а синтезаторная часть стала попадать в тему. Проще говоря, пошли песни, которые можно СЛУШАТЬ, не испытывая при этом дискомфорт. Фавориты? Пожалуй, есть таковой. И это не торнорафическая ”Forgive Me Father (I Haved Sinned)”, выигрывающая за счёт контраста с остальным материалом, и не шепелявая ”Lilith Immaculate”. Это ”Harlot on a Pedestal”. На фоне множества классических песен ”Крэдлов”, она кажется просто бледной поганкой, но на фоне серо-тёмной ”Венеры” кажется и вовсе жемчужной. А почему? Я, конечно, могу слукавить, что на неё работает интригующий клавишный фон, отличная работа Мартина, хорошая соло-партия… Но дело тут совсем в другом – прослушивая её, меня просто накрывает ностальгическая волна… Это, пожалуй, первая песня группы за прошедшее десятилетие, услышав которую, я мысленно перенёсся аж на 14 лет назад… Тут даже Дани пытается скримить как когда-то, но.... Глотка конкретно сдохла, и кроме трёх секунд не пойми чего, Дани не способен из неё ничего извлечь.
Но всё равно, в целом – неприятно и, одновременно, вполне логично – всё к этому шло… Одна понравившаяся песня на весь альбом, плюс пара просто нормальных не способны перевесить ужасные, долбёжные первые треки. Всё это красноречиво говорят об упадке. Я даже не знаю, как альбом оценить. Объективно? Объективно, есть качество, характерный почерк, и несколько хороших моментов, но, это всё делится на тотальную безатмосферность, разрозненность, отсутствие внятных мелодий и клавишных, на всеобъемлющую серость, в конце концов… Пожалуй, это первый альбом Cradle of Filth, который натурально заставляет меня страдать. ”Damnation…”, ”Thornography”, ”Bitter Suits…”, - они наскучивали, да, но не причиняли дискомфорта.
Я разозлён. Я негодую. Мне плохо. Мне… мне в сущности уже наплевать…
P.S. Дани говорил про грядущий альбом: ”Как будто "Godspeed..." набирает обороты”. Больше похоже на то, что ”Godspeed” захлебнулся в собственном потенциале, который, как по мне, был вполне приличным.
P.S.S. Тут ещё вроде даже какая-то концепция есть, - про Лилит, вроде. Но, что-то я сомневаюсь, что прочитав годную (а она такая, я уверен) лирику, я изменю своё мнение об альбоме. Его способно изменить только время. Длительное время.