Antichrisis - Cantara Anachoreta 1Проблема, с которой группа, как я понял, разобралась уже на втором альбоме, у этого очень простая: при стилистическом разнообразии, царящем здесь, есть один жанр, который музыкантам не очень удаётся. Это, собственно, металл. Нет, я понимаю, что пластинка сочинена и сыграна одним человеком (так что отвратительные программные ударные и кошмарная гитара в наличии, но этого можно было ожидать от альбома с такой датировкой), но ведь все куски, что без дж-дж получились, а вот что с дж-дж — нет. Но мелодика любопытная, вокалы приятные, а крен в фольклор лично меня только радует. А готика… Ну вот смотрите, как в заключительном треке мужик почти рыдает! Прямо как в Sopor Aeternus! Очень готишна.
Autumnblaze - DämmerElbenTragödie 2Тут тоже сшили альбом из обрезков разных жанров и среди них попалась и тухлятинка. Всё хорошо, пока не начинаются блэковые фрагменты. С каким изяществом написано всё остальное и насколько же примитивно звучит блэковая дребезжалка. Впрочем, не страшно, достоинства перевешивают недостатки. Альбом выполнен в духе моей любимой Angizia: флейты, театральность, вокальное разнообразие. Кайф же!
Beyon-D-Lusion - Intuispection 1Стереотипный модерновый бабоготик с заездами даже на территорию альтернативы, но с одним нюансом: офигительным женским вокалом. Барышня поёт умопомрачительно, но, увы, ей не удосужились написать подходящую к её возможностям музыку. Конечно, она и сама тут ничего так вытворяет, но если бы к такой даме приложить хитовый материал — было бы вообще высший сорт. А так вышло очень посредственно. Но баба — огонь. Ух.
Con Anima - The Book Of Riddles 2Я специально перепроверил: вокалист у группы один. То есть все мужские партии спеты одним ртом. А теперь вопрос: так какого же хрена часть из них звучит офигенно, а часть — отвратительно? Нет, в целом-то я понимаю причину: так как чувак старается петь на разный манер, периодически он попадает в нормальную позицию и там звучит отлично, зато как только он из неё выскакивает — туши свет. Зато С ДУШОЙ! Нет, правда, это даже не раздражает: материал богатый, идей у музыкантов было полно. И не ограничься они дебютом, кто знает, может, вылупилось бы что-то шедевральное. А так — получилось что-то любопытное, но было мгновенно свёрнуто. А какой мог быть слон!
Dawn Of Dreams - Amber 3 ОЦСТо, что принято считать готичным металлом из девяностых. Я правда подобную музыку среди себя классифицирую как Dark Metal, хотя, честно говоря, оба тега довольно дурные и я их не люблю. Но я бы честно говоря вообще почти всех здесь присутствующих в неформат разжаловал, будь моя воля, поелику под мои категории готик мэтла мало кто подходит. Не важно, впрочем. Давайте про Dawn of Dreams. А у них типичная для того времени картина: суперский материал, реализованный очень плохо (через очко, если быть совсем уж правдивым). К сожалению, в те времена EZDrummer ещё не придумали, а потому программные ударные у всех групп той эпохи звучат омерзительно. Это сейчас любой школьник на Ютубе нащёлкает таких барабанов, что не каждый их от живых отличит. А эта мерзкая драм-машина… Тьфу. Да и вообще записан альбом очень жидко: вокалист явно не справляется со своими партиями, не хватает ему мощи, на которую он претендует. Гитара тут и вообще типичная вата, какую писали все группы, у которых не хватало денег на нормальную студию. А уж клавишные… Какой же голимый MIDI-пластик. И всё же: почему три? А потому, что при сиволапой реализации, материал-то — настоящий бриллиант. Барочный романтичный металл с изысканными мелодиями, западающими в самое сердечко. Кроме того, если бы Dawn of Dreams были одними такими буратинами — я бы, может, раз[мат->бан]ился и не натянул единичку. Но тут каждый первый гость из девяностых щеголяет таким паскудным звуком. А потому примем этот баг за фичу и не обратим на него внимания.
