Оценки, места и прочее ненавижу. Порядок рандомный. Букв много. Отжим только того, что до сих пор продолжаю слушать, хотя многие альбомы были очень хороши. Но в сердце остались только эти. Так как писал для вконташи, то в некоторых местах буквы могут совпадать с теми, что писал в конкретных тредах. Прошу понять и простить.
Много букв
The Ocean — Phanerozoic I: Palaeozoic
Десять (ну хорошо, одиннадцать) лет назад The Ocean уже взялись переводить в музыку историю Земли и жизни на ней. Тогда они соткали масштабное полотно, посвящённое Докембрию. Теперь очередь дошла до второго эона — Фанерозоя (и, полагаю, вторая часть альбома, посвящённая Мезозою и Палеозою, который оканчивается нашим с вами временем, закольцуется с «Anthropocentric» — это будет правда очень красиво). Впрочем, не надо ждать в текстах лекций — здесь эволюция и геологические процессы метафорично показаны через человеческий микрокосм. Зато всё природоведение сполна отражено в музыке — плотнейший саунд: массивные, как кора Земли, гитары и ритм-секцию оттеняют духовые, виолончель, шикарные соло и клавишные подклады. Закрываешь глаза — и воображение услужливо включает во внутреннем кинотеатре тайм-лапс о том, как рождаются и вымирают диковинные существа, шумят леса из гигантских хвощей и папоротников. Во второй части нам должны рассказать про динозавров, как их вытеснили млекопитающие, и как из смешного, похожего на белочку плезиадаписа, скакавшего по деревьям, получился такой умный и прекрасный человек, каким являемся мы. И я уже на всякий случай расчистил место на пьедестале лучших альбомов следующего года, куда явно отправится «Phanerozoic II». А пока я продолжаю разглядывать трилобитов, гигантских насекомых, хвощи, плауны и слежу за шагами первых тероморф.
Dance With The Dead — Loved To Death
За небольшое количество времени ретровейв успел родиться, устояться как жанр, опаскудиться и сдохнуть. Но флагман жанра остаётся непогрешимым, могучим и каждый новый альбом делает всё лучше и лучше. Dance With The Dead всегда тяготели к, простите за каламбур, тяжёлой музыке, но на альбоме с почти доренковским названием (см. его «Излюблю тебя до смерти, сука») они уже практически пересекли ту границу, что отделяет их не металл от настоящего металла. Ритм-гитары грохочут, соляки, как и прежде, щекочут ЦНС и сердечко. Электроника — всё те же деликатные заигрывания с восьмидесятыми, диктуемые безупречным вкусом участников. Ну и умение писать мелодии от дуэта не сбежало: каждая песня зажигает под пятками костёр инквизиции, заставляя ноги притопывать в такт.
Amorphis — Queen Of Time
Слова о каждом новом альбоме Amorphis даются мне с трудом. А всё из-за того, что группа очень ленивая и предсказуемая. С самого прихода Томи Йоутсена они выпускают альбомы одинаково отличные. Нет, конечно, если выложить диски в один ряд и начать придирки, то я смогу ранжировать от самого слабого к самому сильному, но группа всё равно останется великой, а каждая их новая пластинка селится в голове, будто всегда там была. Томи всё так же остаётся вокалистом, с которого стоит брать пример всем, кто решил раскрывать рот у микрофона под тяжёлые гитары; мелодии — кебаб, щербет и прочие восточные сладости. Может быть даже с переизбытком, но учитывая шапито, в которое превратились Orphaned Land, ранее бывшие главными дилерами ара-а-абской но-о-очи в тяжёлую музыку, то пусть бы и да.
