Свою all-time любимую группу я услышал в 1992 году. На тот момент, и ещё на протяжении лет трёх-четырёх в фаворитах у меня были
Queen, а к миру тяжёлого металла я постольку-поскольку причащался с помощью - внезапно! -
Iron Maiden и
Metallica. Во всём этом в те далёкие и информационно тяжёлые годы очень помогали лотки с польскими кассетами, стоявшие на каждой станции метро и продававшиеся в ларьках через один. Но первую запись
Helloween я добыл вовсе не оттудаб а от школьного товарища, и был это сборник
The Best The Rest The Rare. Не буду врать, что был сразу же поражён до глубины души. Нет, я был приятно удивлён мелодизмом, с удовольствием подрыгал ногой под Victim Of Fate, Ride The Sky, I Want Out и Future World, но, всё-таки, это в ту пору было для меня ещё тяжеловато. То есть Железную Деву я в ту пору слушал уже нормально, но ту же Металлику клял за "испорченные", как мне тогда казалось, перегрузом части, особенно в балладах. Как ни крути, но арт- и хард-рок, на которых я вырос, так просто свои позиции сдавать не желали.
Как бы то ни было, тут главное - начать, и за следующие пару лет я изрядно поднаторел в прослушивании тяжмета, добравшись даже до
Cannibal Corpse, и вообще скупая кассеты в больших количествах для расширения кругозора. Тут-то мне и попалась запись
Pink Bubbles Go Ape. Всего за несколько месяцев я заездил её в прямом смысле до дыр, мне даже пришлось освоить высокое искусство склеивания плёнки. Информации о группе не было практически никакой, и я курсировал по самым злачным в кассетном смыле местам города в поисках новых альбомов группы с периодичностью лондонского метро. Информации не было практически никакой, поэтому оба "Кипера" и "Иерихонская Стенка" с "Хамелеоном" были взяты не глядя, что называется, отрывал с руками. Потом, изрядное время спустя, с интересом сличал записанное с текстами песен и узнал, в частности, что на "Стенке" не хватало четырёх песен и был попутан порядок, на Хамелеоне не было I Believe и Crazy Cat, а вот "Киперы", напротив, даже с бонусами попались. Вот в то время меня и накрыло по-настоящему. Именно тогда я начал учиться бреньчать на гитаре, и "сдвоенные" партии Вайки и Ко приводили меня буквально в экстаз. Это было гораздо, гораздо круче, чем Iron Maiden, "Стенка" не уступала в тяжести "Kill'em All" и вообще музыка группы обладала сумасшедшим драйвом, подобного которому я так и не встретил ни у одного коллектива за все эти годы. Воистину, это была любовь не с первого, но со второго взгляда, не менее искренняя, но избавленная от многих ошибок.
В дальнейшем мне удавалось покупать выходившие альбомы практически сразу. "Повелителя Колец" я купил под конец 1994го, "Время Клятвы" - весной 1996го, а потом и вовсе стал сразу брать компакты (пиратские, естественно, соотношение "стоимость фирмы/мои деньги" меня тогда не устраивало совершенно. Так были приобретены БТР, Джукбокс и Дарк Райд? причём последний я покупал дважды, ибо в первый раз попалась промка с "половинными" версиями песен, хатихавшими после второго, в лучшем случае, припева, да и Кролик был десятипесенный... а всё жадность моя и нетерпение! Наследие в пиратском варианте уместилось на одном диске,а вот уж Гэмблинг я сначала скачал, а уже потом, не торопясь, взял лицензию. Что-то мне подсказывает, что и с новым альбомом будет так же, едва ли он не появится в сети до своего выхода в наших палестинах.
Но это всё лирика, так сказать, история группы в проекции на мою жизнь, а сейчас я попробую пройтись по альбомам и поведать, что же в них такого замечательного, что, по моему нескромному мнению, в созданном группой стиле у них так и не нашлось ни достойных подражателей, ни конкурентов, и даже лучшие коллеги по цеху либо играют нечто максимально удалённое в рамках жанра, либо смотрятся натуральным детским садом в попытках (нередко удающихся!) играть быстрее, разнообразнее, мелодичнее и так далее.