Decoryah - Wisdom Floats 2Очень сильно посмеялся от того, что группа заключила контракт с Metal Blade аж на семь альбомов, но благополучно распалась после второго. Вообще группа занятная: я бы их тоже в готику не записывал, но вот тут даже и Dark Metal не присобачить. Честно говоря, звучит всё так, если бы Procol Harum прикрутили себе дисторшн, сильно-сильно замедлились и стали играть более криво. Но этот вайб олдового батя-рока с психоделически-прогрессивным налётом, каким его видели молодые финские говнари, очень украшает эту музыку. Но причём же здесь готика?
Diathra - My Endless Sorrow 1Для меня кажется какой-то фантастикой, что некоторые товарищи, видимо, излишне утомлённые умнодэтом, считают, что все предыдущие конкурсанты не заслуживают двойки и выше, а вот эти вот — да. Но за что? Тут неплохие и в меру приятные мелодии, но мастерство у музыкантов, так скажем, среднее. Вокалистка поёт неплохо (вокалист — плохо), зато с невероятным акцентом. БЬЮТИФУЛЬ! В общем, получился такой Theatre of Tragedy для непритязательных. Миленькая музыка, но одноразовая и уж точно не превосходящая некоторых предыдущих товарищей.
Dies Irae - Etherial 1Я устал, босс! Устал искать готику там, где её нет. Что я слышу на «Etherial»? То, что до Мексики дошёл дебютник Katatonia и там его творчески переосмыслили. Настолько, что вставили в свой альбом цитаты из него, а там, где не Katatonia — там вообще хрен поймёт что, местами чуть ли не павер. А ещё здесь ужасающий чистый вокал, что вообще-то удивительно, потому что другие музыканты явно понимают, что они делают, особенно барабанщик. Почему единичка? Потому что там, где нет чистого вокала, там вполне такой неплохой Katatonia-metal, не лишённый обаяния. А я люблю подобный сорт музыки. А ещё тут есть скрипочка, а если есть скрипочка — я покорён.
Elegeion - Through The Eyes Of Regret 1Тут тоже чудятся мне элементы Katatonia, но это, конечно, готхиц: ведь здесь есть баба! А ещё есть уморительно смешное фото группы на Архивах, где вся готичность катится коту под хвост. Девочка, кстати, поёт очень годно. Проблема в том, что музыка здесь, когда делают дж-дж, в целом очень однообразна и заунывна. Нет, само собой, последнее диктуют рамки жанра, но песни между собой очень схожи. А вот когда появляются всякие (псевдо-)оркестровые аранжировки — вот тогда становится любопытно. Изысканно-барочное настроение тоже вытягивает этот альбом, так что хоть гитара и жужжит один и тот же рифф на протяжении всего хронометража, но делает она это ровно так, как мне в целом нравится.
Elizium - Relief By The Sun 3 ОЦСВсегда было любопытно, чем занимаются группы, у которых между основанием и дебютным полноформатом имеется значительный временной промежуток. Вот у этих — аж пятнадцать лет. Впрочем, я дебютник не слышал, но обязательно буду: попавший в этот тур второй альбом мне именно не то что зашёл, а прямо залетел. На мой взгляд, недостаток вообще тут ровно один: омерзительный визуал. У группы отвратительный логотип, а обложка — и вовсе истинное мучение для глаз. Зато по музыке — никаких вопросов. Собственно, это такой сильно утяжелённый готик-рок, вернее, готик-рок, которому сделали ритм-секцию поумней, придали помпезного звучания за счёт всяких клавишных аранжировок, а также прикрутили чёсовую металлическую риффовку. А главное — шикарный вокал. Нет, он не шикарный. Он просто офигительный.
Eterne - Deadauthor 0Вот он, классический готик-металл. Он наследует и готик-року, и дарквейву, а ещё от себя добавляет тот самый вайб из девяностых: паскудные ударные, хреновенький вокал (он явно пытается быть похожим на Элдрича или там того же МакКоя, но не хватает мощи и умения петь, а не говорить по нотам). Пустенько и грустненько (в плохом смысле слова)
Havayoth - His Creation Reversed 2Слушаю я, слушаю этот Havayoth — чую, чем-то проговым пованивает. Полез смотреть, кто же это и откуда, а там — ба! — Винтерсорг. Ну, теперь многое стало ясно. Занятно, что я его вокал не узнал сперва — слишком уж он закосил под Питера Стила, только за вычетом мощных стиловских низов, зато с фирменной винтесорговской шепелявостью. Хотя большой вопрос — металл ли это в принципе, поскольку музыка-то больше походит на что-то в духе XIII.stoleti, но с сильными прог-шмок влияними, особенно вылезающими в соляках. А ещё клавишные тут знатные, да и мелодиями не обделили.