Ice Nine Kills — The Silver Scream
В уже прошлом году я обнаружил, что музыка с приставкой «core», которой раньше я страшился пуще ладана чёрт, не так и плоха. Нет, само собой, 90% — придурковатые группы с дурацкими названиями, плохим вокалом и как под копирку списанной музыкой. Но если нырнуть в это болото, в нём можно отыскать десяток очень хороших групп. Я не побоялся — нырнул. И I9K считаю самой главной находкой в этой куче безнадёги. Прошлый альбом заслушал до дымящихся дыр, так что этот ждал, отсчитывая дни на календаре, и не обломался ни разу. Хуковый хит про Джейсона нашего Вурхиза (а группа с КонцептомЪ: они певцы хорроров и поэты маньяков), поселившийся в ютубном избранном, оказался лишь частью этого шлягерного великолепия. Энергичный и молодёжный металкор с симфоническими подкладами, разнообразным и вообще отличным (что редкость по меркам жанра) вокалом, драйвом и вот этим всем. Главный альбом моей осени.
Behemoth — I Loved You At Your Darkest
Нелегальный в России пан Дарски снова умудрился меня удивить. Познакомился с группой сразу после выхода «Thelema.6», так что прошёл через все стадии оценки этой группы. Архивные раскопки принесли роскошную «Сатанику» и «Гром» (до сих пор лучший польский пэган, кстати, кто не в курсе), а дальнейшие альбомы, напротив, скорее отталкивали, потому что троица с «Demigod» по «Apostasy» были агрессивными, долбильными, но в музыке подобных жанров мне важна атмосферная составляющая. И после страданий в онкологическом отделении Нергал воспрял: «The Satanist» расшатал мою кукуху, а «ILYAYD» оторвал её окончательно. Максимально разнообразная музыка, отгружающая атмосферу каждую секунду звучания. В своих исканиях Адам дотянулся даже до Moonspell, умудрившись сыграть сексуальную готику в их стиле даже лучше, чем это получилось последний раз у самих португальцев. И выполнено всё это на невероятно живом и дышащем звуке. Да-да, Behemoth, которые возвели в абсолют пережатые гитары и триггерные ударные, уже второй альбом кряду делают невероятно стильно и классно. А почему он меня удивил? Да потому что со времени той самой «Сатаники» и «Шестой телемы» я не крутил Behemoth так жадно и часто. Четыре года назад я пошутил, что после лейкемии Нергал наконец-то научился опять играть приличную музыку. Теперь не шучу. Лучший альбом группы, один из лучших релизов года.
Machine Head — Catharsis
Хотя ладно Behemoth. Вот реальное удивление. Причём вышел-то альбом в самом начале 2018-го, так что у меня были все шансы о нём в итоге забыть, как я часто делаю, запомнив только более поздние пластинки. Но нет! Молодящийся Флинн умудрился привязать меня к этому альбому настолько, что я до сих пор нет-нет да крутану его пару раз в неделю. Единственный вопрос, который я имею к нему: пятнадцать песен, ну серьёзно? Всё-таки семьдесят пять минут для такого жанра — это чересчур. И естественно такой хронометраж не обошёлся без откровенных филлеров. Но уже с первой песни альбом заряжает таким грувом-жиром-драйвом, что до конца доползаешь реально с трудом — слишком насыщенно и круто. Выкинуть невнятные эксперименты с рэпом и инди-эмбиентом в виде закрывашки — тогда «Катарсисом» можно было бы лечить безнадёжных больных и омолаживать стариков.
Primordial — Exile Amongst The Ruins
Та же самая ситуация, что и с Amorphis. С тем лишь отличием, что Amorphis меня захватил сразу, как только я с ними познакомился (а это, хочу заметить, была кассета с «Tuonela», то есть не самым, мягко говоря, популярным и принятым массами альбомом), а в творчество ирландцев воткнуться не мог очень долгое время. Впрочем, годы (причём скорее мои — всё же Primordial это очень зрелая музыка) взяли своё и теперь каждый альбом лысого ирландского демона я заочно заношу в лучшие из лучших года, потом слушаю и убеждаюсь в своей правоте. Причём вроде рецепт у группы особо не меняется: патетика, высокая трагедия, героика и лирика, заключённые в очень узнаваемую лязгающую оболочку из кельтского металла. И всё же каждый раз — будто новый. «Exile Amongst the Ruins» ощущается духовным продолжением прошлого альбома — опять про войну и её жертв (даже клип сняли как ирландские деды воевали), но если «Where Greater Men Have Fallen» был довольно злым и едким, то этот гораздо мягче. Но нерв и боль что там, что там — невыносимы и прекрасны одновременно.
