Многие коллективы из условного экстрим-митола по мере приближения к 30-летнему возрастному порогу либо очень сильно, либо вообще полностью меняют звучание и концепт группы. Примеров так много, что называть их нет смысла, ведь глупо перечислять
Парадайзов, Анафему, Опет, Тиамат, Аморфис, Кататонию, Сэмэтри, Лэйк ов Тирз, Театр Трагедии, тысячи их! все подобные группы из-за большого количества. И это выход, потому что смена красок это всё же развитие и новая глава, для кого-то даже более удачная, чем прежние.
Тем тяжелее на плаву удерживаться коллективам, всё же стремящимся оставаться в рамках этого самого (условного!) экстрим-митола. Тем более, если по сложившимся обстоятельствам (о них ниже) неизбежной становится смена фронтмена. В устоявшемся жанре она может пройти достаточно болезненно. Когда музыка меняется настолько, как, скажем Тиамат с "Clouds" до Сламбера и Скелетрона, то прежние дай-хард ворриорс из стана поклонников, конечно, знамо поредеют, но их место неизменно займут новые, новизною музыки и привлечённые. Когда же остаёшься в рамках стилистики, но меняется харизматичный фронтмен, к которому все привыкли, можно растерять вообще всех. Но, конечно же, не стоит забывать о случаях, когда новый участник приносит в коллектив "новую кровь", и точнее, чем этим банальным выражением, ситуацию и не передашь. Что же, как раз такой шанс, один из ста, на этот раз и выпал... Красноволосый Михаэль/Майкл либо родился под счастливой звездой, либо просто везёт человеку по жизни с бабами, но с привлечением Мальвины произошло почти чудо, которое вылилось в столп музыкальной колоннады Арчей под названием "War Eternal".
Альбом вобрал в себя какое-то исступлённое (в хорошем смысле) количество и неистовство идей, соляков и мелодий, а треки наподобие "Time Is Black" и "Avalanche" по, так скажем, музыкальной наполненности способны в одиночку (!) посоперничать и с альбомом 2017 года, и с сабжевым (а то и с обоими сразу). А ведь сюда ещё подвезли и богоподобную "As The Pages Burn" (тут даже меня, ненавистника женских харшей по определению, вштырил именно вокал), гениальную в своей простоте "You Will Know My Name", бодрую "On And On" и тэдэ и тэпэ... Роскошество! Понятно, что любителям "пожоще" это мелодичное поливалово оказалось, наоборот, в минус, тут уж на вкус и цвет. Но с тем, что именно такой альбом стал вехой, оставившей группу на плаву, глотком свежего воздуха и тем "пинком", в котором так нуждалась музыканты для движения вперёд - думаю, спорить будет сложно.
Но "ничто не навсегда", и "Will To Power" 2017 года оказался приблизительным (и куда как более слабым, к сожалению) повторением предыдущего релиза, однако важной штукой в стратегическом плане, ибо была-таки предпринята попытка совместить понятия "Арч Энеми" и "чистый вокал". Вокал этот оказался достаточно приятным, хотя в целом композиция "Reason To Believe" особо удачной и классной совсем не вышла. Однако логичным стало предположить, что на следующем полноформате подвижки в этом направлении будут более существенными, лиха беда начало. И вот, как говорится, дождалися, можно и проверить.
Менее чем пару недель назад отметивший 53 годика Эмотт предпочёл остаться в рамках условного "арчэнемиевского дэта", хотя тяжесть звучания была несколько облегчена (не как что-то плохое). Условного - потому что кто-то предпочтёт тут выделить нотки павера, кто-то - вообще утяжелённого хэви, но при всём этом данная музыка - стопроцентный Arch Enemy как марка качества. А вот по вокалу повторилась схема прошлого. Причём чистый-то пошёл вообще с открывающей "Handshake with Hell", достаточно удачно соединялся там с харшем, и сразу же подумалось - ну вот, всё понятно, к чему они пришли, фишкой альбома будет чередование двух типов вокала во всех дальнейших треках... И было бы классно, кстати, ведь открывашка (как потом оказалось) явилась самой удачной композицией альбома. Ан нет!
