Be'lakor — Vessels (2016)Австралийский прог — это совершенно особый прог, который как бы и прог, но на самом деле и нет. Когда я впервые услышал
Be’lakor на
Stone’s Reach, я даже не идентифицировал их как таковой, посчитав просто необычным мелодэтом. По прошествии лет с тегом «прогрессив мелодик дэт» в их адрес готов согласиться целиком, полностью и с нескрываемым удовлетворением. Эта характерная кенгурушная манера бесконечно разнообразит музыку и отнюдь не превращает её при этом в ломаный евроамериканский забор по типу того, что сотворили на
Afterglow In Mourning, и эту черту я заметил уже у очень многих групп с зелёного континента. Джордж Космас, вокалист
Be’lakor, вообще открыто признавался в интервью, что среди их источников вдохновения он выделяет такие вехи, как, скажем,
Pink Floyd и
King Crimson. К слову сказать, именно с
In Mourning (и в меньшей степени
Opeth) и было правильней сравнивать музыку этих австралийцев с самого начала (что многие ушастые рецензенты и интервьюеры и делали в прошлом), ибо это давно уже никакой не
Insomnium, а может, вообще никогда им и не было и сличалось только по недомыслию.
Be’lakor намного глубокомысленней, деликатней и нюансированней, а кроме того, участники в интервью даже уже после релиза второго альбома говорили, что про
Insomnium они и не слышали и узнали о них только после того, как все начали недвусмысленно тыкать пальцами. Что похоже на правду, современный фирменный инсомниумовский звук появился только на
Across the Dark, который вышел всё ж таки на полгода позже
Stone’s Reach.
Группа продолжает прокладывать свой курс в эклектично-мелодэтовой стихии и, к примеру, совершенно сознательно отказывается использовать чистый вокал, считая это «не более чем замаскированной поп-музыкой». И
Vessels показывает, что им наконец определённо удалось вырваться из рамок «похоже на <…>», отправившись в свободное плаванье по безбрежным волнам собственного вдохновения. Каждая композиция состоит из десятка разных, тонко спаянных воедино кусочков, с постоянными небольшими, но ощутимыми корректировками вектора, акустикой, фортепиано, неожиданными эффектами, сменой гитарного звука, чередованием настроений, введением новых рисунков и развёртыванием звуковых рядов без излишнего шума и грохота. Вне разброда, шатаний и диссонансов. Можно сказать, если бы
Moonsorrow играли мелодэт, они играли бы его именно так. В некоторых песнях, хотя и меньше, чем ранее, отчётливо прослеживаются как раз финские традиции мастерски обыгрывать одну и ту же мелодию с разных ракурсов на протяжении длительных отрезков времени. Похоже, за всю свою историю музыканты не написали ни одного трека, в котором были бы куплеты и припевы. Совсем. Ни на йоту не изменив себе,
Be’lakor продолжают свой избранный путь сошествия в таинственный, бархатный мрак и блуждания по звуковым аллеям вот уже четвёртый диск кряду, продуцируя интригующую, серпантинную и захватывающую музыку.
Говорить отдельных композициях не имеет большого смысла, эта пластинка получилась наиболее неброской и скрытной на яркие проблески из всей дискографии. Апогеем названных ранее достоинств можно назвать
An Ember’s Arc — гипнотический, взорвавшийся тысячегранный алмаз безбрежного космоса. Янтарный светящийся Млечный Путь посредь тёмного леса. Кто бы всё-таки мог подумать? Похоже, пришло время прямо провозгласить оранжевый цвет официальным цветом
Be’lakor.
О недостатках и говорить бы не хотелось, но всё же в нескольких строках. Инструменталы
Luma и
A Thread Dissolves никак на связаны с последующими композициями и выпадают из повествования. Центральную двойную гитарную линию в
An Ember’s Arc можно было развить или хотя бы повторить в дальнейшем, как это блестяще было сделано в своё время в
Countless Skies, уж слишком она ценна, чтобы вот так просто выбрасывать после однократной презентации.
Grasping Light выглядит несколько скучней всех остальных композиций и чем-то этим напоминает
Fraught с
Of Breath and Bone. И довольно на этом.
Технические аспекты продолжают совершенствоваться год от года. Новый ударник (из брутал дэтовой, между прочим, группы) словно вылечил музыку от запертости в смягчающих, стреножащих рамках, которая ощущалась на грани восприятия по отношению к барабанам на предыдущих работах. Никакой долбёжки, по минимуму двойного баса, тонна разнообразных ритмов, хлёсткая, зычная, вкуснейшая рабочая бочка, прекрасное сведение инструмента. Фирменная околопостроковая лид гитара по-прежнему изливается из огромных, кипящих чанов с нотами, стиль гитарной игры продвинулся в уникализации ещё на шаг вперёд и выступил на полкорпуса из ряда аналогичных проектов. Вокалист прекратил монотонно хрюкать и везапно начал потусторонне, всеобъемлюще вещать. Риффы практически вычищены от сушёных песчаным ветром назойливых амонамартовских жужжалок, которые подламывали кое-какие гармонии на предыдущих альбомах; здесь же такой ход использован буквально пару раз, всё остальное — мягкие, тягучие нити медовых струн.
Наконец, кроме прочего,
Vessels — единая поэтичная пантеистическая история о единстве мироздания, в которой есть и красочные обрывки метафор, и помпезные иносказательные языковые «персты», связать которые вне обозначенного контекста с предлагаемой коннотацией совершенно немыслимо, и прямо указующие на сюжетную канву строки. Но более прочего поражает иллюстрация на обложке. Даже зная всю тематическую подоплёку, чем дольше смотришь на эти скрученные примордиальные силуэты, тем больше меркнет и тухнет этот мир и проступает какой-то иной. И в корневой глубине своей
Vessels — сакральная, открытая, мистическая музыка, идущая неслышной поступью по гранью с могущественной демонической тьмой промеж теней, склонившихся в чадящих огнях.
8 баллов из
10