Ensiferum – One Man Army (2015)Отлегло. Показалось, и
Ensiferum, как и многие группы с течением времени, наигрались в то, что умеют делать лучше всего, и отправились в лес и по дрова, но нет. На этот раз — никакого укостёрного музицирования и мало кому интересных экспериментов на пол-альбома, товарищ Вяйнямёйнен отложил в сторону кантеле и снова взялся за меч, вдохновляя различные берсеркоподобные личности в медвежьих шкурах на ратные подвиги. Группа умудрилась втиснуться обратно в ею же очерченные рамки и однако опять записать альбом, который был бы не похож по исполнению ни на один из предыдущих.
One Man Army — это чистый, дистиллированный Ensiferum, какой он есть, каким его ждут и каким он и должен быть. Маршевые, воинственные боевики — фирменный галоп
Axe of Judgement, позитивная и метрономно-ритмичная
Warrior Without a War, эпичные среднетемповые гимны — восхитительная, на 200% энсиферумовская
Heathen Horde, гремящая хоральным громом
Cry for the Earth Bounds, шикарные, мгновенно влюбляющие в себя фирменные фолковые гитарные гармонии, абсолютно обязательные кантеле и флейта, и даже продолжение ехидных вестерново-морриконовских
Iron и
Stone Cold Metal в виде безбашеной
Two of Spades, одной из лучших вещей группы, с разрывным риффом, который свалит и лося, забавным покерным текстом и убойным припевом. Никаких сюрпризов, никаких клякс и никакого псевдоромантичного розового сахара: стоило Тойвонену и компании прекратить воображать себя в роли
Nightwish, и они вновь с шашкой на коне. Женский вокал, за который в этот раз скажем спасибо Нетте Скуг (помните, в Turisas играла на аккордеоне), к счастью, свели к минимуму, вынеся в отдельную балладу
Neito Pohjolan, которая категорически ужасна и отправляется в мусорное ведро сразу же, кажется, после такого можно и
Tears с удовольствием послушать. Кроме этого, есть только небольшой пассаж в
Cry for the Earth Bounds, который и уместен, и красив сам по себе.
Сведено всё кристалльно чисто и подчёркнуто аккуратно, причём большая часть записи проделана аналоговым способом, отчего у результата есть и обратная сторона: всё звучит немного скромно и неагрессивно. Гитары чуть задвинуты на задний план и не сверкают типичными звонкими переливами, а бас вообще куда-то пропал, зато барабаны, особенно бочка, получились мощными, чёткими и внятными, а это для
Ensiferum всегда было сложным, насущно-кастрюльным вопросом. Хоть тяга к ретро до добра ещё никого и не доводила (но диско в
Two of Spades, черт побери, что надо), Анси Киппо веников таки не вяжет. Конечно, это не брутальный хруст крушащего металл топора от Нино Лаурене и Янне Йоутсенниеми а-ля
Victory Songs, но, каким бы топовым продюсером не был Хиилесмаа, сводивший два предыдущих диска, всё-таки даже на
From Afar грязи он развёл порядочно, без чего пластинка могла бы звучать ЕЩЁ лучше, ведь сколько в ней запрятано всевозможных аранжировочных нюансов, а уж что говорить про
Unsung Heroes, где вообще можно было лечебные ванны принимать.
Тойвонен всё-таки определённо гитарный волшебник. Пока
Eluveitie думают, какой ещё рифф
Dark Tranquillity они не успели спереть и как бы его прикрыть дудками, чтобы поменьше привлекал внимания, он вот уже второй десяток лет откуда-то берёт очередную неиспользованную народную мелодию, а обычно и вовсе придумывает свою «по мотивам», неспешно её обрабатывает и скромно записывает на свой счёт очередной шедевр. И такими риффами забит весь альбом, как в явной, так и в неявной форме. Если вам не оторвало голову с первых же нот
Heathen Horde и
Two of Spades, вы её точно уже где-то успели потерять до этого. Одиннадцатиминутная
Descendants, Defiance, Domination радует достойным продолжением дела
Heathen Throne по разливанию в кубки пенящихся каскадов финских мелодий. Хоть она и не настолько проработана и насыщенна, как две предыдущих части (особенно первая, которая вообще является вершиной творчества
Ensiferum), но забита «сладкими» гитарными гармониями под завязку. И безо всяких там «Энсифириум унд Финнтролль аус Финланд!» и прочих нудящих оперных певичек.
Клавишные осторожно выбрались из гетто, в коем сознательно пребывали на
Unsung Heroes, и достойно работают на атмосферу и эпичность
One Man Army. Эмми просто-таки тащится с хаммонда и вворачивает его чуть ли не в каждый трек. Причины такой любви неясны, поскольку хаммонд
Ensiferum не то чтобы очень шёл, стильный минимализм
Victory Songs или масштабные, калейдоскопические оркестровки на
From Afar — гораздо более выигрышные варианты. Возврата к последним, судя по словам Петри в недавнем интервью, ждать не стоит, группе не понравился массивный симфонизм, который, по мнению музыкантов, слишком топил все остальные инструменты. Увы. Впрочем, клавишных в этот раз наиграно прилично, а кое-где они и по-настоящему украшают музыку, например, чего стоит роскошное напластовывание мелодических гитарно-синтезаторно-и-Бог-знает-каких-ещё слоёв в финальном проигрыше Heathen Horde, аж душа поёт.
Вокал Петри снова звучит сурово и уверенно, не иначе, магия отпущенной бороды. Но почему-то вместе с тем на альбоме присутствует чрезмерный объём хоров, в каждом треке хоры, зачем же столько? А хоры чуть ли не классические, а не фолковые дуэты Сами/Маркуса, как раньше. Ведь эти двое поют с каждым релизом всё лучше и лучше, уже никаким любительским уровнем это не назвать. Единственная композиция, где хоры действительно пришлись к месту для создания торжественного антуража и где они по-настоящему правильно использованы и продуманы (как, кстати, и хаммонд) —
Cry for the Earth Bounds. Хиленькие распевочки в заглавном треке просто позорны, как и он весь целиком — это ж надо было сочинить такой трэш с невнятной, раздражающей ритмикой и совсем без мелодии, да ещё и именно сюда притулить одно из немногочисленных соло на альбоме.
К
One Man Army прилагается второй диск с аж четырьмя вещами, но ценности в нём, к сожалению, нет никакой. Два кавера для любителей, английская версия
Neito Pohjolan с вокалом Сами вместо Нетты, что, однако, лучше песню не сделало, ну и
Edguy-style стёб под названием
Bonus Song. Грешным делом я уж подумал, что не стоит авансом записывать это в хохму, был же у
Amorphis бонус-трек под названием
New Song, однако первые догадки таки оказались верными.
”Magic swords and dragons
That’s all that matters
We wrote this song
To please you all”
…
”With the lyrics whatever fits —
FUCK THIS SHIT!”
Комментарии излишни. Но послушать поющую Эмми и чистый вокал Петри было забавно.
Подытоживая,
One Man Army получился добротной реабилитацией до мозга костей классического
Ensiferum с некоторыми новыми фишками и в новой обёртке, чтоб слушатель уж особо не скучал. Намного лучше недоразумения под названием
Unsung Heroes, хотя и без искромётной гениальности
Victory Songs и
From Afar. C удовлетворением ставлю на полку и рекомендую к многократным прослушиваниями.
8/10