Суровые Арчи никакого повального отвода места под MOAR чистого не предусмотрели, велосипед изобретать на стали, а пошли сугубо по пути двух последних полноформатов. Получилось, если честно, не вот прямо плохо, но, скажем так, маловпечатляюще. А если альбом мне в целом не доставляет, то петь дифирамбы, как и отмечать вещи попесенно, вовсе и не хочется, потому и не буду. Однако ругать альбом тоже совершенно не за что, построен классически, разбавлен привычными инструменталом и "спокойными" отрезками, заходит хорошо. Да, пролетает скучновато, но и желания скипнуть очередной трек не возникает.
Коли и не ругать, и не хвалить, то чем душе заняться?
Выступлю в необычной для себя роли и впервые, если не подводит память, займусь тем, что всю жизнь не любил и не котировал - вангованием и построением прогнозов. Почему-то именно это и пришло в голову при сегодняшнем прослушивании сабжа - а что будет с Арчами дальше? Чтош, зато через годы можно будет хоть зайти и поржать над своими глупостями (если, конечно, мы оба останемся живы - я и Metalarea).
Итаг, 37-летней красавице-конфетке делать на следующем альбоме группы нечего. Учитывая увеличивающийся промежуток между записями (также следствие неумолимого влияния возраста на таланты сочинителей) ей будет уже 40-42, и если почти шестидесятилетнего Эмотта концертный зритель ещё выдержит, то сорокалетняя рычащая баба (на волосатых мужуков не распространяется, нам ещё можно!!11! Это не я придумал, это так природа устроена) может уже нет-нет, да и омрачить светлое настроение иных посещающих концерты тонких и чувствительных натур. Госсов это прекрасно понимала (либо ей помогли понять) и
ушла из группы сложила с себя полномочия фронтвумен как раз почти в сорок - оставшись с музыкантами в качестве менеджера, так что возраст для таких вещей у группы знаковый (ну принято тут так, чо). Ситуацию, возможно, вытянул бы так ожидаемый мной полный переход на клин-войс - но этого, думается, не захочется (пока!) ни Эмотту, ни, тем более, ЦА коллектива. Опять же, старые нетленки на концертах тоже нужно как-то исполнять... Но привлечение же очередной харш-вокалистки (Миша, на этот раз бери не старше восемнадцати!) в ансамбль к шестидесятилетним дидам будет смотреться уже несколько, гм, комично, если не сказать пошловато. Так что будет либо распад на сайд-проекты, либо пенсия (самый маловероятный вариант), либо могут замкнуть, так сказать, круг и вернуть Лииву (хотя он моложе Эмотта всего на пару лет). Ведь недаром, думается, уже существует подготовочка в виде проекта "Black Earth", в рамках которого те же Арчи с Лиивой на вокале играют материал... (сюрприз!) времён альбомов Арчей с Лиивой на вокале.
А что с Алиссой? Уже упоминавшаяся "Handshake with Hell" ВНЕЗАПНО продемонстрировала нам, что чистый (хорошо, около/хрипловато/чистый) вокал у неё на этом альбоме звучит убедительнее харшевого. На прошлом было наоборот, а тут, то ли случайно, то ли умышленно со стороны Алиссы, харш вышел уж каким-то совсем серым, без присущей ему ранее эмоциональной окраски. Таким образом, логичным было бы предположить полное переключение на клин-войс в течение ближайших нескольких лет - либо присоединившись к кому-то, либо в группе "имени себя", что частенько практикуют ушедшие в одиночное плавание вокалисты. Заценить такое было бы очень интересно!
Что делать, чем экстремальнее связанная с физической активностью вещь, тем сильнее она завязана на молодость... А ведь музыка в этой завязке выступает достаточно похожей на спорт (тяжёлая атлетика и лыжи vs. блэк и джаз, например). И если наблюдать исполняющих хэви-риффы за-семидесятилетних Скорпов ещё вельми прельстиво (хотя, в определённом плане, иногда уже и диковато), то, например, лицезреть сцену с людьми того же возраста, нарезающими дэт, лупящими в двойные бочки и
гроулящими пытающимися гроулить, как мне представляется, вообще уж очень печально.
P.S.: Бьюсь об заклад, что молодой Эмотт во времена, когда к нему пришла идея "а давайте замутим дэт с девочкой!", никоим образом не мог предположить, что спустя много лет причиной смены фронтвумен окажутся не чьи-то нездоровые амбиции или общие склоки в коллективе, как это почти всегда и бывает, а банально время и возраст.
P.P.S.: "...why? - that's life......"