Ghost — Prequelle
Повышаем ставки удивления. Если Behemoth я вообще когда-то любил, а Machine Head хотя бы уважал, то группу Ghost я совершенно искренне ненавидел. Мне бесконечно импонировал их визуальный стиль, от обложек и концепции до облика на сцене, но их музыка... Ох, эта музыка. Я негодовал, что моему чёрному сердцу старого козломольца предлагают откровенную попсу, вместо более уважаемых жанров. Плюс определённую роль сыграл интернет и тамошние эксперты, которые едва эта группа появилась на радарах, отнесли их к дум металлу (к которому они, само собой, не имеют никакого отношения). Но на четвёртый отжим Форге, он же папа Эмеритус 1/2/3 и кардинал Копиа в одном лице, пробрал даже меня. Слушал этот альбом я робко: начал с каверов на Pet Shop Boys и Леонарда Коэна, а потом, уже как следует разработав ушную скважину, впустил внутрь и всю плиту целиком. И снизошла на меня благодать. Мои товарищи частенько подтрунивают над моей манерой влюбляться в музыку, которую я последовательно поносил многие лета (но есть и константы: пласебо, мьюзе и радиохед я ненавидел и буду ненавидеть всегда). И у них есть очередной повод. Теперь я фанат Ghost, потому что а как ещё: альбом напичкан хитами под завязку, причём каждую песню можно распилить на четыре и пустить в радиоэфир, где она доползёт до первого места. Аминь.
Rivers Of Nihil — Where Owls Know My Name
Я решил спросить у интернета, что интернет думает по поводу этого альбома. И после этого я ощущаю себя индийским ассенизатором из знаменитого вирусного ролика (там мужик в одной набедренной повязке с головой ныряет в выгребную яму). Настолько, ммм, controversive opinions мне не приходилось видеть очень давно. В случае с этой пластинкой буквально нет полутонов: или хайп, или хэйт. Причём я лично последний понять не могу. Эту группу зовут хипстерами, лаунж-дэтом, попсой и музыкой, которую написал искусственный интеллект. Но за что? Прогрессив дэт — давным давно не редкость, спасибо светочу нашему Чаку; фьюжн и джаз в тяжёлой музыке — тоже не новость. Так почему же именно эти пенсильванцы заслужили такие потоки в свой адрес? Молчит интернет, не даёт ответа. Я же присоединяюсь к лагерю с хайпом. А как ещё, если это натурально лучший прог/техникал дэт этого года. После того, как меня последовательно разочаровали Augury, Beyond Creation и, страшно вообще такое сказать, Sadist, этот альбом и вовсе стал бриллиантом. Невероятно душевный, музыкальный прог-дэт с крутейшим саксофоном, который гармонично звучит как в тяжёлых отрезках, так и в лёгких импровизационных вставках. И если обвинения в хипстерстве и попсе могу понять: звук действительно сухонький и пережатый, хочется, конечно, пожирней и пожёстче, да и вставочки а ля джаз-кафе реально есть, то вот намёки на ИИ как автора... Ну уж нет. Я не зря употребил «музыкальность» как одну из главных характеристик: в этом жанре и правда легко скатиться в спорт для пальцев и онанизм вместо музыки, но здесь этого нет ни на йоту. Тёплый и ламповый, написанный людьми для людей — вот какой этот альбом.
