Old Vyaine
Aug 19 2021, 12:33:03
Великий миллезим тяжмета, 1996-й, помимо необычайной плодородности, завидной влиятельности и непревзойдённой роскошественности™, замечателен ещё своими судьбоносными событиями в истории как целых жанров, так и вполне конкретных групп.
Cradle of Filth, наши весенние юбиляры, в тот год не почивали на лаврах. Находясь в плохих отношениях со своим первым лейблом Cacophonous, парни годом ранее записали было полноформат, но остались недовольны получившимся результатом и решили не выпускать его, а чтобы отвязаться от компании, подсунули им тридцатиминутную EP, о которой мы и вели речь в апреле — и всем бы так отвязываться!
Как бы то ни было, упорхнув под тёплое крылышко к Music for Nations, группа переосмыслила свой не задавшийся второй альбом, вытащила его из сундука, основательно встряхнула, перешила, где-то отрезала, где-то нарастила, приукрасила в меру — и 19-го июля явила почтеннейшей публике.
Нужно сразу, без обиняков, заявить, что работ такого уровня в симфоблэке единицы — и одной из них является, кстати, тот самый полуальбом того же года. Бесчисленные сонмы последователей рожали мириады копий, кто-то поталантливей — хорошие, годные, с огоньком, кто-то попроще — вялые сочинения на тему, не гнушаясь плагиатом, но дотянуться до вот этого вот уровня смогла лишь сама группа (раз или два — вопрос спорный, но точно не больше), да, пожалуй, дружественный коллектив заклятых норвежских единомышленников (дважды или трижды — тоже вопрос!).
Тут даже сложно сказать, что делает альбом таким шедевром. Запись? Она безусловно хороша для середины 90-х, но ничего выдающегося собой не представляет. Все инструменты слышны, в кашу не сбиваются, но даже тогда многие могли и делали лучше. Мастерство музыкантов? Николас Баркер, разумеется, уже в те годы был барабанщиком от Сатаны, а Дани с первого альбома навострился голосить на все возможные для человеческой гортани лады; но все остальные — это просто все остальные, хороший, без восторгов, уровень. Какой-то дикой раскрутки у альбома тоже не было, новички лейбла с полутора записями за плечами и не могли на такую рассчитывать.
Следовательно, дело только лишь в музыке. Готическая симфония, тёмная романтика, смертельная эротика — недаром полное название альбома звучит как Dusk and Her Embrace: Litanies of Damnation, Death and the Darkly Erotic.
Необходимо отметить, что первую версию альбома группа действительно переработала почти до неузнаваемости, даром что состав на тот момент сменился примерно наполовину. Нет смысла играть в "найди 10 отличий"; это можно сделать здесь в каждом треке, желающие вполне могут с головой нырнуть в оригинал той записи, вышедшей в 2016-м году под названием Dusk and Her Embrace - The Original Sin. Схоластический вопрос: какой же из вариантов считать первым — переработанный, но первым увидевший свет в 96-м, или же первородный, но лежавший в чулане 20 лет — оставим на совести каждого. Как по мне, если ты два десятка лет слушаешь (и не можешь наслушаться) один вариант, то появившийся потом второй может претендовать на благожелательное любопытство, неподдельный интерес, но никак не на место в сердце.
Но довольно прелюдий, пора бы и начинать лупить по гвоздю любого обзора, попесенному разбору.
Начинается диск довольно традиционно, инструментальная Humana Inspired to Nightmare сразу настраивает на тревожный, мистический лад, нежно, но ощутимо водящий острым чёрным когтем по низу живота. И, пока ты пытаешься разобраться, показалось тебе, или и вправду чьи-то тёмные крылья заслонили Луну, Небо рвётся в клочья. С глухим скрежетом, неторопливо, неотвратимо, с каждым тактом набирая и набирая фатальную быстроту — со сказочно уместной линией баса, солирующего практически сквозь всю песню. Великолепное драматическое замедление с насквозь безбожными строками (умеет Дани в чёрную поэзию, умеет как никто!)... и вперёд, добивать уцелевших небожителей.
