Кстати в последних расстрелах не мало места уделено шведодэту, думаю здесь будет уместно:
http://valhalla.stillclouds.com/shootxc.htm1
Однако да… не обойти и не объехать швецкий андеграунд двадцатилетней давности. Многие знают группу GRAVE, однако не все слышали записи, сделанные до начала её систематической активности. Вне всякого сомнения, все записи МОГИЛЫ до 1994 года являются абсолютным мастхэвом для любого дэтстера старой закалки; однако были у этих ребят и другие записи – например, единственное демо “Painful Death”, записанное в 1989 году под вывеской PUTREFACTION. Собственно, не очень понятно, был ли это сайд-проект GRAVE, или же в какой-то период времени PUTREFACTION была фактически предшественницей GRAVE – с момента своего основания в 1984 году группа сменила достаточно дохуйа названий (RISING POWER, ANGUISH, DESTROYER, CORPSE), и сейчас вряд ли кто-то сможет достоверно ответить на вопрос о тогдашнем фактическом статусе PUTREFACTION. Поэтому пора переходить к демо-ленте – на ней записано три трэка, два из которых – “Severing Flesh” и “Putrefaction Remains” – в дальнейшем вполне официально издавались уже от имени GRAVE. Итак… 12 минут брутального кладбищенского death metal, заточенного под вызывающе жестокое обращение с трупами и причинение страданий живым людям. Несложный, но качёвый и разнотемповый материал с превосходными забористыми риффами, истеричными гитарными соло и пугающим гроулом Олы Линдгрена (Ola Lindgren). Традиционно полуподпольный, но очень правильный саунд даёт основания расценивать эту запись как (не единственно, но всё же) эталонную для шведского death metal первой волны. Здесь нет двухбочечной канонады и нет бластбитов, но это нисколько не портит музыку и не влияет на убедительность и драйв. Категорические рекомендации к заслушиванию.
“Ага”, – хмыкнет цыничный читатель, “а где же абзац о CORPSE?”. Думаю, что таких недовольных не найдётся по двум причинам – во-первых, мало кто слышал группу-предшественницу GRAVE и помнит о ней, а во-вторых, абзац о шведской банде CORPSE и единственном её официальном демо “Black Dawn” (1986) будет прямо сейчас. На “Чёрной Заре” троица в составе Ола Линдгрен (Old Lindgren), Йорген Сандстрём (Jorgen Sandström) и Йенса Пауллсон (Jensa Paulsson) впервые решилась шагнуть за границы трэш-метала. Это бы всего лишь шаг, и трэшевая составляющая очень сильна на этом демо, но уже здесь слышны основы будущей шведской дэтовой школы – сочный хриплый вокал, бронебойная риффовая подготовка, умение грамотно чередовать средние и быстрые темпы для раскачивания слушателей…Правда, за все 11 минут сложно отделаться от ощущения, что это не дэт-металлический сайд-проект парней из SLAYER – как минимум, половина риффов очень точно копируют хэннемановский почерк. Позже, когда Линдгрен и Ко перезаписывали титульный трэк этого демо для миньона GRAVE “…And Here I Die …Satisfied” (1993), они избавились от слэйеровских призраков за счёт значительного утяжеления саунда и понижения гитарного строя.
2
Однако вовсе незачем только и делать, что шариться по тёмным забытым сусекам – отчего бы, например, не заслушать дебютную демо-запись “Cemetery Inhabitants” (1988) незаслуженно забытых сегодня шведов SUFFER? Плотный мясной саунд и 13 с лишним минут [мат->бан]атых, драйвовых риффов. Эти волосатики во главе с Йоакимом Ёхманом в начале своём вдохновлялись, судя по всему, правильным трэш-металом, так как на кассете этой записан трэш/дэт – вокал чересчур жёсток для чистого трэша, ну и ряд риффов имеет всё-таки очевидный дэтовый уклон. Ритм-секция не играет бластбитами, а упорно “валит” тупую трэшевую “ярмарку” с редкими ломаными среднетемповыми кусками. В целом же эта кассета совершенно о[мат->бан]на в смысле качества материала и его подачи, и должна адски вставиться тем, кто угорает за поздний DARK ANGEL, EXHORDER и VIKING, но душа требует чего-нибудь поподземней, пошершавей и побрутальней… и ещё чем-то “Обитатели Складбища” напомнили мне ранний MERCILESS. Такие дела.