Svavelvinter — Mörkrets Tid
Дано: дебютный альбом, полностью сыгранный и спетый одним человеком (ну за исключением гостевых соляков и прочих обыденных вещей), на шведском языке, с текстами по настольной фэнтези-РПГ. Звучит не очень вдохновляюще, да? А между тем, он лучший в своём жанре, да и в общем ряду тысяч разных музык прошлого года займёт место где-то поближе к вершине. Всё дело в том, что этот человек... Нет, не Альберт Эйнштейн, но Кристиан Альвестам: один из самых царских вокалистов и, как вот выяснилось, вообще на все руки мастер. Я сокрушался по поводу того, что после двух первых альбомов Scar Symmetry талант Альвестама распыляется попусту: его новый проект Solution.45 — какая-то пресная и унылая тягомотина; его сольный, гм-гм, евродэнс (или что-то около того) проект вообще к музыке имеет очень поверхностное отношение. Видимо это тяготило и самого Кристиана, потому что в одну каску он сделал пластинку, которая цепляет с первой же песни, не отпускает до последней и потом заходит на ещё один круг, и ещё, и ещё... Формально альбом относится к МДМ, но на деле там напихан весь металл вообще: есть и элементы олдскульной шведятины, и прог, и блэк, и чего только ещё не. Ну и разворачивается в этом богатстве Альвестам, само собой, по всём великолепии. И гроулит, и скримит, и чистым — наконец-то его вокальные таланты получили достойное обрамление и возможность продемонстрировать весь спектр наработанной за годы скиллухи.
Harakiri For The Sky — Arson
Прошедший год выдался очень плодоносным на германскую пост-блэкуху: на полноформат сподобились все лидеры жанра: HFTS, Agrypnie и Karg. И вообще-то стоять им в одном ряду, но «Хачипури» всех обскакали по простой причине: он вышел ещё в начале года, а его коллеги окотились ближе к концу. И так уж получилось, что как следует обкусать их я не успел, но чую, что мы с ними ещё проведём много приятных моментов. А с «Arson» я уже разобрался и весьма обильно питался им весь год. Ультра-мелодичный материал с невероятно плотным звучанием, запоминающимися эпиками (пусть средняя величина песни — девять минут, но каждый пролетает на одном дыхании) и уже настолько отчётливым креном в МДМ, что честно говоря к нему я их не приписал лишь по старой памяти. Но после ломовой «Stillborn» есть соблазн определить их именно туда. Альбом глубок и разнопланов, а зависимость вызывает уже после первой дозы. Честное слово, по-моему ни один из альбомов в этом году я не крутил так часто. Ну и главная хуковая песня года тоже остаётся за ним — хитовей «Stillborn» по-моему никто не делал.
A Forest Of Stars — Grave Mounds And Grave Mistakes
Три предыдущих альбома этой группы становились для меня альбомами года даже с самой мощной конкуренцией (например в 2015-м, когда многие группы выпустили выдающиеся диски, но и AFOS тогда выпустили своё лучшее творение, которое я безо всяких скидок могу назвать шедевром, гениальным etc.). Наверное, меня с полным правом можно назвать фанатом. Потому что этой группе я готов простить очень многое. Например то, что «Grave Mounds and Grave Mistakes» ощутимо слабее не только предыдущего, но даже его предшественника. Но даже на минимальных оборотах их музыка завораживает меня так, как не может ни одна другая. Ведь слабее самих себя — это всё ещё круче, чем 99% всего жанра. Так, как играют A Forest of Stars, не играет никто. Наверное всё дело в их особенном настроении и уникальной подаче, которой нет ни у кого другого, и которая резонирует вместе с моим внутренним миром. Для тех, кто не в курсе: группа играет весьма нетипичный атмосферик блэк, театральный и поэтичный, перенося в современность дух викторианской Англии. Она даже придумала собственную мифологию и хронологию: участники носят сложносочинённые псевдонимы, считают себя клубом леди и джентльменов и все даты указывают с поправкой на две сотни лет назад, таким образом определяя себя в XIX-м веке. Этот альбом — очередное космически-урбанистическое полотно, где ведущую роль играют скрипка и мелодекламация с изысканным английским прононсом. Чем слабее стал альбом? Тем, что металлическая часть у группы всё же довольно одинаковая на протяжении их десяти лет. Весь сок и кайф заключается в части неметаллической. И, пожалуй, в следующий раз им вообще стоит отказаться от тяжёлых гитар. Правда после этого скорее всего произойдёт конец света, потому что быть круче такого альбома будет совершенно невозможно.