Helloween 1994 + Walls Of Jericho 1985 + Judas 1986Сознательно смешиваю их в одну кучу, ибо материал во многм схожий, да и впечатления от этих работ я получал в одно время, к тому же часто они так и выходят на одном диске.
Интро в Starlight, если хотите, задаёт настроение всему дальнейшему творчеству группы. Ибо тыкв всегда отличало здоровое чувство юмора и полная уверенность в том, что они делают. Связка Starlight/Murderer/Warrior монолитна, моторна и мощна. Для большинства групп эти песни справедливо считались бы подлинными хитами и "золотым" материалом, но у тыкв они всего лишь подводят к первой главной теме - Victim Of Fate. Яростная, отчаянная и местами беспощадная, со сменами ритма и настроений и примерно миллионом риффов, с помощью которых некоторые могли бы записать не один альбом. Техника и скорость игры для дебютника просто зашкаливают. Идей - вагон, по-моему, парням труднее всего было из них выбирать и, скрепя сердце, некоторые всё же выкидывать. Да, из всего этого торчит, прямо-таки вываливается Iron Maiden, но усложнённый и утяжелённый фактически до предела. Cry For Freedom не может обмануть минорным балладным началом, развивающимся примерно как серединная ставка в предыдущей песне, и в итоге даёт-таки жару. За что люблю именно диск с тремя этими релизами - сразу за ней идёт Walls Of Jericho/Ride The Sky. То есть времени отдышаться - никакого. Наверное, это самая мощная песня на диске. Прнзительный вокал Кая как раз на ней раскрывается с самой сильной своей стороны. Просто взрыв эмоций, а когда на мостике перед последним припевом голос Хансена подчёркивается партией лидер-гитары... это оргазм. Это катарсис. Reptile. Возможно, слабейшая песня альбома, тем не менее, отличается почти трэшевым походом в ритм-секции, ну, и концовка фактически вытягивает всю песню на очень достойный уровень. Guardians - типичный такой трекб по нему хорошо можно создать впечатление о раннем периоде творчества группы - мелодично, тяжело, сыровато, но всё равно цепляет. Phantoms Of Death - скрытый лидер, hard winner, помесь трэша, NWOBHM и спида. Тревожный вокал, мощные гитары и, хоть убейте, лично я на промежутке 4:00 - 4:10 (да и в мостиках) слышу самый настоящий блэк. Того периода, конечно. Но тем не менее - жужжащие гитары и бластбиты. Metal Invaders и Gorgar - см. Guardians. Крепкие и мощные гвозди. Не гнутся, не ломаются, ай-нанэ-нанэ! А ещё и сакраментальная вставка из Грига... всё-таки грапов был далеко не первым, кто привнёс в музыку тыкв что-то из классики. Heavy Metal (Is The Law) - вот не очень понимаю, если честно, почему всякие мановаровские Короли метала - гимны, а это более чем годная песня незаслуженно забыта. Записанная как бы вживую, с выделенной бас-партией... Ну, и последняя кульминация - How Many Tears. Когда группа в первый раз приехжала к нам, стоявшие впереди люди сказали, что мне удалось переорать динамики во время её исполнения. Мелодика просто удивительная. смены ритмов одна за другой, тихая вставочка просто волшебна, а уж никак-не-кончающаяся концовка... шедевр. Judas можно смело записать в пару к Reptile.
Итог - 10/10 по умолчанию, но вообще это глупо оценивать цифрами. Это классика.
Keeper Of The Seven Keys pt. I 1987Краеугольный камень всего пауэра. Альбом, на который все адепты стиля должны молиться, нравится он им или нет - ибо именно он дал мощнейший толчок всему жанру. Интро-Инициация, первое в целом ряду таких вступлений на разных альбомах группы, срывается в полную, хлещущую через край энергией I'm Alive.