Hefeystos - Psycho Café 1Ещё одна вариация готик-рока, сыгранного металлистами. И это хорошо — приятно, что в туре не только лишь постылый бабометалл, но и тот драйвовый рок-н-ролл, которым в первую очередь является первородный готик-рок. Жаль только сыграл Гефест хоть и разухабисто, но косолапо. Зато это тот самый случай, когда восточноевропейский прононс вокалиста хоть и баг, но в данном случае фича — ну чисто Дракула-Лугоши наваливает рок.
Interitus Dei - Unholy б/оА теперь позвольте. Я всё объясню. У меня с этим альбомом случилась любовь с первого взгляда: шёл как-то по магазину, глядь, лежит себе такой диск с прикольной обложкой. Я его схватил, ну и всё. Умом-то я понимаю, что сыгран и записан «Unholy» мягко говоря рукозадо — мягко говоря специфический (хотя прикольный) мужской вокал, стрёмные ударные, аховые гитары. Только баба и скрипка хоть как-то прилично звучат. Зато… Ну не знаю, прёт меня здесь каждая песня. Хит же на хите! Просто не только лишь все могут до этих хитов докопаться сквозь говно и палки, из которых выстроен саунд Interitus Dei. Группа, кстати, жива и что-то даже записывает, но такой вот альбом у них один: с женским вокалом и скрипкой. А ещё здесь угарный кавер на Карла Орфа, под который хочется лапти разбить о пол.
Light Of The Morning Star - Nocta 3 ОЦСОх и удивился же я, посетив страничку проекта на «Архивах»! Во-первых, лейбл: я привык, что Iron Bonehead — это блэк или около того. Во-вторых, то, что «Nocta» создана одним человеком. Что же, должен сказать, что по всему выходит одно: анонимный мистер О-А невероятно талантлив, раз ему удалось растолкать локтями крашеных козломольцев и в одно лицо создать столь плотную и интересную работу. Вот именно то, что я хочу называть готик-металлом — вайб дэт-рока, готик-рока, атмосфера винтажных ужастиков про вампыров, пульсирующая ритм-секция, но при этом металлическая часть не просто сильно утяжелённая гитара, а осмысленные мелодии с использованием жанровых выразительных средств. Под эту музыку хочется терзать зубами яремные вены юных дев.
Little Dead Bertha - Two Sides 2Как жаль, что Forgive-Me-Not не прошли — составили бы «Берте» великолепную компанию. Ох этот русский «готик» конца прошлого века — наивный, косолапый, но такой душевный. Будто бы джентльмен нарядился в изысканный фрак, но забыл снять лапти и картуз с цветочком. Но хочу сказать, что наш-то посконный «готический» металл на фоне европейских образцов той же эпохи не то чтобы сильно хуже. Сыграно и записано спорно? Ну так посмотрите выше, там таких целый пучок. Но как же тут мило гундосит вокалист, как очаровательна скрипка, как цепки, в конце концов, простенькие мелодии. Драйв, опять же. В общем, умом понимаю, что ставить тут надо шиш с маслом, но сердцем голосую за двойку.
Maelström - Maelstrom 2Как всё-таки сильно влияют стереотипы. Ну вот казалось бы, где стоит играть готику? Конечно же в Англии — туманный Альбион, мрачные улицы Лондона, вот это всё. В Скандинавии тоже недурно — у них там холодно, снег и алкоголизм. По той же причине и Россия тоже сканает. В Германии сам бог велел — не романтизмом возьмут, так хоть латексом и сексуальными извращениями. Французы все такие из себя изысканные — тоже пускай рядятся в жабо и прочие кружева, сойдут. Но Бразилия… А тем временем, вполне себе готик, причём тот самый, на который я неоднократно уже ссылался — не бабский вой и не стилевая мешанина, которую просто хрен пойми как обозначить, а именно что готик-рок а-ля классик, но с дж-дж. Да, спето и сыграно не идеально, но тут уж надо просто смириться.
