...
Лучший.
Только такого лаконичного эпитета заслуживает Circle – свежий альбом всегда свежих финнов, которым и болота по колено, и Перкеле - брат родной. Собственно, этим определением можно и ограничить обзор, не пытаясь дальше подогнать под него доказательную базу, подбирать нужные слова и постепенно теряя связь с реальностью, уноситься в своих размышлениях за пределы рассматриваемого. Но ведь так хочется отдать дань группе и сказать простое “спасибо”, пусть сухие слова не могут полностью передать ощущений и того восхищения, что вызвал во мне Circle.
Не знаю, вкладывали ли финны какой-то конкретный смысл в название альбома, но даже если это не так, в нём видится некий символизм. Многие порой упрекали и упрекают группу в некой закольцованности их позднего творчества, в отказе от поиска новых составляющих, эксплуатации одних тех же идей и т.д. Зерно истины в этом есть, но я предпочитаю рассматривать их движение, начиная с Eclipse, как движение по прямой, с лёгкой рябью (единичными отходами в “тяжёлые” области), и, рано или поздно, эта прямая должна была либо кардинально сменить вектор, либо замкнуться, либо завязаться тугой петлёй на шее группы... И, пусть это и прозвучит как тавтология, но Circle замкнул круг. Медленно и усердно аккумулируя наработки, идеи и энергию на Eclipse, Silent Waters и Skyforger, уже на The Beginning of Times группа начала конкретно тащить, а сабж вовсе взорвался сверхновой - красивейшим последним моментом в жизни звезды. Аналогия пусть несколько пугающая (всё-таки хочется, чтобы это был не последний момент группы), но достаточно чётко отражающая суть: Amorphis записали чудесный альбом, превзойти который финны если и смогут, то не в этой жизни.
Сразу хочу предостеречь от неверных толкований моих слов про предыдущие релизы – они ни в коем случае не являются статистами, как это может показаться. Несмотря на общую схожесть между ними с точки зрения как музыки, так и концепции, в них всегда находились нюансы, позволяющие им звучать отлично друг от друга, и каждый из них можно было рассматривать как самостоятельную единицу. Но после выхода Circle случилось непоправимое – они потеряли свою независимость, превратившись в один мощный пролог перед сабжем. И лишь за это я готов его ругать.
Главной особенностью Circle, в первую очередь, является заложенная в него амбивалентность. Он одновременно один из самых тяжёлых, и, в то же время, местами он звучит так легковесно, а Томи берёт такие неестественно для себя высокие ноты, что уши на лоб лезут. Для проверки этого тезиса достаточно ткнуть в “Hopeless Days”. С другой стороны поражает умение комбинировать стили, не давая при этом альбому рассыпаться. Фолковые инфлюэнции насыщают в тех или иных дозах почти все песни, обретая пристанище в чудесной “Narrowpath”, а лёгкая прогрессивность звучания не сбивает с толку, но добавляет терпкие нотки.
Но это всего лишь попытки рассмотреть диск, с максимальной долей объективности ища в нём в нём отличия от прошлых работ. На самом же деле, ничего нового финны не показали, всё, что присутствует на “Circle” было отчасти характерно и для Eclipse, и для Skyforger. Основа успеха здесь – доведение каждого аспекта чуть ли не до совершенства, тщательная обработка деталей, баланс. Скрывать не буду, Circle является первым альбомом с Йоутсеном, который я слушал на одном дыхании, и в котором практически нет слабых мест. При всех своих несомненных достоинствах, ни Eclipse, ни Silent Waters, ни Skyforger так и не смогли растворить меня в себе полностью, стать неотъемлемой части моего музыкального мирка. Какими бы отличными ни были “House of Sleep”, “Brother Moon”, “Weaving the Incantation” и “From the Heaven of My Heart”, - их усилий недостаточно. А тут просто некуда деваться. Если в куплетных частях отдельных песен ещё можно отвлечься и спокойно полистать буклет (который весьма “не весьма”, должен сказать), то припевы лишают подобной свободы действий и намертво приковывают внимание к альбому. Почти в каждом треке эта составляющая вызывает как минимум сдержанный восторг, но самая жара таится в безусловном хайлайте – “Nightbird’s Song”. Припев гроулом там способен мёртвых пробудить, а сама песня, словно раскалёнными гвоздями, вгоняет бесов во всё живое. Дежурные тяжёлые треки всегда были визитной карточкой позднего Amorphis, но редко когда они были, собственно, лучшими на диске. Если быть точным – никогда. Ни “Perkele”, которая в своё время немало шороху наделала, ни “Soothsayer” (не лучшая, но одна из лучших в 2011-м), ни, тем более, безобразная “Majestic Beast”. И уж совсем нельзя было, как казалось, рассчитывать на изменение в этом плане на Circle, где количество неоспоримых хитов перевалило за все мыслимые пределы, в связи с чем “Nightbird’s Song” могла претендовать лишь на статус “не испорчу обедни”. А она её украсила, став главным блюдом.
Не испортил этой обедни (хотя и очень пытался) и Питер Тэгтгрен – человек, имя которого наводит ужас на любителей качественно сведённого материала. А с недавних пор - качественного материала вообще. Лично мне до сего момента личность Питера как музыканта была до одного места, а как продюсера – до более далёких мест. Но когда пути финских кудесников мелодичного металла и гения продюссирования пересеклись, мне стало очень интересно, зачем господин с фамилией, где согласных в три раза больше гласных, захотел из Circle выковать очередной Virus, где гитары вместо стены звука создают стену песка, а ударные звучат словно из прямой кишки. За убитые бочки, например, считаю необходимым сломать ему пару пальцев, и ещё один, авансом за будущие “свершения” на этом поприще. Но как бы он ни старался придать альбому неестественное для него звучание, тот всё равно звучит так, как и должен звучать один из лучших релизов года – незашоренно, свежо и хитово.