А в Карпатах, знаете ли, похороны. Без раскачки, сразу же — полной пригоршней колючей вьюги в лицо. Целая поэма, любовный плач по безвременно — а какое может быть время у бессмертных? — почившему чудовищу в прекрасном обличье. Стремительная, с полубалладными заходами, очень лиричная даже в скоростных моментах — в этой песне можно прожить три карпатских века и всё увидеть самому.
И в продолжение истории о мёртвой графине — помпезный, готический до скрежета зубовного, романс "Красные розы для Шлюхи Дьявола". Тут тебе и вой на луну, и скрип ломающихся могильных крестов, и заливистый смех вечно молодой чертовки, задорный до потери всего человеческого. А какая робкая и наглая, доверчиво и хорошо продуманно обнажённая соло-гитара во второй половине песни? И снова бас, то самый nocturnal pulse; редко так метко попадают с эпитетом.
Malice Through the Looking Glass, несмотря на озорную игру слов в названии, попроще, конечно. И поспокойней, погрустнее, полиричнее, тут и от блэка-то всего ничего. Баллада от экстремальной музыки, красивая, кровавая, смертельная, да что ж вам ещё надо?!
Зато титулка — это, ребята, просто космос. Чистое совершенство, эталон симфоблэка as is. Мелодичный разгон с женскими вокализом, подхваченный гитарами и этаким прологом в тексте — и динамичное повествование понеслось, сорвавшись, впрочем, при первой же возможности на ультраскорости и безумное рубилово, но нехотя отступая для дамского речитатива и романтичных посвящений; и вот этаким в хорошем смысле винегретом песня докатывается до кульминации, где группа поистине сотворила нечто невероятное. Этот упорядоченный хаос из пронзительных тремоло, громовых аккордов и разлетающихся во все стороны ударных — один из знаковейших моментов альбома. Группы. Жанра. Всего метала. Музыки (да, чёрт возьми!).
The Graveyard by Moonlight вроде бы должна пугать, мало кому будет уютно на залитом лунным светом кладбище, но вместо этого окутывает лишь горем и тоской, и какой-то извращённой надеждой увидеть снова тех, кого не до́лжно уже видеть никогда.
И в целом гармонично последние лучи лунного света перебираются на почти думовую Beauty Slept In Sodom. Мрачная, печальная, но в глубине преисполненная какого-то потаённого злорадства. А также перверсий, инцестов, мифоложества и прочих неоспоримых добродетелей.
Haunted Shores — мой личный фаворит на лишённом слабых мест альбоме. Король Артур всегда был фигурой противоречивой, но прочтение его легенды именно таким образом ставит в моих глазах Дани — ну, не буду врать, что на одну полку с Шелли, По или Байроном, но очень, очень высоко. Музыкально здесь отличный, скоростной, мелодичный, с шикарными ударными проигрышами симфоблэк, но именно текст тут делает разницу. Когда после второго куплета снова вступает тот самый nocturnal pulse, и под него мистер Филт декламирует свои вирши — такой оргазм ни одному Нострадамусу не снился. А финал, с манифестом Кроноса из Venom, наносит последний беспощадный удар милосердия.
Все эпитеты в превосходной степени подойдут для этого альбома. Возможно, их будет недостаточно.
BERZERK
Aug 19 2021, 12:38:53
Старик, читаю второе такое полотно = мои почтения 666
За ленью выкладывать такие размышления мне претит прокрастинация и пр. 666
Thiarnan
Aug 19 2021, 12:43:02
Зато титулка — это, ребята, просто космос.
А я вот никогда фанатом песни не был, как и Карпатии) Но фцелом, альбом нравится даже поболее Крулти в последнее время. Возможно, из-за того, что не так много слушал, как 98-й.
technoboy69
Aug 19 2021, 13:42:48
Ох и сорвал мне башню в свое (подростково-юношеское) время этот альбом. Во время прослушивания поздним вечером в комнате со специально выключенным для этого светом - стабильный фриссон, что редкость (ныне уже, скорее всего, невозвратимая).