You got so much power inside, so cry it out, my friend!! - и припев невозможно не подхватить. Кстати, совершенно не могу представить, как бы с этим материалом справился Кай. Боюсь, что на выходе получалась бы вторая, но более лёгкая Стенка. А Михаэль сумел придать совсем иное звучание всё тем же во многих местах риффам. A Little Time - яркий пример уже нового Helloween. Кардинально иной подход ко всем компонентам, а "тикающая" вставка просто гениальна. Twilight Of The Gods - ну, это уже почти happy helloween. A Tale That Wasn't Right, возможно, главная баллада группы. Есть вещи, которые мне нравятся больше, есть просто более личные песни, но это - культ и взрыв эмоций. Future World... а надо ли о ней что-нибудь говорить? Гениальная от и до песня, один из главных хитов группы. Halloween. Здравствуй, эпик. Скажите, кроме мейденовской Rhyme Of The Ancient Mariner, были на тот момент такие эпики в металле? При этом тыквенный вариант очень самобытен, совершенно не похож на вещь британских коллег. Опять целая авоська риффов, проигрышей и соло, разбросанных по песне с поистине невиданной щедростью. Follow the Sign - тягучая, улетающая мелодия, прямой мост к следующему альбому.
Итог - 10/10 по умолчанию, или та же классика.
Keeper Of The Seven Keys pt. II 1988Споры о том, какой из киперов лучше, наверное, не утихнут никогда. Для меня лучший - однозначно второй. первый чуть глуховат по звучанию, и, что самое важное, гораздо короче при одинаковой насыщенности хитами. Второе Интро-Приглашение медленно разгоняет Орла. На Eagle Fly Free оторвались все - и бас (многие ли басисты играли тэппингом в то время?), и ударные. You Always Walk Alone, антигимн Ливерпуля, как я её называю. Не самая выразительная вещь, возможно, худшая на альбоме, тем не менее, весьма напориста и всё равно запоминается "на раз". Rise And Fall - и снова здравствуй, юмор. Потешны не только тексты, но и многочисленные звуковые вставки по ходу, и концовка. Опять-таки "хэппи". Dr. Stein, обязательная концертная вещь любого состава и любых времён. Самая настоящая "стадионная" песня. Ну, и, опять же, юморная. We Got The Right - мощнейший антивоенный трек, с сильной лирикой и местами чуть ли не проговыми подходами. March Of Time - очень недооцененная песня. Понятно, что фанатами группы она очень любима, но если человека стороннего попросить назвать несколько лучших песен, то едва ли её вспомнят. I Want Out - на мой взгляд, второй (в хронологическом порядке) главный хит группы. Keeper Of The Seven Keys. Из всех эпиков Helloween это самая сильная часть. Самая цельная. Самая навороченная и интересная. Save Us - ещё один бешеный хит, написанный каем ещё в начале 80-х.
Итог - см.выше.
Pink Bubbles Go Ape 1991Не думаю, что потеря Хансена так уж сильно сказалась на этом материале. куда больше негатива приносит звук, запись глухая и тихая. И это после блестящего именно в плане саунда второго кипера! А Кай... что Кай? Грапов заменил его на "отлично". Начинается всё с раздолюайской миниатюры, давшей своё курьёзное название альбому. До сих пор не знаю, что они хотели сказать этой фразой? Два следующих трека, Kids Of The Century и Back On The Streets злы и напористы в лучших традициях, особенно цепляет первая. Number One - тут Киске уже явно готовит нас к Хамелеону. Вещь-то Вайки написал, но спето так, что это металл уже с большой натяжкой. Позивная и оптимистичная песня. А затем задорная Heavy Metal Hamsters, снова шутки, юмор, смех и где-то даже самокритика. Goin' Home и Someone's Crying совершенно отвязны и по-хорошему безбашенны, пусть и разным настроением. Mankind - недоэпик. Хорошая, мерная тема, с "длинными" гитарами, отличной в целом работой Грапова - но почему же такое короткое соло? I'm Doin' Fine, Crazy Man - необязательная вещь для альбома. куда лучше на её месте смотрелись бы некоторые песни с синглов. Ну, и два убойных хита под конец: едва ли не лучшая у Грапова The Chance с умопомрачительным соло и разбалладистая Your Turn, очень добрая и спокойная. Всё-таки альбом очень хорош, но запись...
Итог - 10/10 за материал минус балл за звук.