Mordor - The Earth 1В Польше очень сильная готическая сцена, но в данном случае «сильная» — это всего лишь многочисленная, а не качественная. Ну есть там пионеры и культ Closterkeller, но они всегда были хоть и прилежной, но средней такой группой. И вот ровно такое отношение у меня ко всей этой польской грядке в лице Delight, Artrosis, Moonlight, Cemetery of Scream и прочим. Чего уж говорить о тех, кто стоит во втором эшелоне. Вот Mordor с Hefeystos выше — именно оно и есть. Вроде и есть, что ковырнуть, но не так уж много, как хотелось бы. У «Гефеста» есть драйв и угар, зато у «Мордора» вокалист на две головы выше. Но по итогу результат один — единичка.
Myriads - In Spheres Without Time 3 ОЦСЯ не знаю, как так вышло, что хотя название группы я слышал, но саму её не слышал. А ведь с ней вполне себе собирается Big Four норвежского бабоготика. Вот только отношение к тем трём, что в эту четвёрку претендуют войти, у меня… странное. The Sins of Thy Beloved я искренне не люблю и считаю их пошлой, звеняще пошлой группой. Theatre of Tragedy я не люблю ещё более искренне. У Tristania же обожаю первый альбом, но вот второй, который многими почитается за самую писечку, аж кющать не могу. А вот Myriads… Ох, он не просто залетел, он меня просто порвал! Какие тут мелодии! Какой тут женский вокал! А главное — музыка-то не проста, а обладает ощутимым креном в прог.
Myriads - Introspection 3 ОЦСА второй-то оказался ещё круче! Музыка стала комплексней, вокалы — ещё круче. Когда услышал мужской чистый — даже специально проверил, не затесался ли сюда случайно Недланд из Solefald (я после готичного Винтерсорга уже был готов к удивлению). Но нет, хотя тембр и манера очень похожи. Струнные; долгие и интересно развивающиеся песни; великолепные клавишные аранжировки — это не просто тройка, это тройка с плюсом. Волшебный, фееричный альбом. Как я только жил все эти годы, тайно обожая бабометалл, но ни разу не слыша Myriads?.. Как хорошо, что это упущение наконец-то исправлено.
Nefilim - Zoon 0Я вот тут ссылался на тех, кто играет металл, ориентируясь на классиков готик-рока. А вот что делать, если сам классик приходит и начинает играть… А чего вот он играет? И на кого ориентируется? Я знаю, что сам МакКой включает «Zoon» в дискографию FotN, и какая-то часть альбома, само собой, ну да, именно что утяжелённые «Поля» и есть. Но как быть с тем, что эта часть в «Zoon» не большая, а остальное — это что-то ближе к Fear Factory, а готичного в этом, кроме шляпы Карла, как бы особо и нет. Очень странная, в общем, пластинка. Я не смог её прожевать и то время, когда знакомился с дискографией оригинальной группы, да и сейчас не смог. Безусловно, она переполнена различными интересными идеями, но все эти идеи не складываются в музыку, которая была бы мне по душе. Так что не моё. Уважительный ноль.
Öxxö Xööx - Rëvëürt 3Эта… группа? проект? В общем, это арт-явление было у меня в шорт-листе рекомендаций, но я, как выяснилось, слишком люблю пожевать говнеца, так что принёс на лопате Interitus Dei. «69» (если кто не в курсе, то именно так переводится название группы с их артланга) — это не только интересная навороченная музыка, но и навороченный интересный концепт, который мне по душе. Мне нравится и сама идея музыки на полностью вымышленном языке, и их визуальное воплощение — грим и костюмы для фото и концертов (да, вы удивитесь, но «Оксо ксокс» ещё и играют живьём!). Ну и сама музыка не подкачала. Понятное дело, что в готику их записали по принципу «ну надо же это хоть куда-то посчитать», но это — очень хороший пример умной, нехитовой музыки. Тут всё продумано до мельчайших деталей — даже узнаваемый саунд а-ля «истеричный кирпич» авторства Готье, к которому прицепились некоторые уважаемые господа, лишь усиливает предлагаемую коллективом музыку.
Painted Black - Cold Comfort 3Вот уже десять лет как я знаком с этим альбомом (сами догадайтесь, под влиянием кого произошло знакомство). И всё это время я никак не могу понять, а что же тут, собственно, от Moonspell? Группы роднит разве что страна, ну и… всё. Нет, если очень постараться, то можно сопоставить риффовку одних и других, сказать, дескать, саунд-то тут вообще как у «Антидота». Но всё это попахивает натягиванием совы на глобус. Painted Black всё-таки ближе к думу, да ещё и от прога хватили немало. У Moonspell же готика — это синти-поп, только сыгранный не по-синтипоповски. Короче, я изо всех сил пытался найти в этой группе клон Moonspell, а в итоге полюбил просто так. Вот второй альбом мне совсем не понравился, но «Cold Comfort» — прямо в самом corazon (знаю, что это по-испански). А ещё вокалист-то гроулит покруче Фернанды. Причём гораздо. В чистоголосье, конечно, проигрывает, ну да и ладно.