Пара вопросов, которые для меня остаются открытыми:
1. Вопрос конкретный: кто из музыкантов за что ответственен в плане сочиненной музыки? Известно, что вокалист делал тексты, но музыкальная составляющая мне на порядок важнее. Насколько я понимаю, здесь нет одного ведущего автора, и творчество на самом деле коллективное.
2. Вопрос риторический: почему позже они уже не сделали ничего равновеликого этой записи?
technoboy69
Aug 19 2021, 14:11:22
А основным автором в те времена вроде как был Анстис.
Да, слышал такое. Для меня - один из самых странных из всех известных мне музыкантов. В том плане, что человек вышел на такой серьезный уровень с CoF, показал такие крутые сонграйтинг-скиллы (если его перу действительно принадлежит основная доля музыки там, конечно), после чего, по большому счету, просто замолчал. Помню интервью с ним касаемо его электронного проекта Aphelion в октябрьском Dark City за 2001 год, где он упоминал, что его новая металлическая группа Bastardsun с Дэвидом Уэйном из Metal Church на вокале вот-вот покажет всем, где раки зимуют - в итоге проект прекратил существование (якобы не срослось то, что менеджмент Уэйна начал требовать вписать его в соавторы музыки для кормежки с авторских прав, на что Анстис ответил отказом, так как Уэйн ничего не сочинял), Уэйн умер, а единственное творческое наследие, подаренное Анстисом человечеству после Aphelion - несколько песен его трад-думовой группы Ninepence, выложенные на Саундклауд.
Два раза было очень близко: на Круэлти и Мидиане.
Вот именно что близко. А недосягаемыми вершинами остаются сабж и предшествующий ему Vempire.
FullofHate
Sep 4 2021, 20:39:05
OV, отличная рецензия вышла.
Вот так откроешь смурным субботним вечером
коллекционный диджибук, поставишь диск, пролистаешь буклетик и прямо в настроение самое то. Возможно, дебютник "Principle..." и старый-добрый "Dusk..." занимают лидирующие позиции в личном списке приоритетов, к ним возвращаюсь чаще других. Да и в целом кредлы из 90-х весьма хороши, именно там вся магия их творчества осталась.
Альбом с очень крутой пронзительной атмосферой, экспрессивный, книжно-кинематографичный, вроде как слушаешь - и перед глазами сразу возникает яркий визуальный ряд из готических замков, Карпатских гор, туманных лесов и прочих фактурных явлений.
Лучшее фото в истории группы относится к этому же периоду
Flowergatherer
Sep 4 2021, 20:55:59
Лучший альбом у Cradle, помню купил его на Кузнецком мосту в метал палатке. Потом постоянно слушал и наслаждался!!! Дальше конечно было хуже. На Cruelty хоть мелодии есть нормальные, но звук неподходящий вообще. Median совсем дно, но вот Nymphetamine подавал кое-какие надежды, но я его так и не дослушал.
Alamar
Sep 25 2021, 11:50:33
дружественный коллектив заклятых норвежских единомышленников
Это который? На Emperor соглашусь, на ДэБэ никак пойтить не могу.
Зато титулка — это, ребята, просто космос. Чистое совершенство, эталон симфоблэка as is.
Да, лучшая вещь группы. Даже на следующем, который я ценю в целом чуть выше, к ней удалось лишь максимально приблизиться, но не превзойти.
Для меня - один из самых странных из всех известных мне музыкантов. В том плане, что человек вышел на такой серьезный уровень с CoF, показал такие крутые сонграйтинг-скиллы (если его перу действительно принадлежит основная доля музыки там, конечно), после чего, по большому счету, просто замолчал.
https://youtu.be/K1Fr-ZysLe0 - в этом интервью (есть и вторая часть) он многое сам разъясняет по этому вопросу.