Chameleon 1993Самый противоречивый и самый разнообразный альбом группы. Кто-то клянёт его за лёгкость, но лично мне очень импонирует то, что моя любимая группа смогла показать себя с самой неожиданной стороны. First Time не предвещает ничего странного и внезапного, тяжела и задорна. When The Sinner тут же меняет положение вещей. тут даже металл найти сложно, больше это походит на прог-рок с нетрадиционными аранжировками. гитары тут скорее урашают мелодию всякими разностями, чем ведут основную линию. I Don't Wanna Cry No More. По музыке это могла бы быть кантри-баллада, но Киске спел её так, что стилевую принадлежность получившегося на выходе продукта я не возьмусь определить. Crazy Cat. Грапов молодец. не побоялся добавить духовых, и вышло какое-то полу-буги полу-рок-н-ролл. Очень неожиданное решение даже для этого экспериментального альбома. Giants - сильнейший трек, для понимающих людей - на века. Очередное гениальное соло выдал Роланд, но и Вайки ответил ничуть на слабее. Windmill. D целом, неплохая баллада, но эти тревожные клавиши в начале можно было бы развить куда интереснее, мне кажется. А получилась довольно стандартная акустическая вещь, впрочем, весьма вкусно аранжированная, по крайней мере, в плане гитар. Revolution Now - очередной сюрприз на ровном месте, тяжёлая, рваная, больная вещь, с тягучим басом Маркуса. Даже местами гранжевая, я бы сказал. In The Night - очередная позитивная акустика от Киске, больше тут особо ничего не добавить. Music же заслуживает всего внимания. Тут и просто божественная работа Роланда, и очень грамотно вставленные посторонние шумы, и опять-таки немного духовых, и очень сильный, на 100 % личный текст. Step Out Of Hell вроде бы задумана как боевичок, но аранжирована под хард-рок в лучшем случае. Как бы то ни было, мелодия цепляющая, и клавишные в начале весьма хороши. I Believe - послание миру от Михаэля Киске, эпичное, мощное, и не сомневаюсь, что искреннее. Longing - оно же, но тихое и трогательное. Я назову её лучшей песней альбома и лучшей балладой группы вообще.
Итог - 10/10 без всяких скидок на что бы то ни было.
Master Of The Rings 1994Здравствуй, новый старый Хелловин! Киске ушёл, да здравствует Дерис. Буду честен - покупая этот альбом на кассете в 1994м, я совершенно не понял, что у группы новый вокалист. Не знаю, хорошо это или плохо говорит о Дерисе. Итак, треья часть, Интро-Раздражение, и ... тот самый пауэр классических Киперов? Тот, да не тот. Ули Куш, заменивший безвременно почившего Инго, очень сильно добавил жёсткости. Теперь к power в стиле группы опять модно смело прибавлять speed. Рваные, моторные риффы Sole Survivor стали просто ураганным порывом свежего ветра. Where The Rain Grows изобретательна и прихотлива, с многочисленными брейками, опять-таки с возможностью порезвиться для всех музыкантов. Why? отчаянна чуть ли не до безнадёжности и слегка снижает градус атаки своей среднетемповостью. Mr. Ego - это пиршество Роланда, он тут и поёт, и делает с гитарой очень интересные вещи. Perfect Gentleman - да, снова шутки, юмор и смех. И интересная идея с затиханием и возвращением. Текст отличнейший. The Game Is On - снова хэппи, все радостно играют, всё кругом весело и позитивно. Secret Alibi - словно бы соткана из разных по настроению кусочков, она получилась какой-то уютно-тревожно-нежно-отчаянно-доброй. Take Me Home полна бешеной энергетики и высочайшего темпа, одна из лучших песен альбома, hard winner, как водится. In the Middle of a Heartbeat всем балладам баллада, чувственная и пронзительная как дЪявол. Ну, и очередной метал-гимн Still We Go на посошок, очередная песня без слабых мест и с очень уместным дополнительным вокалом Роланда.
Итог 10/10.