Shylmagoghnar — Transience
Вообще я очень не люблю заигрывания с тем, что принято звать олдскуллом. Я не понимаю, для чего тосковать по девяностым в текущем десятилетии. Пусть музыка оттуда остаётся там, где и пребывает: никто её не отнимет. И вот голландцы с нечитаемым названием в 2018-м году выкатывают альбом, будто найденный в капсуле времени, зарытой двадцать пять лет назад. Тут прямо всё, как тогда: плохой связочный вокал; мягкий, тёплый ламповый звук, очень синтетически запрограммированные ударные... и упоительные мелодии. Они и вытаскивают альбом, да не просто вытаскивают, а дают ему пинка, от чего он легко залетает высоко-высоко. Слушаешь — и на душе так хорошо-хорошо, а выключать не хочется вовсе. А уж когда в дело вступает гобой, то внезапно понимаешь, что «Transience» — это реально один из самых цепких альбомов года. Его жанровую принадлежность определить сложно — это такая прокачанная кучей клавишных, синтов и прочих прикольных инструментов версия Unanimated или Gates of Ishta, но с большим уклоном в мелодичный блэк. Минусы — то, что звучит это именно как Gates of Ishtar, то есть пыльно и архаично, в наш век окирпичивания и пластика слушать настолько необычно, что даже больно.
Shining — Animal
Вот тут точно без истории не получится. Начнём с того, что это норвежская группа, которая в среде любителей металла получила звание «правильный Shining», что произошло в пику шведскому, который, соответственно, Shining неправильный. Как так вышло? Ну, со шведами понятно: их лидер — скандальный наркоман, алкоголик и эпатажный бисексуал Никлас Квафорт, отвращающий консерваторов своим поведением. То, что с каждым годом его музыка становится интересней и круче — это ретроградов не волнует. А что с норвежским? А с ним вот как: существует аж с 1999-го года, когда был образован как джазовый квартет выпускников консерватории Осло. И естественно металлистам до них дела никакого не было, пока в 2010-м году группа не выпустила альбом «Blackjazz», на котором вместо экспрессивного фри-джаза заиграла в общем-то то, что вынесено в его заглавие, то есть авангардный блэк металл с саксофоном и прочими джазовыми элементами. Именно тогда он стал «тем». В жанре блэкджаза группа сотворила аж три альбома, после чего решила совершить ещё один переворот. И вот о нём мы и говорим. Лидер группы Юрген, начинавший как саксофонист, поставил этот инструмент в угол и полностью сосредоточился на гитаре и вокале. И выпустил максимально хитовый микс из того самого ретровейва и мелодичного металла, который даже не очень ясно, к чему именно-то относить — то ли металкору, то ли прогу. А ведь ещё тут очевидные приёмы из грува и стоунера, вписанные в контекст альбома и звучащие как влитые. Смесь получилась свежая, запоминающаяся, гремучая. «Animal» — свежий глоток и новый взгляд на музыку. Таким был в своё время «Blackjazz», но его компоненты были куда более обыденными и привычными после работ того же Ihsahn. Здесь же — что-то совершенно новое и пока непонятно, стоит ли придумывать для него отдельное название жанра: в существуеющие Shining очевидно не влезает, но разовьётся ли всё это далее — вопрос открытый.