Alamar
Sep 25 2021, 13:09:57
Почему?
Прямолинейны слишком, даже дуболомны. Изящества и невротичности CoF им явно недостаёт. Ну, и атмосферы какой-либо характерной, того сторителлинга с выраженной драматургией, что сближает классические работы англичан с прог-металом, делая их экстремальным аналогом King Diamond. У димок же сплошь какой-то помпезный марш во славу сотоны, не без красивостей, но практически без нюансов.
Alamar
Dec 11 2021, 12:22:19
Николас Баркер, разумеется, уже в те годы был барабанщиком от Сатаны, а Дани с первого альбома навострился голосить на все возможные для человеческой гортани лады; но все остальные — это просто все остальные, хороший, без восторгов, уровень.
Обсуждавшийся ниже Анстис - вполне себе выдающийся гитарист. Не то чтоб экстра-виртуоз (хотя фигле, некоторые здесь и Хэммета превозносят), но довольно техничный, а главное - весьма креативный. Учитывая, что человек в одиночку сыграл все гитары на обоих релизах 96-го и почти все - на CatB и FtCtE, я бы не стал его так сразу записывать в когорту "просто всех остальных". Столь интересной и замысловатой гитарной работы у группы после него не будет аж до Хаммера.
Alamar
Dec 11 2021, 17:39:02
Да и на "Хаммере" не появилось.
Как минимум, он значительно техничнее альбомов с Аллендером.
Мидиан ничуть не хуже в этом смысле.
Во-первых, дубовее всё-таки (меньше интересных гармоний, да и тем как таковых, больше тупо-трэшачка); во-вторых, идеи Стюарта там ещё так или иначе присутствовали.
Old Vyaine
Dec 11 2021, 18:03:22
Во-первых, дубовее всё-таки (меньше интересных гармоний, да и тем как таковых, больше тупо-трэшачка)
Во-первых, нет. И Круэлти, и всякие сборники-недоальбомы он по интересности гитары уделывает не напрягаясь.
во-вторых, идеи Стюарта там ещё так или иначе присутствовали
Тут не спорю, я никогда не следил за сменами их составов.
Alamar
Dec 11 2021, 19:37:43
Ну дык один в этом плане был развитием другого, закономерным и правильным во всех смыслах. Основная "свежесть" этого периода заключалась в синтезе блэковых тремоло (которые сами по себе стали в своё время революционным подходом, поскольку отвергали сам принцип риффа как основы сонграйтинга в тяжёлой музыке, превращая её в размазанный по тактам "гитарный эмбиент") и гармонического взаимодействия а-ля NWOBHM. В DAHE гитары создавали ощутимое "напряжение" между собой за счёт сменяющих друг друга гармоний, в 1998 это напряжение усилилось ещё более, а в 2000 практически сошло на нет - разница в тесситуре и фразировке гитарных "голосов" стала минимальной.
Alamar
Dec 11 2021, 19:47:03
Old Vyaine, это я уже не про CoF, а про блэк в целом. Собсна, в этом и заключается ключевое музыкальное отличие условного Burzum от условных Black Sabbath.
Old Vyaine
Dec 11 2021, 19:51:51
Да и в целом не так. Тремоло уходит в эмбиент в какой-нибудь люстре и всяческом посте-; в атмосферике частенько. В традиционном блэке, в симфе или всяческих замесах с трэшем, дэтом или даже думом тремоло-структуры отличаются умом и сообразительностью чёткостью и выверенностью.
Alamar
Dec 11 2021, 20:02:39
Old Vyaine, чёткость, расстановка акцентов - это уже в некотором роде "контрреволюция", откат назад, диалектический синтез тезиса риффа и антитезиса тремоло. Впрочем, прямого касания к интересности гитары у кредлов это не имеет.