The Time Of The Oath 1996Мой любимый альбом коллектива. Без единого слабого места. Ни проходного риффа, ни сомнительной мелодии. Хит на хите, идеальная пропорция всех умений группы. Технически безупречно, записано идеально. Эталон. We Burn примерно так же безумна, как свист, начинающий её. Steel Tormentor блистает всеми частями, как новая машина. Wake Up The Mountain долго взбирается в гору, а потом взрывается вулканом. Power - главный хит группы номер 3. Forever and One (Neverland) - за такую балладу подавляющее большинство групп продадут последнее. Before The War наслаивает бесчисленные гитарные партии, держит отличный темп и создаёт нехарактерное для группы злое впечатление. A Million To One полубалладна, хорово-распевна и необходимо-позитивна. Anything My Mama Don't Like энергична, как новое поколение. Kings Will Be Kings - снова hard winner и моя любимая вещь с альбома. Mission Motherland - да, давно не было эпиков. Вот, пожалуйста, с эховыми распевками, играми с размерностью и свежестью идей. If I Knew - я в жизни не слышал клавиш лучше, чем органное соло в конце первого припева. The Time Of The Oath - снова эпик, снова короткое соло, латынь в конце (привет будущим опусам), хор, занавес.
Итог >10/10. Неповторимый шедевр.
Better Than Raw 1998F вот кому ещё тяжелее и быстрее? Скучали под старым временам? Получите и распишитесь, но старое теперь по-новому. Умышленно урезанная сюита в героическом ключе открывает нам фактически трэшевую Push, дав заодно Дерису как следует повопить. Falling Higher - типичный второй трек, мелодичный, не забойный, но быстрый, с изрядной долей "хэппи". Hey Lord как бы передаёт привет Why?, только позитивней и светлей в разы. Don't Spit On My Mind наоборот, смотрит в будущее, в сторону следующего альбома. Злая, непричёсанная, едкая. revelation - апофеоз работы Куша. Это явно его рифф. Молотобоец! Вообще, выкрутасы ритм-секции в этой песне можно и в "техникал" записать. всё могут, всё умеют. на концерте бы послушать. Time - полигон для возможностей богатейшего эмоционально голоса Энди. Довольно средненькая сама по себе, она раскрашена им во все цвета и оттенки. I Can жизнеутверждает. И делает это совершенно безаппеляционно. Handful Of Pain надрывна, маршева и таит в себе ещё одно потрясающее соло Грапова. Lavdate Dominvm, как я уже замечал в другой теме, долгое время была моей самой любимой песней вообще, безотносительно жанров и групп. Абсолютно "хэппи", с длиннющими проигрышами, и Энди так поёт эту латынь!... Back On The Ground (у меня бонусом на диске) заслуживает места на альбоме в оригинальном варианте. Особенно подкупает картинка к ней в буклете. Ну, и Midnight Sun... о ней я тоже недавно рассказывал. Кратко изложу - квинтессенция стиля. Как нужно играть спид/пауэр.
Итог 10/10.
Metal Jukebox 1999Здесь для полностью объективной оценки нужно знать и любить переигранные оригиналы. А я их знаю, но люблю далеко не все. Поэтому кратко скажу, что каверы на Скорпов, Jethro Tull, Аббу, Focus и Babe Ruth удались на славу. Переделки Битлов и Дип Пёрпл не получились совсем. Остальное - где-то лучше, где-то хуже. кавер на Жана-Мишеля Жарра тут бы отлично смотрелся.
Итог - без оценки.
The Dark Ride 2000Из Дерисовской эры самый спорный альбом. Многими превозносимый, многими же и нелюбимый. Да, самый мрачный, но далеко не самый тяжёлый. К сожалению (или это к лучшему?), послуживший точкой расхождения группы и немало давших ей Грапова и Куша. Так себе интро влечёт за собой и так себе "открывашку". Mr. Torture, по моему мнению, самая слабая первая, ударная вещь за всю историю группы. Дело, впрочем, моментально исправляется на All Over The Nations - в лучших традицях, всё-как-надо. А вот дальше идёт тот самый мрачняк, и если Escalation 666 превосходна, брутальна и безнадёжна, то Mirror Mirror, задуманная в том же ключе, проигрывает ей по всем статьям. If I Could Fly - главный хит группы номер 4. Salvation - один из немногих позитивных треков на альбоме, к тому же боевик. The Departed - снимаю шляпу. Лучший трек диска. Минорная, злая, "умирающая" и нехарактерно аранжированная. I Live For Your Pain - ещё один проходной трек, вместе с интро и Мистером Пыткой их уже 3. Но больше не будет. We Damn The Night даёт жару, полубаллада Immortal очень красива, а титульный эпик просто выносит к чертям. В начале мне даже чувствуется что-то от Хипокриси.
Итог 9/10. всё-таки для группы такого уровня 2 с половиной проходных песни из 12 - непозволительно.