Alkonost — Октаграмма
Недавние работы по исследованию дискографии Alkonost привели к выводу, что группа в общем-то неплохая (а местами и вовсе отличная), но уж очень крепко держащаяся за найденную ещё на первых демо фишку — очень узнаваемые гитары, которые выделяют их из всех коллег по цеху и по которым можно безошибочно узнать группу. И это приводило к тому, что зачастую альбомы казались довольно однообразными, хоть и имели местами очень мощные хиты. Чем ещё Alkonost всегда выгодно выделялся — сопрано в качестве основного вокала. Но и это опять же приводило к некоторому однообразию — голос мощный, но мне лично в нём всегда недоставало экспрессии. Но уже три года как группа существует с новой вокалисткой, расставшись со старой после долгого сотрудничества и я уже пропустил один альбом с ней (плюс англоязычную версию альбома 2015-го года, перезаписанную с новым голосом). И вот чего круто-то — здесь появилось всё то, чего мне не хватало в Alkonost на предыдущих работах. Гитарная фишка никуда не делась, но она наконец-то стала дополнением, а не центром музыки. Потому получился альбом с узнаваемым почерком, но зато очень хитовый и нескучный. Плюс новая вокалистка очень хороша — её манера пения более эстрадная, но зато очень разнообразная и эмоциональная. Ну и плюс сам концепт диска хоть и предсказуемый, но всё равно выигрышный: восемь треков (хотя интро тоже звучит довольно прикольно), по два о каждом времени года, начиная с весны. Причём настроение движется соответственно — от веселья весны и лета в более сдержанную сторону, завершаясь тоской и холодной безысходностью. Не ожидал, что такая старая группа с уже довольно большой дискографией сможет так удачно «перезапустить» своё творчество, записав вообще лучший альбом за свою историю.
Sulphur Aeon — The Scythe Of Cosmic Chaos
Хоть Лавкрафт был плодовит, и идей для массовой культуры родил кучу, но Sulphur Aeon их используют излишне жадно, так что на третий отжим получилось всё ещё лихо, но уже с повторами. Причём даже не в рамках дискографии, а в пределах одного альбома: речёвки про «Иа, Иа, Ктулху фхтагн» чересчур навязли в зубах, так что понятно, когда с них стартовал дебютник, но здесь они звучат минимум два раза в разных песнях. Есть мнение, что к этому альбому группа полностью растворилась в образцах для подражания — Nile, Immolation, Morbid Angel, однако я его отрицаю. Нечистый лик остался на месте и даже прирос новыми прикольными тентаклями — ритуально-чистоголосыми распевками например. Параллели с именитыми группами провести-то можно, но микс из них сделан очень плотный, да ещё разбавлен собственной фишкой — сверхмелодичными соляками с гнетущей атмосферой, которые начались ещё с дебюта, но прут и тащат до сих пор. А так всё как раньше, разве что чуть скоростей нарастили. Массивно-грузный саунд с кучей деталей, — я этого ждал, я это получил. Настроения «погрузиться в толщу ледяных вод в древний город, где дремлет Он» отгружают с запасом, ỢḢ ḲḀṰἮὍὊḼỌỐ ḞḢṬẤḠṆ на месте. В общем, альбом удался. Слушать и трогать я его буду многократно.
Abstract Void — Back To Reality
Нет, всё-таки идея смешать ретровейв (который сам по себе жанр, наследующий и смешивающий многое) с тяжёлой музыкой беспокоит многих. Кто-то делает как Dance With The Dead, то есть подмешивает тяжёлую гитару к синтетическому базису; кто-то как Perturbator извлекает максимальную тяжесть из синтетики, да ещё сдабривает визуалом для мохнатиков. Подход Shining изучили чуть выше, но там и уровень получился совершенно прорывной.А этот проект непонятно откуда (сам себя на Bandcamp он приписывает к planet Earth вообще, но слухи гласят, что его планета Земля ограничена ближайшим Подмосковьем) взял и соединил атмоблэк с ретровейвом. И вышло так, будто эти два жанра в принципе были придуманы именно для того, чтобы их когда-то соединили вместе. Залипательно-пейзажные музыкальные образы в духе Lustre, как выяснилось, отлично гармонируют с саундтреком для фильмов Рефна. Удивительный микс — вроде и кустарный, и ни на что особенно не претендует. Но зацепил и запомнился, поскольку оказался невероятно свежим взглядом на ортодоксальный жанр. Кто бы мог подумать, что на бластбиты так классно наслаиваются синты из 80-х.