ну вот каф-то так. Музыка Аморфис, слова душевные.
Они никогда ещё не были так эпичны. Никогда доселе не звучали так изящно. Ни разу им ещё не удавалось сплести все свои многочисленные умения в такое красочное полотно, где уместен каждый узор и завиток. Они упорно и целенаправленно шли к этому все годы. Спотыкаясь, набивая шишки, пробуя новое, теряя и, потеряв, приобретая вдвойне! Сбивались с верного пути, ходили вокруг да около, словно не решаясь открыть, наконец , дверь. Но вот свершилось. Дошли, родные!
Эта работа, безусловно, вобрала в себя всё лучшее, наработанное группой за долгие годы. Пытливое (да и попросту знакомое с их музыкой) ухо без труда найдёт здесь первобытную фолк-мощь «Перешейка» и «Сказок». Прочувствует потаённое волшебство «Элегии» и затоскует от сентиментальности «Туонелы». Летящие гитарные переливы «Универсума» и даже крепкие роковые аранжировки «Солнца» — всё это здесь, и всё замешано на живой воде последних трёх альбомов. Но никогда, повторюсь, никогда ещё всё это не сосуществовало друг с другом на одной записи и в идеальных пропорциях.
Йоутсен, конечно, замечательный молодец. Его сочный гроул и умение переходить с него на чистый поражали и раньше, но здесь это просто какой-то новый уровень. Кажется, для него вообще не проблема чередовать эти приёмы в любой последовательности и с любой частотой. Эса и Томи показывают всё, что умеют, от кондового олдскула до невесомых прог-роковых аранжировок. Ян, пожалуй, выдал безоговорочно лучшую свою работу за всё время пребывания в группе. Никласу моё отдельное почтение. Его бас-партии сочны и увесисты, и, что немаловажно, не ограничиваются повтором ритм-гитары. Сантери Каллио. Снимаю шляпу. Надеваю. Снова снимаю. Запас простых и поистине волшебных мелодий у него совершенно безграничен. В части же умения играть быстрые и техничные соло многочисленные коллеги по цеху могут только восхищённо у него поучиться.
Альбом начинается и заканчивается двумя грандиозными эпиками, которые вполне могут заставить покраснеть таких мастеров этого дела, как Moonsorrow. Ну, конечно, если не брать во внимание длительность песен. «Гроульные» партии с двойными бочками чередуются с чистыми и… повествовательными, что ли. У этого альбома могло быть только такое начало (Ilmatar the ancient!…). Это просто потрясающе. Вторая вещь, Mermaid, убила меня наповал с первого же прослушивания. Она гениальна во всём: основная мелодия, негромкий женский вокал, обрамляющий основную линию, двойной гитарно-клавишный рифф, непосредственно гитарная же обработка его…. И чистый, как слеза, вокал Томи. Именно на эту песню нужно было снимать клип, картина в голове разворачивается совершенно сказочной красоты. Эта песня — маленькое солнце этого альбома. И, как и всякое солнце, имеет свои пятна. Мелодию припева можно было бы развить в несколько другом направлении, и, возможно, несколько продлить. Страшно представить, как бы тогда я относился к этой песне. My Enemy суть первый привет олдскулу на этой записи, причём риффовка напоминает даже больше «Перешеек», чем «Сказки». Партия же лидер-гитары передаёт тёплый привет «Дому сна» с «Затмения». Не в последнюю очередь из-за этого я считаю данную вещь слабейшей на альбоме. You I Need слишком хорошо уже всем известна и слишком много раз прослушана, чтобы о ней можно было сказать что-то новое. Просто для меня она раскрылась не сразу. Она очень романтичная. Это здорово.
«Песня мудреца». Как хотите, но выделю отдельным абзацем. То, что альбом посвящён культовому в финской мифологии вообще и главному в Калевале персонажу Вяйнемёйнену, чьё славное имя я, недостойный, имею честь использовать как никнейм, известно давно. Также давно поставил плюсик себе в карму, что догадка о главном герое посетила меня задолго до того, как это было объявлено группой. Так вот, если вы не знакомы со старым Вяйне — вам сюда. Слушать эту песню. Понимать вроде бы немудрёный текст, когда он появится. Пустить в своё сердце вот этот вот, казалось бы, совершенно чуждый развитию мелодии припевный оборот. Эта вещь многогранна, причудлива и противоречива как сам Вяйнемёйнен. Она о нём. Она — это он.
«Три слова». Блестящий номер, стилизованный в формате «Туонелы/Универсума». Плотные гитарные рифы с густой как подлива клавишной подкладкой, и на этом фоне — невесомые облака саксофона. Мелодические гармонии явно из старого наследия, концовка тоже аранжирована под дум/дэт. И красивый текст.
Reformation, с вашего позволения, я тоже вынесу отдельно. Таких проработанных эхо-риффов я не слышал с «Универсума». Такого эмоционального вокала от Томи я не слышал никогда, при том, что как раз игра голосом — его конёк. Если «Русалка» — солнце этого альбома, то это— полная луна. Может, даже ржавая.
Soothsayer — полный олдскул. От и до, и на этот раз в стилистике «Сказок». Мощная, свирепая вещь и женский вокал только подчёркивает это. Плюс обязательные «восточные» напевы. Память о корнях, во всех смыслах. On A Sranded Shore — это жемчужина, играющая блеском как солнца, так и луны. Мелодически как с «Элегии», аранжировано скорее под Skyforger. Опять русалка, опять романтика. Очень энергичный, хоть и небыстрый номер. Про Escape скажу коротко: если бы Iron Maiden были финнами, они бы играли именно так. По музыке же — помахали рукой “Far From The Sun”. Crack In A Stone, пожалуй, самая тяжёлая и прогрессиваня вещь диска. Стопроцентный «новый» Аморфис, этот трек легко мог быть на любом альбоме, начиная с «Затмения». Ну, и отличнейший финальный эпик, представляющий собой аллюзию на My Kantele. У него тоже всё в порядке с хитовостью, но есть у меня к нему небольшая претензия, а именно к первому басовому рифу. Какой-то он нарочитый. Простой, но вычурный. Но это на побрюзжать, не более. Бонус-трек же сейчас прослушал три раза, чтобы составить впечатление (всё остальное отслушано уже и не сосчитать сколько раз, жаль, ластфм мне в этом не поможет). И бонус лишь подтверждает моё впечатление, о котором в последнем абзаце. Вещь явно в духе «Элегии/миньона «Моё Кантеле».
А впечатление таково, что, вобрав в себя всё лучшее из обширного наследия, альбом также является неким отчётом о проделанной работе за все эти годы. И отчёт потрясает. Таким людям нельзя на пенсию. Это наши маяки!
Впоследствии ещё накалякаю полноценную рецензию, не такую сумбурную и значительно подправленную, а также укороченную. Сейчас, извините, никак.