Iron Maiden - The Final Frontier (2010). Мысли вслух.
Iron Maiden - The Final Frontier
Сразу хочу сказать. Это моя любимая команда в музыке. Абсолютный номер 1. Вне конкуренции. Осознавая это, я подходил к написанию отзыва с желанием "отпинать фасад" ©. Потому что во-первых хлещущие кипятком поклонники и без меня найдутся, а во-вторых вся (ну или почти вся) встреченная здесь и не только критика в сторону новоявленной работы великих британцев вызывала лишь улыбку.
Я честно пытался.
Пойдём по порядку.
Впервые в истории всего творчества
Iron Maiden мы имеем интро, которое не является вполне себе полноценным треком, как это было с
The Ides of March.
Satellite 15 можно преспокойно отсоединить от
The Final Frontier, но можно ли выкинуть с альбома? Не стоит. С задачей выхода в космос, разворачивающимся перед нами в заглавном треке, начальная часть первого трека справляется на ура. Она так же лишняя, как скафандр на орбите. Короче одеваем и вперёд!
The Final Frontier является образцом лёгкой, мгновенно цепляющей заглавной песни. Почти наверняка открывашка на концертах. Легко запоминающийся текст, припев, созданный для того что бы его подпевали многотысячные арены, наверняка обеспечат ей успех. и опять же всего 2ой случай (со времён
Somewhere in Time), когда у
IM заглавный трек идёт первым же на альбоме и является очевидно лёгким для восприятия и цепляющим концертным хитом. Соло, заслуживают особого внимания. Ну про соло у
Iron Maiden можно говорить бесконечно. Всегда как маленький шедевр. Трек довольно прост, вся сложность ещё впереди, а пока..
..
El Dorado. Крайне любопытная вещь, выдержанная в уникальном, как в рамках творчества группы, так и в рамках альбома, ключе. Намеренно почти читаемые Брюсом куплеты и взрыв энергии на припеве наверно никто не смог бы и близко повторить. Дикинсон сдал? Не смешите. От трека к треку он доказывает, что по-прежнему есть порох в порохвницах и держит он его сухим. Песня, пожалуй, ещё более концертная, чем
The Final Frontier.
Подобные треки доказывают, что до творческого кризиса
IM ещё очень далеко, если они умудряются после 30 лет существования экспериментировать даже в рамках таких незамысловатых вещей. Браво!
А дальше больше..
Mother Of Mercy - вещь отсылающая нас к сольникам Дикинсона. Знающие люди говорят, что Смит тому виной. В сочетании с читаемым в каждой секунде мэйдановским почерком получаем настолько мелодичный сплав, что, честно говоря, каждый раз слушал, обхватя руками голову, боясь, что она просто не выдержит этой роскоши. Каждое касание струн Харрисом вызывает волну дрожи по всему телу. Брюс решил поиграть с интонациями. Не Ханси, конечно, но получилось крайне интересно. И опять же свежо.
Coming Home. Не ожидал, что после прослушивания
The Final Frontier у меня будет повод написать такое, но.. факт. Дикинсон никогда,
НИКОГДА не звучал лучше. Это лучшая баллада, ну полу баллада (благо чистые баллады у
IM можно пересчитать по пальцам одной руки фрезеровщика с полувековым стажем), во всем творчестве Стива и компании. Невообразимо проникновенная вещь.
The Alchemist это откровенный отсыл к периоду
No Prayer for the Dying\Fear of the Dark. Брюс даже местами откровенно копирует манеру своего вокала тех времён. Отсыл к далеко не самому любимому мной периоду, но как представлю нынешнего Яника, отжигающего так, что дай бог каждому, и все сомнения, нужен ли на альбоме этот до предела насыщенный мелодичностью чисто мэйдановский боевичок, сразу отпадают. Не стареют, черти.
Да, я помню, что собирался обрушится с критикой. У меня не было и намёка на повод.
Посмотрим, что нам принесёт вторая половина альбома. Половина разительно отличающаяся от первых 5ти треков. Нет, это не прог, но материал заметно сложнее.