Вообще говоря, на закромах шведской дэтовой сцены тех лет можно накропать не один Расстрел. Посмотрим, что осталось у меня в памяти… Вот, демо-кассета “Cerebral Cessation” – группа EXPULSION, 1989 год. Между прочим, наряду с TREBLINKA – кузница кадров для группы TIAMAT. Вылупилась она из скорлуп трэшеров RIVER’S EDGE, и сразу начинала с классического death metal, в котором находилось место даже печальным doom’овым квадратам. Как показало время, те риффы, которые в своё время казались мне банальными и предсказуемыми, спустя много лет оказались ещё и весьма [мат->бан]атыми… Так что вкупе со смачным вокалом, с увесистым и убедительным саундом (отсутствие триггеров как нельзя кстати!), “Остановка Мозга” оказывает крайне благотворное воздействие на мою зачерствевшую и обмозоленную душу. Парни играли размеренно, не спеша и не тормозя почём зря, грамотно выстраивали структуру трэков, ну и вообще делали всё по правилам – однако ж, несмотря на два полноформатника 1994 и 1996 гг., так никогда и не нашли адекватного отклика в широких слушательских массах. И не нашли известно почему – потому что предали этот самый, корневой и единственно верный death metal, и стали играть всякую [мат->бан]ю. К счастью, в середине 1990-х гг. слушатели ещё не умели прощать такие фортели, и забивали на некогда уважаемых авторов метровый болт. Чтобы наверняка. И поделом.
Впрочем, история знает и обратные примеры – например, сырая дэтовая шведская TREBLINKA (были некогда ещё и одноимённые канадские трэшеры), которая однажды превратилась в основательный и печальный, а потом в яркий и вызывающе красивый, а потом в психоделичный и ебанутый TIAMAT, который дожил в своём нынешнем [мат->бан]нском обличьи до самых нынешних дней. И слушатели простили Эдлунду сотоварищи все ихние выверты… ну а как не простить, если именно из-под их рук вышли миньон “Gaia” и полноформатник “Wildhoney”? Такие релизы дают карт-бланш на любые извращения… Вот, ну а если (всё-таки) говорить именно о ТРЕБЛИНКЕ, то имеет смысл остановиться на 1989 годе и втором её демо – “Sign Of The Pentagram”. Мрачный оккультный death metal, написанный самим Эдлундом и записанный под присмотром “отца” Никке Андерссона из NIHILIST – это безусловная классика шведской школы дэта. Нарочито примитивный материал без лишних нот заточен ровно под то, что изображено на кассетном вкладыше – подземелья и Темнота. И участники группы с подсвечником и в трупной раскраске. Качает весь этот примитив о[мат->бан]но, и совершенно правильно отражает суть death metal как стиля… “Nocturnal Funeral”, “Evilized”, “Necrophagous Shadows”, “Mould In Hell” – дэт-метал на эти ортодоксальные темы можно писать бесконечно. Забавно выполнены соло – они всегда оказываются чуточку внезапными, утоплены в мощном ревере и заставляют слушателя встряхивать головой, которая методично покачивается в такт риффам. Ну и, в качестве примечания, обширный перечень благодарностей и приветствий во вкладке не только даёт представление о тогдашней вовлечённости TREBLINKA в сцену, но и ненавязчиво показывает заинтересованному слушателю, что ещё нужно слушать по выбранной теме. Тут и вспоминать ничего не нужно…