Regardless Of Me - The World Within 2Лучше бы Антон посоветовал Forgive-Me-Not, честное слово. Не, итальянцы отличные, девочка у них на первых двух — вообще огненно поёт. Но готики здесь — яухин. Вообще. Модерн — да. Ещё и с некоторыми прикольными проговыми влияниями. Но я бы на месте крупье такой совет ещё на подлёте сбил — слишком уж неформат-с. Пара медляков всё-таки в готику «The World Within» не определяют. А так-то альбом хороший, мне понравился. И то, что после у них пошло, мне тоже понравилось. Не трёшка, но совет, определённо, ценный.
Savn - Savn 0Когда я послушал этот альбом в год его выхода, у меня возник вопрос, на который ответа так и не нашлось: нахрена, имея уже одну группу, играющую невероятно тягомотный и унылый бабометалл (cиречь Midnattsol), создавать ещё одну, играющую ТАКОЕ ЖЕ. Я не люблю Лив Кристин, но у её сестры поиск себя в музыке выходит ещё хуже. Savn — это пример совершенно стерильного форматного металла, в котором не за что зацепиться ухом. Вокал у младшей Эспенес такой, среднестатистический. Тут всё такое — среднестатистическое. Соевый металл, почти идентичный натуральному.
Sundown - Design 19 2Занятно: вот как раз Sundown я вполне готов счесть за формат, но его почему-то таковым не считают «Архивы». По крайней мере я так и не смог понять, почему именно этот проект там отсутствует. Ну да, электроники многовато, но знаете ли, в некоторых культовых альбомах («Wildhoney») металла ещё меньше в пересчёте на количество песен! А так-то что, вполне такой танцевальный готик, который одновременно на два стула уселся — и к готик-року под бок подвалился, и к пост-индастриалу. Хитовый, с хорошими клавишными, а главное — звучащий до сих пор вполне современно, несмотря на то, что рождён в девяностых.
The Equinox Ov Gods - Fruits And Flowers Of The Spectral Garden 3Я просто очень сильно люблю эту группу и очень жалею, что активность у них очень слабая: уже десять лет как жду полноформат после роскошного миньона «The End of Days». У группы очень крутая книжно-кинематографичная атмосфера, которая складывается из очень прикольного театрализованного вокала, всяких клавишных наворотов, ну и самих мелодий, которые звучат как саундтрек к Мартину Пику (трилогия «Горменгаст»). Навороченная, в меру авангардная, разнообразная и нескучная. Группа вполне уникальная — что-то похожее играют ещё The Vision Bleak, явно продолжающие то, что начали TEOG, но поди найди ещё кого-то — не получится. Роскошная группа, шикарный альбом — с большим удовольствием переслушал и его, и всю дискографию.
The Provenance - How Would You Like to Be Spat At 3 ОЦСШтош, к концу списка наконец-то нашлась группа, которую хоть и можно приписать к бабометаллу, но поступить так — это значит совершить ошибку. Да, здесь есть женский вокал, но это отнюдь не сладенькое сопрано дамы в корсете, да и музыка The Provenance в сравнении с теми же Savn, как апогеем titty metal, это как сравнить космический корабль и телегу с ослом в упряжке. Принадлежность группы к готике, конечно, очень спорная, так как это вполне себе прог, но очень и очень мрачный. Ну и очень атмосферный, этого тоже не отнять. Мне очень понравилась пластинка, обязательно послушаю и остальные три альбома.
To Cast A Shadow - All Alone 0Те же проблемы, что у Savn, только вокалистка тут гораздо сильнее, но больше отличий особо и нет. До ломоты в зубах обычный металл с бабой, который и принято записывать в готику, хотя на деле-то это просто рок с дисторшном. Если уж вы берётесь играть такую музыку — вам нужны хиты, чтобы слушателя сразу цепляло. Но тут — умеренный скандинавский тяжёлый рок без каких-либо ярких моментов.