Blind Guardian - At The Edge Of Time (2010)Oops, they did it again. Со ставшей уже традиционной за последние более чем десять лет паузой в четыре года. Но это последняя группа, которую стоит обвинять в «затягивании» между студийными работами.
Blind Guardian уже очень давно играют нечто такое, что однозначно трудно классифицировать каким-то одним направлением, более того, вот уже почти двадцать лет как группа не сочинила ни одного альбома, который был бы похож на предыдущий. Каждое следующее произведение открывает новые стороны их таланта, каждое новое творение уводит слушателя ещё на один шаг от того, что принято называть «классическим
BG», экспонируя те или иные инновации, зачастую довольно экзотические. В этот раз, впрочем, обошлось без откровений, и даже в некотором смысле был сделан лёгкий шаг назад.
Если вкратце проследить линию развития музыки группы с 92 года, с альбома
Somewhere Far Beyond, то можно отметить следующие основные вехи: отход от спид/пауэрной модели на
Imaginations From The Other Side, значительные перемены в вокале и новый басист на
Nightfall In Middle-Earth, масштабное привнесение оркестровых аранжировок и наложение дополнительных звуковых дорожек заодно с усложнением сонграйтинга на
A Night Of The Opera, наконец необычные для группы инструментальные элементы («синтетические» клавишные и маримбы, к примеру) и совершенно особенный звук на
A Twist In The Myth. Можно было предполагать, что
At The Edge Of Time преподнесёт какие-то ещё более удивительные сюрпризы, но так не случилось. Вместо этого, впервые за бог знает сколько лет, звучание ощутимо качнулось в сторону старых записей, обнажив определённые дыры в звуковом панно, так характерные для метала девяностых, без всех современных средств звукообработки, в целом. Поскольку наиболее отчётливо это проявляется лишь в конкретных песнях, есть повод полагать, что сделано так было специально (Андре Олбрих в интервью 2008 или 2009 года, отвечая на вопрос, чего ожидать от нового диска, говорил, что по стилю он будет чем-то между
Imaginations From The Other Side и
Nightfall In Middle-Earth. Не обманывал).
Обрамляют это творение две в чём-то схожие между собой и совершенно не похожие на всё остальное композиции —
Sacred Worlds и
Wheel Of Time. Подобны они особенным стилем использования оркестровок, который прекрасно подходит для помпезности поздних
Nightwish, но совершенно не отвечает тонкой и деликатной музыке нынешних
Blind Guardian. Для аранжировочных элементов не находится места, да что там, они вообще выглядят совершенно лишними, поэтому и перекрывают всё остальное. «Расширенная» версия
Sacred, которая вошла в игру
Sacred 2 Fallen Angel, выполненная в намного более традиционном для коллектива ключе, звучала в разы гармоничней и энергичней. Остаётся надеяться на то, что это именно она войдет в качестве первого бонус-трека на втором диске для лимитированного издания. Невольно становится тревожно за оркестровый альбом: та ли группа взялась за столь сложный и специфический проект?
Приятной неожиданностью стало то, что со времён
The Bard\'s Song (а то и
Lord Of The Rings)
Blind Guardian наконец-то написали первую оригинальную балладу. Это вовсе не означает, что
A Past And Future Secret, The Eldar, The Maiden And The Minstrel Knight или
Skalds And Shadows суть всего лишь копии или что они не были хороши — они, чёрт возьми, были. Но эта баллада — не менестрельная. В ней есть лёгкость и беззаботность, но есть и страсть, есть «огонь», мощный мелодический стержень, в конце концов. Она стала, пожалуй, главным украшением пластинки (тем больше вопросов вызывает
War Of The Thrones, являющаяся бледным её подобием). Не
Tanelorn, в которой «старое» и «новое» ведут гармоничное, симбиотическое существование, не масштабная и влекущая
Sacred Worlds, не необычная
Wheel Of Time, в которую ближневосточные мотивы проникли столь глубоко, что добрались даже до стиля гитарной игры, ни какая-либо другая композиция. А именно простая и незатейливая
Curse My Name.
Ещё одним свидетельством в пользу сознательной попытки «сыграть по-старому» служит тот факт, что в вокале Ханси Кюрша слышится неожиданно мало высоких нот, размытости, гладкости и мягкости — всего того, что было в высшей степени характерно для двух предыдущих альбомов, и чему на
A Twist In The Myth была придана даже определённая пикантность.
