Вчера зашёл в книжный магазин и увидел книжку "Пособие для комментариев на metalarea.org: краткое описание всего на свете", открыл на букву "Р". Вот что там пишут про Ромштайн:
ЦИТАТА
"...коллектив сей по Mutter включительно - труе и классикоЪ!!11, не обсуждается. Reise, Reise переходный, но оооочень интересный альбом, который после экспериментов (удачных и не очень) с гитарным боем и "географией для самых маленьких" просто припечатывает завершающими четырьмя треками [последний мой любимый у группы - подумал я, читая книжку]. Если описывать следующий Rosenrot кратко, то подойдёт вот так - какое-то недоразумение. Эпоха Liebe Ist Fur Alle Da принесла группе осознание надвигающейся пенсии и сознательную ставку на провокативность - которой и раньше, казалось бы, хватало с избытком, однако она сосуществовала вместе с классной музыкой, теперь же осталась на переднем плане и, зачастую, без этого прежнего соседства. Взгляд на то, каким теперь должен быть репертуар, отражён и в трек-листе: лучшую песню альбома (и одну из лучших у группы в 21 веке) "Donaukinder" вообще засунули в бонусы. В остальном оценка повторяет "Rosenrot".
Эпоха 2019 года характерна тем, что совершенно никто (по крайней мере, из вменяемых фоннадов) уже ничего не ждал, т.к. полное неверие хотя бы во что-то после 10 лет молчания совершенно логично и объяснимо. Закончилось всё лучшей песней-клипом (было множество гораздо лучших отдельных песен, но тут отделить одно от другого не получится - и это прецедент) в истории группы, чем было продемонстрировано, что такое прыгать выше головы (сугубо неожиданное для старцев физическое упражнение). Также мы получили хитовый "Ausländer" и пару интереснейших находок (ага, "Puppe", "Diamant"), остальное вот только уровнем значительно пониже. Тем не менее, альбом получился в целом. А этого с 2004 года не наблюдалось.
Ну что, правильно всё в книжке пишут... Про 2022-ой год только ещё нету, старое двадцатьвосьмого-апрельское издание. А нужно ли что-то про него говорить? Нужно. Альбом вышел интересным и, как ни странно, слепленным почти точь-в-точь по канонам прошлого. Чё же тут странного? То, что одинаковых альбомов у группы я припомнить не могу.
А вот посмотрим. Открываем в левой панели Тотал Коммандера (олдфагам превед!) 11 треков предыдущего альбома, а в правой 11 треков нового и начинаем перекрёстно бомбить. Параллелей много, спасибо, что хотя бы не номер в номер. Затравка к альбому - первый "серьёзный" трек "Zeit" и клип на него теперь лиричные (умные немцы понимают, что второго подряд динамичного "Deutschland" сделать не получится). Клип красивейший (жаль, что не спросили меня про кадры с родами - я бы не разрешил), трек неожиданно "взрослый" и соответствующий теме безжалостно сметающего всё времени. В музыке слышится "Ohne Dich", но это не самый плохой выбор для самоповторов, поэтому очень понравилось. Грешным делом я подумал, что Раммы вообще в целом повзрослели, чего бы хотелось... Но нет, далее всё по стандартной схеме. Второй трек "для дискачей" (и клип на него) традиционно стёб и ирония, и даже темы сцены очень похожи ("Radio" на прошлом альбоме, "Zick Zack" здесь). Ухающе-разудалый (годно!) рифф "Angst" офигительно так напоминает тоже классный Аусландер. Зачод. Далее похуже. Очередная пара: присутствует трек с выходом Тилля из своей вокальной тарелки в соседнюю непривычную чашку ("Puppe" на прошлом, "Lugen" здесь). Не может не значиться ответственный за провокацию трек: помимо наличия её в текстах или клипах на другие вещи, этот провозвествует уже своим названием (на прошлом "Seх" (неожиданно, да?), на этом сразу два кандидата - "Dicke Titten" и песня про кондомы). Прямых аналогов прекрасному "Diamant" с прошлого на новом нет (хотя вот в "Schwarz" структурно есть некоторые аналогии). А ещё закрывашка прошлого "Hallomann" показалась похожей на открывашку нового "Armee Der Tristen" (новая лучше). Остальное для меня (в обоих альбомах) всё же скорее филлеры, в художественных свойствах которых разобраться сложно, потому что прослушиваешь и сразу забываешь. Хотя вот "Adios" ещё достойная закрывашка, в ней отчётливо слышится тоже финальная "Nebel" (хотя уровень, к сожалению, далеко не тот). Ещё один интересный момент - не могу отделаться от прямого ощущения в "Lugen" композиции "Follow The Cops Back Home" от Placebo (только похуже и с вокалом Тилля), хотя эти поля для гольфа, конечно, вообще разные.
Резюмируя, напишу то же, что значилось в книжке про 2019 год. Да, и этот альбом тоже получился
в целом, несмотря на имеющиеся минусы и повторы. Ожидать же большего в наше время одноразовых релизов - стремление достаточно серьёзное.