Old Vyaine
Dec 11 2021, 20:09:03
синтез тезиса риффа и антитезиса тремоло
Да не нужно их противопоставлять. Тремоло — всего лишь один из приёмов, который можно использовать для создания риффа. В дэте и блэке в большей степени, чем в других жанрах, хотя и в хэви/павере встречается, а если хорошо поискать, то и в остальных стилях сыщется.
Alamar
Dec 11 2021, 20:24:36
Да не нужно их противопоставлять.
Они друг другу не то что противостоят, они просто преследуют различные цели. Тремоло вместо "классического" риффинга - это почти всегда упор на мелодизм или атмосферу вместо типичного хардово-митольного кача. А ещё раньше подобной альтернативой были развитые мелодические темы тех же Iron Maiden (прямо скажем, далеко не самой "риффовой" банды). Поэтому внедрение их наследия в блэк также было ходом вполне закономерным. А в павер его и внедрять не пришлось - он из этого наследия напрямую вырос.
Golodomor
Dec 15 2021, 17:58:12
Стюарт гитарист хороший, но на этом альбоме он ничего не сочинил, только поучаствовал в создании новых аранжировок. Вся музыка сочинена в 94-95, до прихода его в группу.
За исключением Malice Through the Looking Glass. Так что заслуга Стюарта это Cruelty, частично Vempire и From The Cradle. Но опять же, вряд ли он в одиночку там все придумал.
Alamar
Dec 16 2021, 05:52:10
Вся музыка сочинена в 94-95, до прихода его в группу.
Только слушать это сочинение без него и, соответственно, без
новых аранжировок
практически невозможно. Понятно, что и здесь, и даже на 1998-99 нет резона все заслуги приписывать Стюарту - но так уж вышло, что именно его имя стало неким знаком качества для группы, символом ностальгии олдфагов по временам, когда трава была зеленее. А так-то ясен пень, что сила коллектива была именно в коллективном творчестве, извините за тавтологию. Упадок начался тогда, когда всякие аллендеры начали подминать сонграйтинг под себя.
Golodomor
Dec 16 2021, 09:49:59
Только слушать это сочинение без него и, соответственно, без практически невозможно.
Ну почему же, очень даже возможно и нужно, чтобы было представление о оригинале.
Сильных отличий по гитарным аранжировкам нет. Так, по мелочи, скупые солячки изменены. Больше отличий по клавишным партиям.
Звук на первом варианте 95 года определенно лучше, плотней и жестче, а не тот мягкий и нежный, особенно умиляют шлепающие ударные.
Просто все привыкли к 96 от MFN.
Alamar
Dec 16 2021, 10:23:48
Golodomor, очень сомневаюсь, что подобный звук был в оригинале: демку-то (а иначе как демкой это не назвать) ремастировали перед изданием. Ну и не знаю, насколько там "нет отличий", но прослушал я это пару раз не без труда, и больше врубать не собираюсь. И сыграно, и спето, и сведено всё просто вопиюще расхлябанно по сравнению с тем, что мы имели честь слышать предыдущие 20 лет. Давайте уж тогда все рабочие записи ради удовлетворения фанатского интереса издавать. Видимо, я не настолько фанат, чтобы подобным хоть как-то интересоваться. Тогда как "настоящий" Даск я ещё наверняка в своей жизни переслушаю не один десяток раз.
З. Ы. Впрочем, я и дебюта не ценитель абсолютно - любой из последующих релизов с Вемпайра по Мидиан (включительно) для меня выше на голову, а то и на две.
Golodomor
Dec 16 2021, 11:09:18
Alamar, Там рабочие записи идут бонусами. А Dusk - Original Sin именно неизданный альбом из-за тяжбы с лейблом.
Дебют по музыке мне нравится, а звук нет. Звук же на этом варианте Даска реально мягкий, апофеоза правда он достиг на 98, там ещё хуже.
А вот на Вампире радует все, практически идеальный миник.
Alamar
Dec 16 2021, 12:12:19
на Вампире Стюарт видимо тоже ничего не сочинял
К первому и последнему трекам он точно руку приложил, если верить интервью. Насчёт Королевы не уверен. В свете тутошнего диспута главное то, что сыграл и аранжировал он их (как и Даск) гораздо профессиональнее, чем это сделали бы его предшественники.