Isle Of Avalon. Трек, насыщенный вкусностями до предела. Спокойные моменты, в которых Дикинсон заставляет задерживать дыхания, вслушиваясь в каждое его слово, вызывают мурашки по всему телу. Припев пожалуй лучший на альбоме, если не брать в расчёт
Coming Home, она вне конкуренции. Соло на 4ой минуте вызывает ассоциации исключительно с соло на альт саксофоне у
Бадди Рича в
Mercy, Mercy (3ий трек, вроде) в 68ом году. Девяти минутная вещь пролетает на одном дыхании. Мне даже страшно представить сколькими гранями песня заиграет спустя месяц. А спустя пол года.. Как показывает практика в последних работах
Iron Maiden половина треков раскрывают все свои достоинства крайне не охотно.
Isle Of Avalon явно один из таких.
Starblind. Лёгкая, в плане звука и восприятия, но не как не в плане материала, песня. Как можно столь гармонично сочетать в рамках одного настолько цельно звучащего трека такое разнообразие в гитарной работе?? Количество всевозможных гитарных вкусняшек в
Starblind превышает все возможные пределы. Такое впечатление, что Харрис с Нико спокойно строят каркас ритм секции, в то время как троица Мюррей, Герц, Смит с улыбками на лицах, поглядывая друг на друга тихонько играют в своё удовольствие. Я не знаю, как описать эту песню. Её просто нужно слушать раз за разом, день за днём. Ничего подобного, если откинуть вокальную партию, не было у
IM никогда.
Между прочим уже более чем достаточно. Материал настолько разнообразен и насыщен, что кажется, что позади уже все 10 треков. Это не усталость от прослушивания. Это момент, когда с разочарованием на лице заглядываешь в плеер и, видя, что впереди ещё 3 трека, расплываешься в улыбке.
The Talisman. Сказочное начало с лёгким, чуть заметным намёком на фолк, взрывается фейерверком! Гитарные рифы, отсылающие к
AMOLAD'у и почти не уходящий голос Дикинсона, который, как кажется, поёт целые куплеты без вздоха, а на припеве вообще творит какие-то нечеловеческие чудеса, дополняет очень яркая насыщенная лид партия. После наоборот мягкого соло в музыке как будто открываются поры, впитывающие из вне целую палитру мелодий. И всё это сделано настолько тонко, что почти никогда не успеваешь заметить, когда появляется или исчезает тот или иной штришок. Это высший класс!
The Man Who Would Be King продолжает общую линию своих предшественников. Вновь наполненный до верху мелодиями мягкий трек. Только в отличие от
The Talisman или
Starblind в треке наличествуют довольно резкие переходы, слегка добавляющие треку динамики. Ну и к тому же чуть более выражена ритм гитара. И вновь не успеваешь заметить как более чем восьми минутный трек подходит к концу.
В начале
When The Wild Wind Blows гитарная мелодия вгрызается в мозг уже спустя десяток секунд и не отпускает.. да фигушки, никогда она уже не отпускает. Я текст не читал, хотя на архивах он уже доступен, пока не пришло время с ними разбираться. Но по атмосфере трек настолько позитивно-воздушный, что добрая улыбка сама по себе всплывает на лице. И каждый элемент, каждый гитарный штришок, каждая нота взятая Брюса поддерживает эту атмосферу. Кстати и тут Брюс звучит чуть нехарактерно для себя.
When The Wild Wind Blows мне кажется даже ближе к
Coming Home, чем к четырём предыдущим трекам.
В первую очередь хочется сказать о том, что я не припомню ни одного альбома ни одной команды, где 8ми - 10ти минутные треки пролетали бы на одном дыхании, как 3ёх минутные боевики. Это что-то невероятное.
Ритм секция звучит настолько едино, что начинает казаться, будто МкБрэин и Харрис буквально срослись вместе.
Гитарная работа всех троих: Герца, Мюррея, Смита выше всяких похвал. Каждый привнёс в музыку ту нужную долю своих идей, чтобы в итоге вышел столь гармоничный материал при таком разнообразии.
Здесь вам и эксперименты, и возвращение к корням, и баллада, и продолжение ближайшего творчества, и, что безусловно самое главное, огромный шаг вперёд. На 15ом полноформатнике это дорогого стоит. И всем, говорящим, что "
Iron Maiden уже не те", "пора на покой" и т. д. и т. п. просто пора бы уже понять, что при нынешнем составе, скорость развития группы превышает периоды 80-ых, 90ых в 2-3 раза. Если до 2000го года можно было абсолютно спокойно поделить творчество
IM на периоды по 2 - 3 альбома, то все 4 альбома нынешнего десятилетия по сути стоят особняком друг от друга.
The Final Frontier занимает достойное место среди великих работ величайшей команды. Запредельный, космический уровень.
10/10Альбом года.