At The Edge Of Time содержит значительную долю агрессивных вокальных ноток, присутствующих в том числе и в отрыве от тех композиций, которые очевидно заточены «под старину», и выраженных не только в периодических скричах Ханси. Несмотря на все очевидные и воображаемые изменения, Кюрш по-прежнему великолепен и неподражаем, многие его интонации настолько уникальны, что даже Йенс Карлссон, обладающий наиболее схожим с ним тембром, никогда не смог бы их скопировать, даже если бы очень захотел.
Что не изменилось, так это то, что в музыке по-прежнему наблюдается обвал гармоний и разнообразных внутрикомпозиционных переходов (именно поэтому группу давно уже пытаются определить как пауэр/прогрессив), не выходящих тем не менее за определённые «рамки дозволенного» (и именно поэтому такая классификация не совсем верна). В больше чем половину треков сразу вникнуть возможным не представляется — непонятно, что и зачем там внутри них вообще происходит, и как это воспринимать. Получить сколько-нибудь достоверное представление о конечной картине можно прослушиванию эдак к пятидесятому. Впечатления от первого знакомства будут отличаться от дальнейших, подчас будучи диаметрально противоположными. То, что понравилось с первого взгляда, может померкнуть на фоне того, что вначале осталось незамеченным. Это совершенно нормально, даже очень хорошо, это и отличает
Blind Guardian от многих их коллег — их музыка не только разнообразна, она ещё и разнообразна «по-своему». И несмотря на неакцентированность, оттенённость некоторых припевов и заметную затянутость в отдельных атрибутах, всё ещё можно с головой нырнуть в ворох фирменной, умной, сложной, долгоиграющей, узнаваемой с двух нот мелодики.
Однако слушатель сталкивается с чертой, которая никогда ранее не была для группы характерна. Это первый альбом, которому не хватает того, что ранее казалось совершенно неотъемлемым — цельности. Проще говоря, если взять какой-нибудь трек с любого из альбомов предыдущих, то его нельзя отнести ни к чему иному, как только к этому самому альбому, ни в один другой он не впишется.
At The Edge Of Time можно легко разделить на две (!) баллады, вещи «старой школы», вещи «новой волны» и два упомянутых выше эпика. Всё это совершенно не формирует общего образа, не пропитано единым духом. Хочется спросить: «А что, вообще говоря, группа хотела сказать?».
Вохможно, это и есть их «свой путь», вот такой новый шаг: разбавить поступательное движение в направлении экспериментов фрагментарной ностальгией, смешать современную насыщенную прямолинейность со старомодной аскетичностью и «честностью», включить навороченность и значительный хронометраж композиций и добавить что-то новое, оркестровые интерлюдии, к примеру, придать новое настроение балладам, исключить совсем уж смелые решения — удовлетворить как тех, кто смотрит в прошлое, так и тех, кто смотрит в будущее. А на деле многие слушатели обречены на то, чтобы любить отсюда ровно половину, пусть и не обязательно по вышеописанным критериям. Кто-то всей душой обрадуется знакомым ноткам ранних альбомов в
Tanelorn, Ride Into Obsession и
A Voice In The Dark и даже сочтёт удачным симфонические
Sacred Worlds и
Wheel Of Time, но совершенно не воспримет остальное. Кто-то, напротив, насладится совершенно особенным настроением
Road Of No Release, Valkyries и
Control The Divine, которые относятся к позднему периоду, но будет скучать, слушая откровенное, на его вкус, переигрывание старых идей. Разумеется, найдутся и те, кому понравится всё (как и те, кому не понравится ничего).
Всё это говорит лишь об одном —
Blind Guardian снова выпустили что-то, чего от них не ожидали. Можно плюнуть и выбросить диск, снова не дождавшись «возвращения к корням», в очередной раз разочаровавшись в группе или возмутившись её, пусть частичным, но отказом от дальнейшего «развития». Можно гонять его по кругу, пока музыка не начнёт сниться и не полезет из ушей. Или можно пробовать лучше прочувствовать то, что Ханси, Андре, Маркус и Фредерик сочли законченным произведением и достойной работой. Выбор за вами.
8,5/10