Rabbit Don't Come Easy 2003Совершенно не имею к этому альбому претензий в духе "уже не то". Это очень солидная, крепкая работа. Как я прочёл в своё время в одной рецензии "тыквы на этот раз ничем не удивили, просто выдали ещё одну блестящую работу". Вот разве что... предшественник был слишком мрачен, тут же наоборот - слишком весело. Just A Little Sign, Open Your Life и The Tune плотно подогнаны друг к другу, боевиты, эпичны (третья) и позитивны даже несмотря на тексты. Never Be A Star передаёт привет Совершенному Джентльмену, а вот за Liar маркусу хочется пожать руку и в глаза посмотреть со значением. Разухабистая полутрешевая композиция немного напоминает Savage из раннего синглового периода, но тяжелее и бескомпромисснее. Sun 4 The World чуть добавляет мрачных красок, к тому же на ситаре потренькали, всё ж разнообразие. Don't Stop Being Crazy сильна текстом и вокалом Дериса, вытащившем довольно-таки заезженную идею на очень приличный уровень. Do You Feel Good - отвал башки. Мой фаворит на альбоме. Но, опять-таки, hard winner, ибо сначала воспринимается как нечто совсем простенькое и весёлое. Hell Was Made In Heaven - ещё одна отличная работа Маркуса. Чем дальше, тем больше он пишет хитов и просто хороших вещей. Back Against The Wall - письмо с прошлого альбома, отличная мрачная тема, которых так не достаёт этому диску. Listen to the Flies - очень заводная песня с наглядной демонстрацией возможностей нового гитариста Саши Герштнера. Ну, и Nothing To Say. как минимум интересная вещь, очень неожиданная в решениях и исполнении.
Итог 9/10. Поменять бы местами некоторые песни отсюда и с предшественника - было бы 2 шедевра.
Keeper Of The Seven Keys - The Legacy 2005Совершенно верно, это не третья часть Хранителя, это наследие всего, всё, что было накоплено к этому времени. Да, претенциозно, но кто тут боится ответственности? Тыквы точно не боятся в своём творчестве ничего. Но, тем не менее, первый трек явно задуман как продолжения Хранителя, и, как ни печально, уступает ему, и довольно сильно. Размаха не хватило, плосковато вышло. Invisible Man с "квиновским" соло - украшение первого диска. Born On Judgment Day несколько не стыкуется музыкой к тексту, но в целом удачный номер. Pleasure Drone - мидтемповый трек, выезжающий в целом за счёт припева. Миссис Бог - великолепная юмореска, особенно с клипом. Очередная неожиданная для группы тема, с блеском иполненная. Silent Rain в первую очередь обращет внимание на нетипичный текст о насилии в семье. Социальные темы редко трогают группу, но в данном случае вышел очень забойный боевик.
Второй лиск открывается изумительной от и до Occasion Avenue. От радио-интро (привет Starlight) до хоровой латыни в конце (шалом, Время Клятвы). А есть ещё дичайшая работа ударника в середине (гутен таг, херр Лёбле). Есть зубодробительные риффы. Есть такой симфонизм, что у мастера этих дел Кристофера Йонссона нервно выпадает сигарета. Light The Universe - если брать женский вокал, то по первому разряду. Кэнди и Энди спели сказку, а сказки все любят. Следующие 2 трека ни о чём более чем полностью. Их бы выкинуть, и можно было бы одним диском обойтись. Shade In The Shadows как будто из 1994го года к нам шагнула, непритязательна, но хороша, а Get It Up (Вайки своё дело знает крепко) - наш любимый "хэппи" для стадионов. Финальная My Life 4 1 More Day - очередной поклон Маркусу. Эпичнейшая вещица!
Итог 9/10. Достойная инвентаризация наследия с некоторой кучкой ненужного хлама.
Gambling With The Devil 2007Ну, неспроста же это лучший по отзывам на Архивах альбом группы. Мой разбор его по песням можно посмотреть в
теме с альбомом.
10/10, конечно.
Unarmed 2009тоже не буду разбирать и ставить оценку, скажу одно - мне было очень интересно услышать такие обработки песен. В этом весь цимес. А нужно это или нет - каждый сам для себя решит.