все песни датированы 94 и одна 95
Дык это тексты датированы. Которые у CoF запросто могли быть сочинены раньше музыки (равно как и позже).
Перехвалили мужика
Тогда уж стоит учесть и то, что Мидиан частично тоже им сочинён.
technoboy69
Dec 16 2021, 12:21:15
Очень странный прикол в том, что вся эта братия, фигачившая музыку на лучших альбомах группы, ничего и близко такого успешного (да и вообще, просто каких-нибудь солидных дискографий) не смогла сотворить после ухода из группы. В этом для меня феномен CoF.
Golodomor
Dec 16 2021, 12:34:21
К первому и последнему трекам он точно руку приложил, если верить интервью.
К этим возможно, они там самые свежие.
Тогда уж стоит учесть и то, что Мидиан частично тоже им сочинён.
Тоже из его интервью?
Очень странный прикол в том, что вся эта братия, фигачившая музыку на лучших альбомах группы, ничего и близко такого успешного (да и вообще, просто каких-нибудь солидных дискографий) не смогла сотворить после ухода из группы. В этом для меня феномен CoF.
Оказались нулями без предводительства Данилы
Alamar
Dec 16 2021, 12:47:46
technoboy69, на мой взгляд, в ЦоФ главное даже не конкретные мелодии-гармонии-ритмы, а общая концепция звучания, которая как раз на Вемпайре-Даске и сложилась, а к 2000 приняла окончательную форму. Что в значительной мере подтверждает нынешний line-up, выпускающий вполне годные альбомы, просто следуя этой концепции, а креативность проявляя в мелочах. Кстати, заслуга Стюарта в т. ч. и в том, что в создании этой концепции он поучаствовал деятельнейшим образом, будучи единственным гитаристом на Вемпайре и Даске.
Тоже из его интервью?
Да. From the Cradle... изначально тоже для полноформатника писалась, это уже в связи с успехом видоса её решили выпустить синглом (разросшимся в итоге до ипихи).
Оказались нулями без предводительства Данилы
При всей симпатии к мужикам, в какой-то мере так и есть. Тот же Пауэлл в MDB сочинял типично "брайдовский" материал, в CoF - типично "кредловский", а в Анафеме вообще был сессионщиком по сути. Следуя во всех трёх случаях именно заданной концепции. А Данила выступал в роли её (концепции) хранителя, даже не будучи музыкантом в полном смысле слова.
technoboy69
Dec 16 2021, 13:05:52
Кстати, заслуга Стюарта в т. ч. и в том, что в создании этой концепции он поучаствовал деятельнейшим образом, будучи единственным гитаристом на Вемпайре и Даске.
Огромное спасибо ему за это, конечно, но когда такой талантливый музыкант не выпускает новой музыки СТОЛЬКО лет - и это в современном мире, с его запросами на камбэки и удешевлением технологий звукозаписи - это производит впечатление какой-то патологии. В общем, буду смотреть интервью, ссылка на которое была выложена здесь ранее.
Alamar
Dec 16 2021, 13:16:48
technoboy69, здесь я склонен согласиться с коллегой насчёт руководящей и направляющей роли партии, т. е. фронтмена. Сергей Калугин в своё время очень удачную мысль высказал, поделив музыкантов на "авианосцы" и "самолётики". Судя по всему, в лице таких вот анстисов и пауэллов, блиставших в коллективе, но резко сдувшихся после ухода из него, мы имеем ярко выраженные "самолётики", сами по себе далеко улететь не способные.
З. Ы. Подобных примеров можно в истории любого жанра найти вагон и маленькую тележку. Всё-таки в популярной музыке "необщее выражение лица" (т. е. харизма, помноженная на броские инновации) имеет заметно большее значение, нежели композиторский талант или технический скилл исполнителя.